Шедевры советского дизайна: как ГАЗу удалось создать легендарную «Волгу»

История популярного советского автобренда, который может вернуться

Недавно Группа ГАЗ озвучила свои намерения возобновить выпуск старой-доброй «Волги», но в качестве средства перевозки небольших по объему грузов. А ведь когда-то это был престижный автомобиль для первых лиц государства, артистов и космонавтов. Только «Волги» угонял благородный попечитель детских домов Юрий Деточкин.

Почем «Родина?»

«Волга» ГАЗ-21 родилась на свет в 1956 году. Она стала преемницей другой известной легковушки, первой в СССР с именем собственным - «Победы», проектировавшейся еще во время войны и поступившей на конвейер в 1946-м. Кстати, об имени. Предполагалось назвать автомобиль «Родиной», но вроде бы Сталин с усмешкой спросил: «Почем будете «Родину» продавать?». И название срочно поменяли.

На момент своего рождения «Победа» выглядела вполне современно. Возможно, марку довели бы до совершенства, если бы советские люди имели желание и, главное, возможность массово покупать и менять авто. Но за 12 лет было выпущено 241 с половиной тысяча автомашин, а население СССР в 1959 году составляло 208 млн человек. «Побед» не хватало даже для очень заслуженных людей, а стоила она старыми деньгами 16 тысяч, при том что хорошей зарплатой считалось 500 рублей. К тому же легковушка имела несовершенный двигатель и стремительно устаревающий дизайн.

«Победа». Фото с сайта old.pobeda-club.ru

В начале 50-х было решено разработать новый автомобиль среднего класса. На смену «Победе» должно было «приехать» нечто одновременно комфортабельное, высокоскоростное, не слишком прожорливое, неприхотливое (куда деваться от наших дорог?), да еще и недорогое в обслуживании. 10 октября 1956 были выпущены три первых производственных образца автомобиля ГАЗ-21. На них стоял расточенный двигатель от «Победы» - собственный появился у Волги только в 1957 году. Интересно, что на этапе дизайна «Волга» смотрелась даже «выше среднего» по сравнению с современными ей автомобилями. Но это было самое начало 50-х, а вот к моменту серийного производства машина стала обыденной, а потом и устаревшей.

У нас любят говорить, что дизайны советских машин сплошь заимствованы, но «Волга», хоть и испытавшая на себе заокеанские веяния, является вполне оригинальной версией (дизайнерами первых автомобилей были Лев Еремеев и Лений Циколенко). Но на фоне стремительно развивающегося американского рынка стиль «Волги» становился всё более архаичным. Для сравнения: в период с 1954 по 1958 годы большинство американских автомобильных фирм трижды радикально обновляли свою продукцию.

Стада ворованных оленей

Но в советский автобыт с появлением «Волги» ворвались настоящие чудеса. Например, автоматическая коробка передач. Она не прижилась – в стране не хватало ни качественных масел, ни хорошего сервиса. И с 1958 года «Волга» сходила с конвейера только с механической коробкой. Еще через год отказались от централизованной системы смазки (ЦСС): машинам часто приходилось ездить не по дорогам, а по направлениям, и маслопроводы вылетали из строя.

ГАЗ-21 пережила три так называемых серии. Первая получила прозвище «со звездой». Якобы то ли маршал Жуков, то ли председатель Совмина Булганин настояли? чтобы на радиаторе сияла звезда. Вторая серия стартовала в конце 1958 года и стала переходной. Даже абсолютному профану в автомобилях были заметны новые стекла фонарей, приборная панель, омыватель для лобового стекла. Представители этой серии были даже востребованы за рубежом.

Третья отличалась в том числе новым дизайном решетки и бампера. Исчез знаменитый олень на капоте. Олень перекочевал на автомобиль с герба Нижнего Новгорода и остался в нашем сознании принадлежностью всех ГАЗ-21. На самом деле рогатое животное украшало только 140 тысяч автомобилей из выпущенных 640 тысяч. Олень сам по себе был не дешев, поэтому его сразу стали «уводить», при авариях фигурка представляла собой дополнительную опасность.

Фото с сайта avtomobilgaz.ru

До самой популярной модели - ГАЗ-24 - были созданы еще несколько модификаций «Волги» - 22-я – универсал и ГАЗ-23, которая предназначалась для силовых структур.

