ВКонтакте
Twitter
Facebook
RSS
WAP
iPad
iphone
Реклама в газете
Реклама на сайте

Дети Олега Ефремова воюют с МХАТом

Опубликовано 30 Апреля 2002 г. Номер 16 (378)
ВЕЛИКИЙ АКТЕР И РЕЖИССЕР: достоин отдельного музея

ВЕЛИКИЙ АКТЕР И РЕЖИССЕР: достоин отдельного музея

- Недавно вышла книжка критика Анатолия Смелянского о МХАТе, где он не очень лестно отзывался о вашем отце. Как вы к этому отнеслись?
- Конечно, у многих после публикации в "Известиях" глав из книги был шок. Написана она талантливо и очень неравнодушно. Но мне ничего нового книга не открыла, так как все происходило практически на моих глазах. Что касается фактов, мне трудно занимать какую-то позицию: я считаю, что если кому-то не нравится, пусть напишет свою книгу.
Папа - совершенно бездонен, безграничен. Смелянский увидел это. Но еще массе людей есть что сказать. Надеюсь, они напишут воспоминания. А насчет того, что мой папа описан как бабник и алкоголик, - это автор статьи что-то перепутал. Сейчас глупо скрывать: да, он пил, в нашей стране - это не порок. Но будь он даже горьким пьяницей - хотя это было не так! - вы подумайте, что он сделал в жизни. Может быть, это и были те самые гири на ногах, которые держали его на этой земле - если их отвязать, он улетит.
Кстати сказать, среди огромного количества пьющих людей папа был единственным, кто в этом состоянии был приятен. В подпитии он мне много чего обещал - взять, например, в Америку. Я верила… Как мне однажды сказал Горбачев: "Мы с твоим отцом - преждевременные люди". Папа принадлежал своей эпохе, но был не до конца понятым…
Я сама хочу написать книжку, у меня весь компьютер забит набросками к ней. Жила я раньше в писательском доме, у станции метро "Аэропорт", и поэтому с детства "варилась" в обществе известных людей - на один квадратный метр приходилось по 2-3 гения. И я думала, что весь мир такой. К сожалению, это далеко не так…
- А вы сейчас общаетесь с Михаилом Сергеевичем?
- Когда папа умер, я поняла, что прежняя жизнь кончилась, надо начинать новую. А как это сделать - не знала. И потом мне кто-то сказал: "Вот у Никиты Высоцкого есть фонд его отца, почему бы тебе тоже не открыть?"
Горбачев является членом попечительского совета Фонда Ефремова. Папа мне все время говорил: "Не спеши!" А я такой человек эмоциональный, что сразу обратилась к Михаилу Сергеевичу. И он с ходу одобрил мой поступок, поддержал морально, потом очень помог в становлении фонда - со своей "высоты" сделал несколько важных звонков… Они с папой действительно были очень близки. Горбачев был на его последнем дне рождения. Папа тогда уже не выходил из дома - был привязан к кислородному аппарату.
Сегодня фонд разворачивает деятельность - это оказалось безумно интересно! Хотя многие меня поначалу пугали: "Никто тебе денег не даст"! Денег действительно не дают, но понимание - удивительное. Увы, нет у нас пока отлаженного механизма налоговых льгот, которые бы помогали богатым людям, помогать нуждающимся материально. Сейчас я более-менее поняла, как доставать деньги. Мы будем снимать фильм о папе, этот год ведь юбилейный.
- А на какие деньги фонд существует?
- Недавно мы провели аукцион по продаже эксклюзивных собачьих диванчиков. Не надо вплотную привязывать, мол, Ефремов любил собак, поэтому… Просто фирма, которая делает эти диванчики, хочет нам помочь, но они не могут дать нам деньги, поэтому подарили диванчики. Приятно, что люди пытаются нам помочь: кто-то дарит оргтехнику, кто-то - мебель для офиса. Кстати, зарплату у нас в фонде получает только бухгалтер. Она, правда, сидит на нулевом балансе, но ей за работу мы должны платить.
- А почему бы вам не обратиться к Юрию Лужкову, который является членом попечительского совета, с просьбой о помещении?
- Конечно же обращусь. Но это тоже надо делать продуманно - помещение мы должны будем, конечно, отремонтировать, взять на баланс, должны оплачивать все, иметь инвесторов… Прежде мы должны собрать достаточную команду. Я верю, что все сложится - мне кажется, папа там, на небе, думает: "Ну ладно, всю жизнь я занимался творчеством, пусть теперь дочь займется творчеством". И мне действительно кажется, что он меня поддерживает. Вот, например, когда мне хреново, я включу телевизор, и там обязательно будут показывать папу. Я раз в неделю прихожу на кладбище и с ним очень темпераментно общаюсь. Я с ним спорю, размахиваю руками - вплоть до того, что рассказываю ему последние анекдоты. Несмотря на то, что моя мама и папа разошлись, когда мне было три года, мы всегда с ним рядом.
- А Олег Табаков, который сейчас является главой МХАТа, входит в попечительский совет фонда?
- Нет… Он сначала дал согласие, но потом устранился, потому что он включен в "комиссию по увековечиванию памяти" при Министерстве культуры и, как он мне объяснил, ему не совсем этично быть членом попечительского совета фонда. Мне странно другое - почему мы с братом не включены в эту комиссию. Я даже написала министру культуры, Михаилу Швыдкому, письмо. Я - президент фонда, дипломированный театровед, Миша - заслуженный артист, много лет проработавший с папой, в конце концов мы - законные наследники! Комиссия создана из людей очень уважаемых, но если посмотреть на список, то этих людей невозможно собрать вместе! Несколько человек в Питере, некоторые просто гиперзаняты.

НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ИЗ ЕФРЕМОВА СУМАСШЕДШЕГО ПРОФЕССОРА

- У вас, вроде, вышел какой-то конфликт с МХАТом?
- Ситуация для меня просто необъяснимая. Существует МХАТ, существует накопленное за 30 лет папиной работы в этом театре личное имущество. Существуем мы, наследники, и этого никто не отрицает. Может быть, есть спорные моменты, например, "подарки Ефремову, сделанные ему как художественному руководителю театра". Есть опись на 130 листах, где указано все, что находилось в кабинете. Из всего этого мне были переданы белые тапочки…

АНАСТАСИЯ ЕФРЕМОВА: возглавила фонд имени отца

АНАСТАСИЯ ЕФРЕМОВА: возглавила фонд имени отца

Я не говорю о том, что там осталось много подарков, сделанных мной папе. Понятное дело, в кабинете за 30 лет накопилось много всего. Вроде бы, у нас уже была достигнута договоренность с Олегом Табаковым… При этом он сказал мне по телефону такую странную фразу: "Слушай, а почему они тебе не отдают вещи"? Это говорит мне художественный руководитель театра! Кто "они"? Говорил он мне, чтобы я приезжала и забирала все. Но у меня же нет цели все папино имущество сложить дома в коробки и смотреть на него длинными темными ночами! Мы с братом хотим официально вступить в наследование. Пусть все лежит в театре - ради Бога! Но печальный опыт показывает, что когда организацией мемориалов занимаются близкие люди - все получается. Когда чужие - все идет коту под хвост.
Сейчас этим занимаются хорошие, грамотные люди, хотя у моего брата другое мнение. Мне один чиновник женского пола сказала: "Пока я жива, у вас ничего не выйдет"! А что потом? Мы с Мишей пока не старые люди, у нас по трое детей, все они - Ефремовы. Опять же существует фонд. И я считаю, что Ефремов заслуживает отдельного музея, а не кусочка фойе в театре, где сейчас выставлены кое-какие вещи из его кабинета.
"Олег Николаевич хотел, чтобы эти вещи оставались в театре", - говорят мне. Ну это бред. Не надо делать из Ефремова сумасшедшего профессора! Он очень опытный чиновник, не раз возглавлял комиссии по наследию и прекрасно знал, как все это делается. Я от него никогда подобных высказываний не слышала. По всем законам наша с Михаилом добрая воля - отдать им это или забрать себе. Мы даже обсуждали такой момент: мы вступаем во владение и передаем имущество театру. Это надо для того, чтобы за папины вещи официально отвечали я и Михаил. Потому что мне важна каждая авторучка, каждая пепельница. Я не выбросила ни одного его галстука, ни одной рубашки! А теперь это хранится там, куда сегодня меня впустят, а завтра могут не впустить.
У меня, конечно, есть личные претензии - мне не дали ни одной папиной фотографии, причем говорят: "Если тебе нужно, Настя, всегда обращайся!" Тут мне недавно были нужны для презентации четыре фотографии - мне не дали! Я не знаю, может быть, мои слова можно расценить как клевету, но, может, это все так происходит потому что половины вещей уже нет? Странно, что люди, которые работали с папой бок о бок, считают, будто они имеют монополию на папино имущество. Хотя, кстати, театр "Современник" отдал мне все, что у них осталось от папы. Там я, как дома.
- Вы не думали над тем, чтобы вернуть принадлежащее вам имущество через суд?
- Я считаю, это отвратительно - таскаться по судам. Это безнравственно. Но если честно, у меня нет никаких сомнений, что я суд выиграю. У меня же есть даже письмо из министерства - вернуть все наследникам. Но я же не пойду во МХАТ с приставами.
- Вы не были во МХАТе на спектакле после смерти Олега Николаевича?
