DRIVE

У Россиян возникнут сложности с  кабриолетами

На днях стало известно, что компания BMW решила не внедрять обязательную со следующего года систему ЭРА-ГЛОНАСС в свои кабриолеты и купе. В компании посчитали, что единичные и снижающиеся продажи этих очень нишевых моделей (на которые приходится лишь 2% от продаж) не окупят затрат. По техническому регламенту Таможенного союза с 2017 года все машины, выпускаемые в обращение в нем, должны оснащаться устройствами вызова экстренных оперативных служб.

 В результате покупатели в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии лишатся возможности приобрести BMW 2-й серии купе, купе и кабриолеты 4-й серии, включая М4, купе и кабриолеты 6-й серии, включая М-версии, всю текущую 5-ю серию, М5, Z4, I8, а также минивэны Active Tourer 2-й серии.  На 2017 год BMW надеется завезти в Россию машины в этом году, но можно ли будет купить в стране купе и кабриолеты в 2018 году — неизвестно. В то же время, автомобильные эксперты уверяют, что бояться массового ухода с рынка люксовых моделей не стоит.

В представительстве BMW пояснили, что сегодня рынок "невосприимчив к нишевым моделям", так называемые «эмоциональные покупки купе и кабриолетов» сильно сократились. На все остальные модели BMW внедряет систему ГЛОНАСС. В компании заявляют, что им очень важен российский рынок, несмотря на его хроническое падение. По мнению представителей автоконцерна, "у РФ наибольший потенциал роста из европейских рынков".

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи BMW в России за полгода сократились на 2%, до 14,2 тыс. штук, при этом бренду удалось нарастить присутствие на рынке на 0,2 п. п., до 2,1%. Доля продаж купе и кабриолетов в общем объеме составила около 2%, 304 машины. Для сравнения, в 2015 году их доля составляла 4,5% (1243 машины).

 В этом году компания намерена ввезти "достаточное количество" выпадающих моделей, чтобы покрыть спрос на них в 2017 году. Таким образом BMW планирует обойти требования техрегламента. Перспективы приобретения этих моделей в 2018 году очень неясны.  Однако, когда рынок начнет восстанавливаться, возможно принятие решения об их сертификации. Эксперты отрасли предполагают, что аналогичной схемой вполне могут воспользоваться и другие производители, например, в отношении моделей, которые планируется вскоре выводить с рынка.

Стоит напомнить, что саму идею избавить импортеров люксовых моделей от внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС около года лоббировали их производители — в частности, Volkswagen Group (куда входят Porsche, Bentley и Lamborghini): для единично продаваемых машин затраты на внедрение системы выше дохода от их продаж.

Для понимания вопроса, стоит указать, что у BMW стоимость интеграции одной системы составляет около €250 тыс. Стоимость испытаний — более 500 тыс. руб. без учета стоимости уничтожаемых машин.

Однако, профильные ведомства не поддержали эту идею. В Минтрансе отметили, что малыми партиями поставляются в основном машины с мощными двигателями. И именно "их владельцы отличаются скоростным и агрессивным вождением". А этот факт повышает актуальность наличия системы безопасности. Тогда в отрасли стали говорить об уходе с российского рынка не только определенных моделей, но и некоторых люксовых брендов целиком.

Но эксперты сохраняют оптимизм. Андрей Томышев из компании «EY» отмечает, что на результатах продаж BMW решение о сокращении модельного ряда серьезно не скажется. Из-за низкой доли в общих продажах. Эксперт также не ожидает массовых уходов с рынка люксовых брендов, просто потому, что "чем выше сегмент, тем менее чувствителен к цене клиент". Вывод очень простой, что компании смогут полностью переложить затраты на внедрение ГЛОНАСС на потребителя.