КУЛЬТУРА

Лионелла Пырьева: Ладынина совершила роковую ошибку

ДЕВУШКА-МАРТ: фото из финского календаря

ДЕВУШКА-МАРТ: фото из финского календаря

В последнее время в печати и на ТВ часто появляется имя выдающегося режиссера Ивана ПЫРЬЕВА. Выходят документальные фильмы и статьи о непростом характере гения, о сломанных им женских судьбах. В этом году интерес к данной теме возрастет еще больше из-за трех круглых дат: 40-летия со дня смерти режиссера (07.02.1968), 100-летия со дня рождения его второй жены - Марины ЛАДЫНИНОЙ (11.06.1908), а 15 марта 70-летний юбилей справит Лионелла СКИРДА-ПЫРЬЕВА, последняя супруга мэтра. Именно к ней, прожившей с Иваном Александровичем его последние шесть лет, мы и обратились в попытке разобраться: действительно ли гений и злодейство мирно уживались в этом человеке? И почему так много противоречий в воспоминаниях очевидцев?
Анна ЧЕРНЯЕВА

Дом на Смоленской улице сегодня украшен мемориальной доской, повествующей, что здесь проживал великий режиссер Иван Александрович Пырьев. Дверь открыла сама Лионелла Ивановна… М-да. Мне бы так выглядеть в ее годы: какие 70! Полтинник от силы!

«САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ»: Лионелла - Абигайль, Евгений Урбанский - Джон

«САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ»: Лионелла - Абигайль, Евгений Урбанский - Джон

- Лионелла Ивановна, наверняка вы видели фильм Валентины Пимановой о Марине Ладыниной и ее сложных взаимоотношениях с мужем. А недавно в телепрограмме «Мой серебряный шар» была рассказана история о трагической судьбе Людмилы Марченко, которой Пырьев фактически сломал жизнь за отказ подчиниться его прихотям. Из этих воспоминаний, при всем уважении к гению, складывается весьма нелицеприятный образ Ивана Александровича.
Прежде чем ответить, Лионелла Ивановна старательно разглаживает лежащий на столе номер «Экспресс газеты», в котором было опубликовано интервью близкой подруги Марины Ладыниной (см. статью «Марина Ладынина боялась своей домработницы»).
- Для начала хочу заверить: все, что я расскажу, клянусь памятью Ивана Александровича, - правда. Никогда бы не поверила, что после смерти Пырьева, спустя столько лет, на него набросятся как коршуны те, кто когда-то ему и в подметки не годился. У него было много завистников, обиженных. Но уверяю, что более тихого, нежного и деликатного человека я в своей жизни не встречала.

Донос в ЦК КПСС

- Судить об отношениях Пырьева и Ладыниной не могу, потому что в их доме никогда не была. К моменту нашего романа они окончательно расстались. Другое дело то, что мне рассказывал сам Пырьев. В их разрыве Марина отчасти была виновата сама - ей не хватило мудрости и терпения.

МАРИНА ЛАДЫНИНА: написала на мужа донос

МАРИНА ЛАДЫНИНА: написала на мужа донос

Иван Александрович мне признавался, что, несмотря на его… увлечения, он никогда бы не ушел из семьи, если бы не предательство жены. Это была ее роковая ошибка.
- О каком предательстве идет речь?
- Не секрет, что Пырьев влюбился в Людмилу Марченко. То, что она ему якобы отказала, - неправда, об их романе вся Москва гудела. Но жил он по-прежнему в семье. Марина жутко переживала: сутками лежала, смотрела в потолок, как в фильме «Испытание верности». Однажды Ладынина целый день что-то писала. Потом зашла на кухню, порвала листы, выкинула в мусорное ведро, оделась и ушла. Домработница Женя, которую Иван позже забрал к себе, клочки достала, склеила… Это оказалось письмо в ЦК КПСС о том, что Пырьев - развратник, живет открыто с молодой любовницей и т.д. Узнав об этом и прочитав привезенное ему письмо, Иван позвонил домой: «Марина Алексеевна, через два часа я буду на Котельнической, хотел бы, чтобы вас в это время не было». Собрал в чемоданчик бумаги и уехал в дом отдыха. Жить ему было негде. С этого момента он вычеркнул Ладынину из своей жизни. Неправда, что он потом ездил к ней с цветами, пытался помириться. Это она при случае во все его книги вкладывала свои фотографии как напоминание. Одну из них я нашла в последний день жизни Ивана. Спросила, что с ней делать? Пырьев фотографию взял и молча порвал.

ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО: утонула в омуте страстей

ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО: утонула в омуте страстей

- Выходит, не было у них «любви до гроба»?
- Я не могу отвечать за Марину Алексеевну. Знаю, что она через свою подругу Нину Аджубей организовала убийственную статью в «Известиях» в 1954 году - «Звезды близкие и далекие». Пырьев тогда снимал «Свет далекой звезды» со мной в главной роли. Кто-то из массовки сорвал кадр, режиссер позволил крепкое словцо, после чего тут же написали, что он несдержан, высокомерен. Впрочем, к 50-летию СССР третий орден Ленина ему все равно дали.
А еще к нам в дом какое-то время приносили всякие гадостные пакетики: домработница их брала, не разворачивая, а внутри оказывались презервативы, мерзость всякая. Иван Александрович читал сопроводительные записки и говорил: «Это почерк Марины».
Она долго не давала ему развода, и когда мы с Пырьевым начали жить вместе, он поехал в ЦК, рассказал, что вынужден пока существовать в гражданском браке. И везде, на всех приемах представлял меня женой. А накануне похорон Ивана Александровича мне позвонил оргсекретарь Союза кинематографистов и попросил разрешения для Ладыниной наедине проститься с Пырьевым. Я сказала: «Почему нет?»

Жертв не было?

...фото из японского журнала

...фото из японского журнала

- А как относиться к рассказам, что Пырьев постоянно увлекался молодыми актрисами, которых снимал? Про сломанные судьбы Екатерины Савиновой, Клары Румяновой?
- Пырьев бесконечно высоко ставил женщину. И постоянно страдал из-за своей доверчивости. Такие слухи распространяют люди с несостоявшимися карьерами. При его жизни почему-то о подобном не говорили, хотя свалить Пырьева - было бы за что - не составляло труда. Достаточно написать донос куда следует. Почему, спрашивается, тот же Женя Ташков, супруг Савиновой, не заступился за жену?
- Боялся…
- Чего? Что, при всей своей власти, мог ему сделать Пырьев? Говорят, Катеньку Иван приметил на «Кубанских казаках». Абсурд! 1947 год. Он снимает в главной роли Марину Алексеевну, живут они в любви и согласии. Полагаете, Ладынина допустила бы роман на ее глазах? Когда все на виду и съемочная группа - большая деревня? К сожалению, Савинова уже тогда была больна. Много позже, когда мы с Иваном уже были вместе и приехали в дом отдыха Болышево, Катя постоянно крутилась рядом. Чуть ли не руки целовала мне и Ивану. А Пырьев шепчет: «Не обращай внимания, она нездорова».

ПЫРЬЕВ С ЖЕНОЙ НА СЪЁМКАХ «БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ»...

ПЫРЬЕВ С ЖЕНОЙ НА СЪЁМКАХ «БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ»...

- А Клара Румянова?
- Как-то в гримуборной Клара при мне рассказывала: «Пырьев мне жизнь сломал. Вызвал в кабинет, дал почитать сценарий фильма «Испытание верности», предложил одну из главных ролей. Я швырнула сценарий на стол и сказала: «В таких плохих фильмах сниматься не буду. И с вами работать не хочу!» А теперь представьте ситуацию. 1953 год, малокартинье. Румянова еще заканчивала ВГИК. Пройти в кабинет к директору «Мосфильма» нереально: секретари, предварительная запись. Сценарии выдавали ассистенты и сами их забирали. На моей памяти не было случая, чтобы такие артисты, как Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Марк Прудкин, сказали Пырьеву грубое слово - не хочу, не нравится… А тут Румянова. Я тогда ей сказала: «Клара, ты ври, да не завирайся».
- Может, все-таки что-то было? Ведь ее действительно не снимали…
- Мужем Клары был Анатолий Чемодуров, второй режиссер у Бондарчука, его друг. Кто мешал пристроить супругу? Недавно про Кларочку был фильм, в котором прозвучала новая версия: дескать, ее пробовали на роль Мари Болконской, но Пырьев запретил. Да он вообще не имел отношения к «Войне и миру»! У Ивана Александровича с Бондарем давно не сложились отношения. Они не общались совершенно, и приказывать Сергею, который имел свои заслуги, Пырьев был не властен.

