DRIVE

Секретные разработки «АвтоВАЗа», которые загубила советская власть

Фото: Научно-технический центр АВТОВАЗ
В 70-80-х годах прошлого века дизайнеры «АвтоВАЗа» создали целый ряд впечатляющих по тем временам проектов, которые были на корню зарублены советской властью. Только подумайте, каким мог бы сейчас быть отечественный автопром, если бы ему давали развиваться.

«Нива»-амфибия

«Нива» - один из самых первых и безусловно самый популярный проект «АвтоВАЗА». Еще до появления первой серийной «Нивы» суперпроходимым армейским джипом заинтересовалось Министерство обороны СССР. Военные захотели себе такой же внедорожник, только чтобы в придачу ко всему он еще и плавал.

Проект получил кодовое название «Река» и индекс ВАЗ-2122. Разработка автомобиля-амфибии велась в строжайшей секретности, поэтому по документам внедорожник проходил не как военный автомобиль, а как «автомобиль для рыболовов и охотников». В отличие от классической «Нивы» амфибия имела полностью герметичный низ кузова, а плыл по воде автомобиль за счет вращения колес со скоростью 5 км\ч. Правда, пересекать на нем можно было лишь неширокие водоемы с небыстрым течением.

За 10 лет автомобиль сменил пять серий, его переделывали каждые два года. За эти годы было выпущено порядка двух десятков опытных образцов «Нивы». Ее хвалили за хорошие водоходные качества, а по части проходимости на суше «Нива» была не хуже легендарного УАЗа, вот только на конвейер военный джип так и не встал. Для мелкосерийного производства требовалось вложение 6 миллионов рублей, но у Министерства обороны СССР денег не было. В результате проект закрыли, а единственная оставшаяся в живых «Нива»-амфибия теперь хранится в музее «АвтоВАЗа».

Лада Опера

«АвтоВАЗ» мог бы производить не только массовые автомобили, но и машины представительского класса для советских дипломатов. Проектом такого автомобиля, который должен был называться Лада Опера, занимался дизайнер Владислав Пашко, создатель огромного количества вазовских моделей — модернизированной «копейки», «восьмерки», «Самары-2» и других.

Скриншот из видео

Лада Опера, создававшаяся по заданию сверху в начале 1970-х годов, должна была иметь собственное лицо и не быть похожа на зарубежные аналоги. Эскизы, сохранившиеся у Владислава Пашко, изображают по-настоящему революционный автомобиль для середины 1970-х годов — это стильное двухдверное купе, в салоне которого предусматривались не стрелочные приборы, а жидкокристаллические экраны и другие невероятные по тем временам технологии.

Однако проект слишком сильно отличался от всего того, что делал «АвтоВАЗ» до этого, поэтому дальше рисунков Лада Опера так и не продвинулась.

Скриншот из видео

Скриншот из видео

ВАЗ X-1

В начале 1980-х дизайнеры «АвтоВАЗа» вновь начали фантазировать на тему автомобилей будущего. Так появились экспериментальные проекты ВАЗ X-1 и ВАЗ X-2 — минивэны, которые воплощали представления конструкторов «Лады» о том, как будет выглядеть автомобиль 2000 года.

Фото: Научно-технический центр АВТОВАЗ

Автомобили имели необычную форму, благодаря которой их прозвали «вазовскими бананами». Однако дальше пластилинового образца в натуральную величину проект не продвинулся, хотя предпосылки для этого были — в 1986 году на «АвтоВАЗ» нагрянул Михаил Горбачев с супругой, которая, разглядывая альбом с макетами, наткнулась на ВАЗ X-1 и воскликнула: «А почему у нас такой машины нет!». После этого на ВАЗе был создан Научно-технический центр, однако из-за бюрократических проволочек проект минивэна все равно вскоре загнулся.

Фото: Научно-технический центр АВТОВАЗ