Почему новый закон об ОСАГО никому не выгоден

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА / Комсомольская правда
Минфин намерен дать страховым компаниям больше свободы в установке тарифов, но лучше от этого не станет ни автовладельцам, ни самим страховщикам

К необходимости кардинально реформировать рынок ОСАГО государство пришло еще в конце 2015 года. Автостраховщики постоянно жаловались на то, что сфера обязательного страхования убыточна и требовали либерализации. В итоге страховым компаниям предложили выход — готовьте свои предложения по поводу того, как должны формироваться тарифы и какими должны быть коэффициенты. Вот только за полтора года страховщики и пальцем не пошевелили. В итоге за дело пришлось браться Минфину, который разработал законопроект, неудобный для всех.

Коэффициенты ползут вниз

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается сейчас по следующему принципу: к базовой ставке прибавляются различные повышающие коэффициенты — за стаж, за аварийность, за мощность автомобиля и так далее. В итоге стоимость ОСАГО для опытных и аккуратных водителей легкового авто может составлять около 3,5 тысяч рублей, а для новичков или водителей, часто попадающих в аварии — свыше 4 тысяч.

Новый законопроект предполагает установленную государством максимальную планку стоимости полиса, а коэффициенты будут не повышать цену, а понижать. При этом из списка повышающих цену факторов уберут мощность автомобиля и территориальный коэффициент, зато введут коэффициент по количеству нарушений ПДД.

Кроме того, Минфин предлагает варьировать стоимость ОСАГО в зависимости от манеры вождения автомобилиста. Чтобы определить, насколько агрессивен водитель на дороге, в автомобиль будут встраиваться специальные устройства телематики, отслеживающие действия водителя и определяющие стиль езды. Устанавливать эти устройства страховщикам придется за свои деньги, а это немалая статья расходов для и без того убыточного бизнеса.

Сергей Канаев, глава Федерации автовладельцев России

— Для страховых компаний такие реформы, конечно, невыгодны, им предлагают возможность понижать тарифы, но не дают повышать. Но Минфин делает это не просто так - у автовладельцев сейчас абсолютно не осталось доверия к страховщикам, многие просто перестают страховать машину. Новая система тарифов и коэффициентов должна это доверие вернуть, и если страховщики будут играть честно, то тогда то тарифы и пойдут вверх, - прокомментировал реформу глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

Автовладельцам не дадут сэкономить

Казалось бы, ограничение максимальной стоимости полиса ОСАГО должно радовать автомобилистов. Но ухудшение положения страховых компаний вряд ли пройдет безболезненно для водителей, страховщики будут отыгрываться на них по полной.

Еще один пункт законопроекта Министерства финансов — это выпуск трех видов полисов. Если сейчас лимиты выплат составляют 500 тысяч по вреду жизни и здоровью и 400 тысяч — по имуществу, то теперь к ним прибавятся еще два возможных варианта с выплатами по миллиону или по два миллиона в каждой из категорий. Вот тут то и кроется лазейка, с помощью которой недобросовестные страховщики смогут наживаться на клиентах.

— Сейчас некоторые страховые компании навязывают дополнительные услуги, без которых просто отказывают продавать вам полис ОСАГО, поскольку для них это невыгодно. Теперь вместо допуслуг автовладельцев можно будет склонять к покупке более дорогого премиум-полиса. И все будут говорить вам, что эконом-полисов просто не осталось в наличии, - говорит Сергей Канаев.

Таким образом, новая система в нынешнем виде невыгодна ни одной стороне, ни другой. Российский союз автостраховщиков уже высказался против предложенных Минфином изменений и направил министерству свои предложения. Обсуждаться реформа страхования будет уже на этой неделе, а направить законопроект на рассмотрение Госдумы планируется уже к осенней сессии.