Белая горячка Люды Марченко

- Но роман с Людмилой Марченко у Пырьева был?
- Роман с ее подачи начался на картине «Белые ночи». Все было не так, как теперь описывает ее сестра. Ни к какой ее маме Пырьев не ездил, квартиру не громил. Люда же творила невероятное: жестоко обманывала Ивана, изменяла - не то слово! Заявила, что выходит замуж за сына замминистра финансов - Пырьев ее не удерживал.

ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ ПИШЕТ ПОРТРЕТ ПЫРЬЕВОЙ В ОБРАЗЕ ГРУШЕНЬКИ: актриса пыталась выкупить полотно, но художник оставил его в своей частной коллекции

ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ ПИШЕТ ПОРТРЕТ ПЫРЬЕВОЙ В ОБРАЗЕ ГРУШЕНЬКИ: актриса пыталась выкупить полотно, но художник оставил его в своей частной коллекции

Во время съемок в Риге фильма «Звездный билет» пропила не только гонорары, но и одежду: Иван по ее звонку приехал с Аллой Будницкой, с которой Люда дружила, купил ей новый гардероб, вывез в Москву. Когда Марченко бросил муж, Володя Вербенко, Иван Александрович купил ей однокомнатную квартиру, обставил ее и сам переехал к ней. А потом появился геолог Валентин Березин, который просто прописался у Марченко.
Пырьев мне потом рассказал: «Мы никогда не были с ней вдвоем. Приходя с работы, я все время заставал дома Березина. А Люда говорила: «Ванечка, он нас с тобой боготворит, мы ему как семья!» Наконец Иван получил квартиру в этом доме на Смоленской. Люда ее одобрила как будущая хозяйка, но неожиданно отпросилась на пару дней - съездить к сестре в деревню. Сама же осталась в Москве, о чем Пырьеву тут же настучали и дали адрес. Поздним вечером он в сопровождении старшего сына Эрика поехал к Березину на коммунальную квартиру. Геолог открыл в одних трусах, а в комнате на тахте сидела абсолютно голая Марченко! И частила: «Ванечка, это не то, что ты можешь подумать! Я тебе все объясню!» Пырьев подошел, дал ей пощечину и уехал. В тот же вечер вывез из ее квартиры все вещи и даже попросил домработницу Женю вымыть полы, чтобы и запаха его там не осталось.

СЧАСТЛИВЫЕ СУПРУГИ: на юбилейном вечере в честь 70-летия Олега Александровича

СЧАСТЛИВЫЕ СУПРУГИ: на юбилейном вечере в честь 70-летия Олега Александровича

- На этом роман закончился?
- Марченко тогда смолчала - ни истерик, ни претензий. Однако вернуть его пыталась. Звонили ее подруги: «Люда готова вас простить, приезжайте». Второй звонок: «Люда повесилась!» Иван Александрович отрезал: «Звоните в милицию». Один раз она лично явилась на разборки, когда Пырьев сошелся с артисткой «Моссовета» некой Алисой. Приехала и стала выбрасывать вещи «разлучницы» из окна, выливать французские духи. Сейчас все рассказывают про несчастную, нравственную Люду. А почему не про то, каким образом Березин порвал ей рот?
- Кстати, Виталий Вульф рассказал об этом факте, но причину не назвал…
- Они выпивали компанией, после чего Березин стал развозить друзей по домам. А вернувшись, увидел одного из гостей в постели с абсолютно пьяной Людой. Он пришел в ярость, запихнул ее в машину, по дороге сильно избил, порвал ей рот и выбросил на обочине. Марченко подобрала милиция и отправила в Склифосовского... Последние годы она страшно пила. И умерла не от гриппа, как сетуют в фильме, а, по рассказу друзей, от белой горячки. Перед ней были открыты все двери - кино, театр. Она легко могла стать Людмилой Пырьевой. Но ее тянуло в грязь.