- Нет. Я была там на вечере памяти в годовщину смерти папы. Вечер прошел замечательно, если бы не один момент, который меня просто шокировал. В тот день на всех креслах в зале лежали маленькие буклетики, где были подобраны разные высказывания именитых людей в папин адрес. Все было бы замечательно, если бы эти фразы не были взяты из старых поздравлений папе. Представьте, идет текст, заканчивается: "Желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни". И это в годовщину смерти! Мне было ужасно это читать.

С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОЛЬЗОВАЛАСЬ ГРОМКОЙ ФАМИЛИЕЙ

- С кем Ефремов общался из политиков?
- Он был в теплых отношениях с Евгением Примаковым. Очень ему был симпатичен Шеварднадзе. Папа никогда не преувеличивал своей значимости. Однажды был он в Кремле во время визита "железной леди" Маргарет Тэтчер. Пришло много известных людей, со всеми она знакомилась, но, когда увидела папу, просто обомлела. Она, скорее всего, и не знала, кто такой Олег Ефремов, просто не устояла перед его мужским обаянием. Сказала: "Если бы знала, что здесь будет такой красивый мужчина, я бы, наверное, оделась бы не так официально".

ОТЕЦ И ДОЧЬ

ОТЕЦ И ДОЧЬ

- Навряд ли он был знаком с Путиным…
- Да, они, вроде, не были лично знакомы. Но когда Владимир Владимирович был у папы на похоронах, он проявил совершенно удивительное понимание - сказал мне много хороших, поддерживающих слов… Он мне очень симпатичен - даже чисто по-женски. Во время выборов по телевизору показали, как он ходит в куртке-аляске, невысокого роста, сразу было видно - мужик вошел. И когда он меня на похоронах держал за руку, я чувствовала, что он - великий человек. Не считая папы, только от двоих людей исходила такая аура, физическое тепло - от Путина и Горбачева. Несмотря на то, что у Михаила Сергеевича абсолютно черные глаза. Путин тогда сказал мне, что я могу к нему обращаться по всем вопросам, даже по самым личным. И я поняла, это - не пустой звук.
- Ваш брат, помнится, в одном из интервью сказал, что Ефремов познакомил его с Леонидом Брежневым. Не было ли у вас таких интересных знакомств?
- Понимаете, я же росла среди таких людей - абсолютно всех звезд того времени. Однажды я поехала отдыхать в студенческие каникулы в Звенигород. Не одна, конечно, с братом Мишей, Антоном Табаковым и Денисом Евстигнеевым - сыновьями популярнейших актеров. И мы в шутку накатали жалобу на работу местной столовой, хотя были там всего раза три. Не успели мы дойти до корпуса, как нам навстречу выскочил директор столовой: "Ребята, вы правда хотите, чтобы меня сняли с должности"? Мы, конечно, смутились, спросили: "Неужели из-за одной бумажки может такое произойти"? Он говорит: "Вы посмотрите - жалоба, и подписи - Евстигнеев, Табаков, Ефремов"…
- А вы часто пользовались папиной фамилией?
- Всегда пользовалась, с большим удовольствием. И в институт я по блату поступила. Не думаю, чтобы папа куда-то звонил. Но представьте, приходит в ГИТИС на театроведческий поступать Настя Ефремова.
Или после того, как папе дали звезду Героя Соцтруда, он получил возможность пользоваться закрытой столовой-распределителем. Когда папа куда-то уезжал, он отдавал мне талоны, по которым можно было тогда раздобыть фантастическую еду. Мы набирали - в те-то годы - колбасы четырех видов, икру, морские гребешки, другие деликатесы…
Также папина фамилия помогла мне во второй раз выйти замуж. У моего мужа через неделю - гастроли, а в загсе нам назначили дату регистрации - через месяц. Мы с будущим мужем попросили папу подъехать с нами во Дворец бракосочетаний, чтобы ускорить процесс. Церемониймейстер, завидев папу, сразу же выгнала из зала остальных молодоженов, и нас быстренько поженили.


Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите "Ctrl+Enter"!
Loading...


Последние комментарии

Неважно 06.05.2004 02:54

А немогли бы вы поюольше добавить о детях Олега Ефремоваи его внуках, особенно о детях Михаила Ефремова

Рейтинг: 0  
Валерий БАРД 05.05.2002 02:09

Анастасия Олеговна! Ваш рассказ о теневых низменностях лубочных совковых чинуш, блистательно блистающих в ярких светах юпитеров на публике, еще один яркий мазок в создаваемую общестенным мнением картину, любовно в душе каждым здравомыслящим из нас называемой "Дерьмовщина нашей Жизни."
Спасибо за искренность! А нам урок и узелок!

Рейтинг: -1  
TT 02.05.2002 04:28

ya odnogo ne poymu,kak on mog rukovodot` teatrom 30 let,s 1979 goda?esli schitas` s 2002 goda to proshlo vsego lish 23 goda,nesovpadeniya,proveryayte chto pishite!!!

Рейтинг: 0  
Катя 01.05.2002 04:39

Согласна с Олегом. Сама из себя эта Настя ничего не представляет , зато знает с детства как можно управлять фамилей Ефремов. Всё забыть не может , что она папе подарила. Природа отдыхает на детях, но зато они знают как на родителях деньги делать.

Рейтинг: +3  
оса 01.05.2002 01:25

ну, всегда найдется какашка,вроде этого вещего олега. А статья хорошая, спасибо.

Рейтинг: -2  
Ameno 30.04.2002 08:03

Хорошая интересная статья!
Побольше таких бы в вашей газете, а то про воспоминания "как я спала с бандитами" ни в какие рамки!
Молодец Елена Лаптева, так жержать!

Рейтинг: -1  
Олег 30.04.2002 07:47

Да, прочитав статью, понимаешь почему Ефремов бросил когда-то маму Насти.
Настя, а почему твои дети носят фамилию Ефремова, дедушки? Что насчёт фамилии их папы? Ты ведь когда-то взяла фамилию папы,а не мамы? А? Да всё у тебя построено на выгоде, очень удобно иметь фамилию Ефремова, а где же гордость твоего мужа или всё затмевает алчность?

Рейтинг: +3  
Никифор 30.04.2002 04:47

На мой взгляд, Елена Лаптева - вообще лучшая журналистка газеты. Каждую ее статью я жду с нетерпением, если ее нет в газете - очень расстраиваюсь. Спасибо вам за хорошие статьи. И приезжайте к нам в Кривой Рог, в Украину.

Рейтинг: -1  
Cонька 30.04.2002 01:01

Очень приятная и интересная статья.
Эта статья как луч солнца, среди всей
этой мерзости. что предподносит нам
СМИ. Спасибо.

Рейтинг: -1  


Загружается, подождите...











>

    
!--BEGIN Videoclick eg.ru (VideoClick)-->
Loading...