КУЛЬТУРА

Не играй в ящик!





С экранов российских телеканалов идет охота на доверчивых зрителей. Ласковые, улыбчивые ведущие предлагают развеять скуку и поиграть. Задания предлагают простенькие. И кажется, что отказываться от крупных сумм, которые они сулят победителям, глупо. Наживку глотают тысячи. И шлют миллионы на счета организаторов телелохотронов.
Мария СВЕТЛОВА


Мода на общение в эфире со зрителями захлестнула отечественное телевидение. Ведущие передач приглашают сидящих по другую сторону экрана поделиться мнением, поучаствовать в опросах, проголосовать за любимого артиста или выиграть приз. На первый взгляд все пристойно. На самом же деле подобные предложения ничем не отличаются от призывов вокзальных наперсточников. Цель и у тех, и у других одна: вытрясти денежки из азартных простачков. Особенно преуспели в этом организаторы викторин.


Простая наживка



Задания этих викторин проще некуда. К примеру: отгадайте, что это - зимой и летом одним цветом. Или: прочтите слово, зашифрованное перестановкой букв. Даже не обремененный интеллектом зритель знает ответ.
А за отгадку сулят бо-ольшие призы. Дабы разбудить азарт, все идет по нарастающей. Сначала на кону 10 тысяч рублей.







Но, как ни странно, дозвонившиеся в эфир оказываются сущими идиотами и отвечают невпопад. А сексапильная ведущая при этом заламывает руки и истошно кричит:
- Ну, кто же, кто наконец-то даст правильный ответ!
И обещает уже не 10, а 100, 200, 400 тысяч рублей. Ну, как не преисполниться гордостью за собственную сообразительность и не спасти игру звонком. Зрители хватаются за мобильники и набирают указанный номер. Но, увы, дозвониться невозможно. А в случае удачи автоответчик сообщает: «Спасибо. Мы вам перезвоним».
А тем временем продолжается спектакль.
- Так кто же заберет 400 тысяч рублей! - вопит ведущая.
На экране появляется надпись: осталось всего 5 секунд! А через полчаса: осталось всего 15 секунд! Все рассчитано на то, чтобы у любого включившего телевизор в запасе было несколько секунд, чтобы попасться на наживку.


Лихая разводка



Кажется, ну позвонил, и что: как организаторы лотереи могут поживиться за счет участников викторин? А все просто. По условиям из дозвонившихся к участию в игре допускается, к примеру, каждый 500-й. Только 20-й из допущенных имеет шанс попасть в эфир. То есть сказать нужную букву и слово, честь выпадет 10 000-му счастливчику. А проще говоря, никому. Потому что, как правило, в эфир выпускают подставных игроков. Между тем минута разговора для проявивших энтузиазм стоит около 50 рублей. Номер, который регистрируется для проведения лотереи, можно настроить и так, что звонок оплачивается даже в случае занятой линии. При этом больше всего денег теряют особо настырные - бывает, и по $100 просто за гудки в трубке. И обогащают организаторов викторин и операторов связи. Как правило, первым достается до 80 процентов прибыли.


Взятки гладки



Чаще других в подобных викторинах прогорают подростки. В надежде сорвать приз они активно звонят «на передачу», а потом родители обнаруживают долги на телефонных счетах. Узнав, что чадо оказалось жертвой телевизионных мошенников, обращаются в суд или в общество защиты прав потребителей. Попытки отстоять права ни к чему не приводят.
Подобные викторины имеют все признаки обычных азартных игр на деньги. По закону их нельзя транслировать по телевизору. Но юридически доказать, что телеигра азартная, невозможно. И хотя все признаки очевидны: за участие приходится платить, а вопросы просты до смешного. У организаторов всегда есть отговорка: о правилах участия зрители предупреждены информацией в бегущей строке. А что прочесть ее невозможно - так нигде не регламентированы ни шрифт, ни скорость. Всем понятно: выигрыш возложен на его величество случай. Но и это они отвергают, уверяя, якобы для победы зрителям приходится прикладывать какие-никакие, но умственные усилия.
Дети, как правило, звонят в эфир с телефонов, зарегистрированных на родителей. Поэтому азартных отпрысков не признают в качестве пострадавших. К тому же телезрители по закону и вовсе не считаются потребителями.








Рис. Сергея САВИЛОВА

Рис. Сергея САВИЛОВА


КАК РАСПОЗНАТЬ ЛОХОТРОН
* Девица, скорее раздетая, чем одетая, или красавчик мужчина со знойным взглядом предлагают решить ребус, поиграть в слова, разгадать кроссворд.
* Задания рассчитаны на уровень ниже некуда.
* Зрителей просят звонить в эфир или прислать sms.
* Информация об условиях игры сообщается в быстро бегущей строке, да еще мелким шрифтом.
* Характерное название, вроде «Лови удачу», «Культ наличности» и т.п.

КСТАТИ
* Мошенники освоили и новый способ отъема денег по телефону. Они отправляют sms примерно такого содержания: «На ваш номер выпал приз. Подробности по номеру… Перезвоните в течение 20 мин». Если абонент перезванивает, то тут же расстается с определенной суммой - звонок обслуживается платной линией.
* Приглашение проголосовать за понравившегося участника телевизионной или радиопрограммы тоже из серии разводок: за sms платит зритель или слушатель. Как правило, его мнение ни на какие результаты не влияет, ведь ход игры расписан сценарием.