Автомобили ГАЗ-22 поступали на службу в «cкорую помощь», такси – туда можно было утрамбовать объемный багаж. В аэропортах они служили машинами эскорта. Служба газа и пожарные перевозили на них личный состав.

23-я была оснащена усиленным двигателем и коробкой-автоматом от «Чайки». По некоторым данным, было выпущено только 608 экземпляров этой модели.

Красавица народная

Прежде чем приступить к выпуску ГАЗ-24, на Горьковском автозаводе провели масштабную модернизацию, построили новые цеха. В начале 1968 года появилась первая опытная партия в 32 машины, потом еще 215, и уже к концу года «двадцать четвертые» встали на конвейер. 15 июля 1970 года с потребителями окончательно попрощался ГАЗ-21.

Модель ГАЗ-24 хорошо известна даже молодым людям. До 1993 года ее тираж составил почти полтора миллиона во всех модификациях. До середины 70-х годов, даже когда в обиход вошли «Жигули», именно «Волга» оставалась самой встречающейся на дорогах СССР. 

ГАЗ-24, как и вообще «Волгу», окружают много мифов. Дескать, и разваливалась на ходу, и бензина ела невпроворот. На деле эта модель приглянулась и зарубежным водителям. В 70-х годах ее закупали десятки стран, в том числе и весьма автомобильно развитых. Конечно, в соцстранах она была намного востребованнее, но ее частенько выбирали таксисты Греции, Нидерландов, Бельгии, Финляндии, Норвегии. Нашу машину ценили за надежность, вместимость, привычку ездить по любым дорогам.

Казалось, что «Волге» уготована жизнь трудовая и бесконечная, как ее реке-тезке. В 1982 году 24-я стала седаном и получила порядковый номер ГАЗ-3102. Она предназначалась исключительно для партийных бонз. В 1985-м году в серию выпускают ГАЗ 24-10, через семь лет - ГАЗ-31029. И уже в совсем новой России родились в 1996-м году ГАЗ-3110 и 2004-м - ГАЗ-31105.

Были также очень стильные ГАЗ 3105, ГАЗ-3111, ГАЗ-3115, но они не стали популярными. В 2010 году сняли с производства «Волгу Сайбер». На этом пока что история славного автомобиля прервалась.

«Волга Сайбер». Фото с сайта vilingstore.net

И все-таки, несмотря ни на что, «Волга» 50 с лишним лет исправно выполняла свою задачу: она стала первым автомобилем премиум-класса, доступным для рядовых граждан.

«Волги» со спецномерами

Владимир Путин

По данным базы ГИБДД по Москве и области на 2007 год, на Путина Владимира Владимировича зарегистрированы две «Волги» — М-21 1960 и ГАЗ-21Р 1965 года. На одной из «Волг» Путин катал президента США Джорджа Буша. По имеющимся источникам, в настоящее время автомобиль передан на экспозицию в музей «АвтоВилль» в Москве.

Юрий Гагарин

Сразу после полета первый космонавт планеты получил ГАЗ-21 специальной сборки. Сам автомобиль был черного цвета, салон был в необычных для того времени голубых тонах. Гагарин, не имевший прав, честно сдал экзамены и получил водительское удостоверение.

С 70-х годов автомобиль находится в музее в городе Гагарин (Гжатск).

Также у Юрия Алексеевича была «Волга» 3-й серии (очевидно, 21УС), также черная, но уже со штатным серым салоном.

Фото с сайта motor.kz

Юрий Никулин

В 1972-м году стали выпускать ГАЗ 24-02, у которого был особый кузов и три ряда сидений. От новинки пришел в восторг Юрий Никулин, которому необходимо было перевозить громоздкий цирковой инвентарь.

Фото с сайта pokazuha.ru

 

* * *

Волга ГАЗ-21 снималась в клипах к песням Kill The King группы Megadeth, Du Hast группы Rammstein и Moonlight Shadow группы Groove Coverage.






«Я вел себя именно так, как должен вести Пчела»: как Павел Майков стал заложником «Бригады»
«Это моя вина»: о чем жалел самый известный эстонец и легендарный телеведущий Урмас Отт