Она его за муки полюбила

- А как вы сошлись с Пырьевым?
- В 18 лет после школы я уехала в Москву. От театра мне выдали комнату в общежитии - как раз в этом доме, в третьем подъезде. Однажды иду по улице, сверху с балкона окликают: «Лина, зайди!» Звала та самая Алиса, которая с порога сообщила: «Я вышла замуж за Пырьева!» Познакомила меня с хозяином квартиры, Иван Александрович вспомнил, как год назад утвердил меня на картину «Вольный ветер».

ЛИОНЕЛЛА ИВАНОВНА СЕГОДНЯ: на стене - её портрет, написанный Олегом Стриженовым

ЛИОНЕЛЛА ИВАНОВНА СЕГОДНЯ: на стене - её портрет, написанный Олегом Стриженовым

Меня поразило, каким несчастным он выглядел. Плохо одет, в глазах пустота… Заходите, говорит, по-соседски, если будет скучно. Через пару дней я зашла с однокурсницей. В квартире дым коромыслом, гости, Алиса скачет. А мы весь вечер проговорили. Пырьев рассказывал про Марченко, у меня была своя драма, про которую, он, конечно, знал. Я была влюблена в Олега Стриженова, но понимала, что ничего мне с ним не светит: семья, дочери Наташе пять лет… Вернувшись с гастролей в Куйбышеве, я узнала, что Пырьев опять один: Алиса сбежала после скандала с Марченко. Иван встретил меня на аэродроме, сразу потащил в гости, где уже собралась звездная компания: режиссер Луков, Марк Бернес, Роман Кармен. И все как-то в шутку намекают на влюбленность Пырьева. Я в жутком смятении. А тут еще Женя на кухне говорит: «Когда вы уехали, Иван Александрович сказал: «Вот женщина, на которой я бы женился».
- Сколько было Пырьеву?
- 60. Но он не выглядел стариком. Вскоре я снова собралась на гастроли - уже в Горький. Пырьев, очень взволнованный, протянул палехскую шкатулку, в которой было его фото с подписью: «Ей, которая для меня все и вся». Заметьте, тогда у нас ничего еще не было. И сказал: «Я бы очень хотел, чтобы ты осталась здесь навсегда». Я попросила время подумать. Мне было безумно его жалко. В Горьком вдруг заболела тяжелейшей ангиной. Иван просил ему позвонить, а я не могу - голоса нет. Тогда подруга, Лида Боровикова, сама связалась с Пырьевым, объяснила ситуацию: лекарств нет, лимонов тоже. Утром раздался стук в дверь, на пороге стоял он.

КОННАЯ ПРОГУЛКА В БОЛЫШЕВО: здесь любили отдыхать супруги Пырьевы

КОННАЯ ПРОГУЛКА В БОЛЫШЕВО: здесь любили отдыхать супруги Пырьевы

С лимонами. Через обком тут же организовал врачей и оставался рядом, пока меня не поставили на ноги. Очень красиво ухаживал. И в какой-то момент я ответила согласием на предложение Пырьева. Никакой меркантильности, только сочувствие и благодарность за тепло и любовь. У нас и конфликтов-то не было. Разве что я брошу крепкое словцо, когда Иван нарушал режим питания.
После его смерти мы с Фатеевой обнаружили завещание, в котором он называл меня единственной наследницей. Но ходу бумаге я не дала. Иван Александрович умер внезапно - остановилось сердце во сне. А если бы он передумал, всех простил? Так что все, что могла, я отдала. Хотя денег было немного: всего десять тысяч рублей. Даже стоимость машины, которую я оставила себе, выплатила его близким.
Вот уже 33 года мой официальный муж - Олег Стриженов. Мы снова встретились через 13 лет на картине «Последняя жертва». Он уже два года как был в разводе, нам ничего не мешало быть вместе. После смерти Пырьева я начала ездить с творческими встречами, работала в Театре Станиславского.
- А почему так редко снимались?
- Я вообще в кино случайно попала. На последнем курсе меня утвердили на «Вольный ветер», так я даже плакала, что выпадаю из дипломного спектакля. Наше поколение артистов было пропитано театром, помешано на Чехове, Островском. В театральном мы бегали на фотопробы, чтобы получить за это четыре рубля.
- Вы никогда не жалели, что вышли за Пырьева?
- Конечно нет. А все его так называемые жертвы сами виноваты в своей изломанной судьбе.