DRIVE

Игроки российского авторынка перераспределяют долю продаж General Motors

Российские автодилеры активизировали свои программы по привлечению клиентов ушедшей с рынка General Motors. Главным образом это делается за счет дополнительных скидок при trade-in.

 В 2015 году такая программа привела к увеличению продаж. К примеру, Ford увеличил свою долю продаж примерно на 2 тыс. машин, а также привлек11 региональных дилеров (в Ярославле, Ульяновске, Сыктывкаре, Томске и других городах (бывшие дилеры GM и один дилер Honda ) . Эксперты отмечают, что доля GM в целом полностью перераспределена: ее поделили Ford, Lada, Hyundai, Kia а также другие локализованные бренды (например Skoda).

Компания Ford Sollers с 1 июля запускает дополнительные скидки по trade-in (покупка машины со сдачей подержанного автомобиля) на автомобили иностранных брендов, покинувших российский рынок. Схема примерно такова: при покупке в trade-in Ford Fiesta дополнительная экономия составит 20 тыс. руб., для Ecosport, Kuga, Mondeo и Explorer — 30 тыс., для Focus — 40 тыс. руб. В прошлом году с апреля компания запускала аналогичную акцию — практически сразу после ухода с рынка General Motors. Председатель правления "Авилона" Андрей Павлович сообщил, что Ford распространял акцию не только на GM, но и на Honda и Acura.

Российский авторынок сжимается довольно продолжительное время, бренды начали покидать с начала 2015 года. Первой ушедшей маркой стал Seat, затем, в марте, GM (остался Cadillac, премиальные модели Chevrolet и СП с АвтоВАЗом). В сентябре свернула постоянные поставки через представительство Honda (включая Acura). Многие автоконцерны стали сокращать в России и модельный ряд: по данным "Авторевю", в 2015 году с рынка ушло 62 модели. В 2016 году уход моделей продолжается (Nissan Juke и Teana, Volvo XC70 и S80, Mitsubishi ASX и Lancer и др.)

В Ford Sollers рассказали, что при запуске программы в 2015 году это было скорее "декларативно, чтобы дать понять клиентам и дилерам, что компания в России долгосрочно". За первые два месяца действия акции было продано 800 машин, что в Ford Sollers сочли "неожиданным успехом". По мнению компании, программа оказалась довольно эффективной, поэтому решено ее возобновить, кроме того, при уходе с рынка других брендов акцию можно расширить. Возможность расширения акции не только на ушедшие бренды, но и на модели в компании считают хорошей идеей, которую возможно воплотят.

 Директор дилерского центра "Ford Рольф Сити" Владимир Мирошников называет программу сильным маркетинговым ходом, который позволит Ford привлечь клиентов, но пока о результатах говорить рано. На фоне низкой базы 2015 года продажи Ford в январе--мае, по данным АЕБ, выросли на 60%, до 16,9 тыс. машин, в мае рост составил 26% (3,5 тыс. машин).

Ford Sollers - не единственная компания, внедрившая подобный такому маркетинговый ход. Аналогичную акцию проводила Skoda с февраля по июнь. Представители Skoda не исключают, что компания может возобновить акцию "по итогам июля-августа».

Захватить клиентов ушедших брендов пытались не только представительства, но и дилеры. Например, в ГК "Автомир" сообщили, что проводили подобную акцию с 20 апреля по 20 мая: при сдаче в trade-in автомобиля марок GM клиенты получали дополнительную скидку 50 тыс. руб. Результат в компании оценивают в "несколько десятков автомобилей".

Член правления "Автомира" Владимир Петров прокомментировал ситуацию так: "Отдача от акций есть, но ниже ожиданий. Далеко не все клиенты уходящих марок поддаются панике, тем более что бренды Opel и Chevrolet поддерживают гарантию и поставку оригинальных запчастей».

Руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев отмечает, что после ухода концерна General Motors в 2015 году рыночные доли перераспределялись в пользу российской Lada, корейских Hyundai и Kia, сдержанно индексировавших цены. Также некоторая доля досталась ряду моделей Ford и Skoda.

В течение года в сегменте «В» наращивал долю Ford Fiesta, пока ее терял Chevrolet Aveo, в сегменте «С» росли продажи Skoda Rapid, снижалась доля Chevrolet Cruze. В сегменте «SUV» доля рынка снижалась у Opel Mokka, но зато росла у Ford Ecosport.