Почему в России не приживаются электромобили

На Западе электромобили продают сотнями тысяч, в России не продают и сотни штук

Экологичный транспорт захватывает планету — все крупнейшие автопроизводители заняты разработкой машин с электрическим мотором, продажи электромобилей в США и Китае превышают сотню тысяч штук в год, в странах Европы этот показатель составляет десятки тысяч. И только в России число проданных электрокаров не доползло даже до сотни экземпляров. Разбираемся, почему же россияне ни в какую не хотят пересаживаться на экологичный транспорт.

Отсутствие стимуляции спроса

В сравнении с бензиновыми аналогами цены на экологичные автомобили в России сильно кусаются. Цены на самый бюджетный электрокар Mitsubishi i-MiEV начинаются от миллиона , при этом внешне автомобиль подходит под категорию малолитражек, которые обычно стоят примерно вдвое дешевле. 

В других странах электрокары тоже стоят дороже, чем бензиновые автомобили, но разница в том, что государство делает все возможное для стимуляции спроса. Так, в США и многих странах Европы государство возвращает покупателям до 30% стоимости автомобиля — это та часть денег, которую дилеры отдают в казну в качестве налога. 

Фото: ПАО «МОЭСК»

Фото: ПАО «МОЭСК»

Даже в Украине, экономика которой, мягко говоря, сейчас не в лучшей ситуации, задумались о необходимости преференций для покупателей «зеленого» транспорта. По словам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, государство отменит до конца 2020 года налог на прибыль с продажи авто с нулевыми выбросами, а это минус 20-30% от стоимости машины. Кроме того, желающим приобрести электрокар даже будут предоставлять государственный грант на покупку в определенной сумме.

А что же в России? Единственной серьезной мерой для повышения спроса были нулевые пошлины на ввоз электромобилей, но они закончили действовать 31 декабря 2015 года. Несколько месяцев назад их все-таки продлили, но лишь до сентября 2017 года. Так что если вы хотите приобрести электромобиль, то делайте это сейчас — к осени его стоимость вырастет почти на 20%.

Отсутствие инфраструктуры

Даже если у вас есть достаточно денег, чтобы позволить себе электромобиль, эксплуатировать его в России будет задачей не из легких. Хорошо еще, если живете вы в собственном доме за городом. А если в многоэтажке? Не скидывать же каждый вечер из окна длиннющий кабель, чтобы подзарядить свое авто.

Еще в 2010 году московские власти обещали в течение года создать в столице разветвленную сеть из более чем сотни зарядных станций для электромобилей. Прошло почти семь лет, и что в итоге? К концу 2016-го в городе функционировали всего 9 электрических заправок. И это при том, что с 1 ноября 2016 года зарядки для электромобилей включены в список обязательных требований при оборудовании АЗС. Владельцы заправок оправдываются тем, что в Москве почти нет электрокаров, но откуда же им быть, если их здесь негде заряжать.

Фото: ПАО «МОЭСК»

Фото: ПАО «МОЭСК»

В ближайшее время зарядные станции появятся в Сочи. Вот только позаботиться об этом решило не государство, а сам производитель электромобилей — компания Tesla. Строить электрозаправки компания планирует и в других городах — в Москве, Петербурге, Казани и Самаре. В отличие от властей производители видят в российском рынке электрокаров большие возможности для роста, которые кто-то почему-то не хочет развивать.

Всему виною нефть

Почему же государство не делает ничего для развития спроса на «зеленый» транспорт? Возможно, ему просто невыгодно, чтобы электромобили набирали популярность и заменяли привычные бензиновые и дизельные авто. Ведь российская экономика основана на добыче нефти, и переход на альтернативные виды топлива неизбежно приведет к снижению потребления нефтепродуктов и следовательно падению экономики.

Мировой объем продаж электромобилей ежегодно растет примерно на 50%, и если эти темпы роста сохранятся в течении ближайших лет, то уже к 2022 году нефтяной рынок ждет серьезный спад. Так что вполне возможно, что, тормозя распространение в России электротранспорта, власти просто стараются отсрочить крах нефтяной отрасли.