КУЛЬТУРА

«Апостол» против абвера и НКВД

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: различить его братьев-близнецов можно даже по выражению лица

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: различить его братьев-близнецов можно даже по выражению лица

Между молотом и наковальней очутился герой телефильма «Апостол» Павел Истомин. Втянутый в смертельную схватку между советской и фашистской разведками, он оказался тем самым маленьким винтиком, что способен развалить весь механизм.
- У нас шпионский боевик, в котором главное - интрига, - говорит сценарист Олег АНТОНОВ. - В фильме много перестрелок, драк, погонь. Но очень важна и человеческая история, ведь перед героем стоит не только задача выполнить свою миссию, но и спасти жизнь жены и сына.
Инесса ЛАНСКАЯ

Юрий Мороз не снимает пьющих актеров

- Почему фильм называется «Апостол»?
- Во-первых, это позывной главного героя. Кроме того, одна из важных тем, заложенных в картине, - столкновение веры и фашизма. Герой Евгения Миронова, с одной стороны, борется с советской идеологией, с другой - с немецкой (действие картины происходит в 1942 г.), но победить ему помогает только вера. Поэтому апостолы Петр и Павел постоянно присутствуют в картине.
- «Апостол» для вас - родной ребенок или приемный? Ведь начинал картину другой режиссер - Геннадий Сидоров.
- Родной, ведь столько в него вложено сил. Вначале я был сопродюсером, а потом и закончил картину.
- Вы участвовали в кастинге?
- Я имел к этому отношение как сопродюсер. Но Дашу Мороз, если вы об этом хотели спросить, в проект пригласили до меня. У нее очень сложная драматическая роль. Героине привозят мертвого мужа, а она видит, что это - не он. Она об этом заявляет и в результате попадает в психушку, откуда потом сбегает.

ИСТОМИН В ШКОЛЕ АБВЕРА: фашисты не заметили подмены

ИСТОМИН В ШКОЛЕ АБВЕРА: фашисты не заметили подмены

Мне кажется, Даша со своей задачей справилась, хотя было непросто держать планку рядом с таким виртуозом, как Евгений Миронов. Он блестящий артист. Мы с ним мыслим одинаково, я могу уйти в сторону, и он сам разведет мизансцену, скажет, где должна быть камера, выставит свет. Он сам себе режиссер, творец своей роли. Снимать такого артиста - удовольствие.
- А как работалось с Николаем Фоменко? Все-таки он больше шоумен, чем актер.
- С Колей в моей части фильма было мало сцен. Никаких вопросов не возникало. Ему нравилась роль, и он ее сыграл. Он много лет потратил на то, чтобы стать шоуменом, а теперь ему придется долго от этого дистанцироваться. Невозможно совместить несовместимое, и в конце концов он должен будет выбрать что-то одно. Если бы кастингом занимался я, то взял бы кого-то другого, только не шоумена.
- У вас был еще один «подводный камушек» - Александр Баширов. Известно, что этот актер очень любит выпить…
- Я с ним работал всего один день. Вообще я принципиально не снимаю пьющих актеров.
В одном месте он не сыграл, и я жалею, что это сцена получилась не такой, как могла бы быть.

Злодей откроется в финале

- Были ли сцены, в которых актеры рисковали жизнью?
- Все происходящее на площадке должно быть подконтрольно. Была сложная сцена в 11-й серии, где актеры бегают по крыше движущегося поезда.

ПОНТОННАЯ ПЕРЕПРАВА: в фильме задействовано много техники времен войны

ПОНТОННАЯ ПЕРЕПРАВА: в фильме задействовано много техники времен войны

Один день снимались каскадеры, в другой из-за множества крупных планов - сами актеры. Доля риска, конечно, была, но Женя и Коля ведь могли и отказаться, когда читали сценарий. Есть сцена на заснеженной крыше дома: Миронов убегает, Фоменко догоняет. Конечно, актеры работали со страховкой, но в кадре все выглядит достоверно.
- Часть картины снимали в Тунисе. В море каждый день купались?
- Нам было некогда наслаждаться местными красотами, снимали от зари до зари, все просто валились с ног. Были изменения в сценарии, буквально на ходу какие-то вещи придумывались и переделывались. Поверьте, до последних пяти минут зритель не сможет догадаться, кто же в этой истории - главный злодей.
- Кто еще из звезд снялся в фильме?
- Андрей Смирнов, он играет отца Евгения Миронова, а замечательная Лариса Малеванная, она и сейчас в прекрасной форме, играет мать Фоменко.
- В картине будет любовь?
- Конечно. Очень трогательная история Жени Миронова и Даши Мороз.

ЛИДА И ПАВЕЛ: Даша Мороз с восторгом отзывается о своем партнёре

ЛИДА И ПАВЕЛ: Даша Мороз с восторгом отзывается о своем партнёре

- А как вы вообще относитесь к эротическим сценам в кино?
- У нас их не умеют снимать. Да и артисты не чувствуют себя свободно перед камерой. Надо преодолеть двести комплексов, чтобы раздеться. В молодости я сам, снимаясь в кино, раздевался в кадре. И теперь стараюсь так снимать эти сцены, чтобы артисту не было стыдно. Всегда показываю на мониторе, что получилось, спрашиваю, все ли устраивает. Сейчас на компьютере «лишнее» всегда можем убрать.
- Почему так долго не выходит ваш фильм «Братья Карамазовы»?
- Был заменен композитор. А так фильм вышел бы уже в декабре. Надеюсь, картина выйдет в начале следующего сезона.
- Какой ваш следующий проект?
- В мае приступаю к работе над фильмом «Пелагия и белый бульдог» по повести Бориса Акунина.
- Ваши девочки - жена и дочь - будут там сниматься?
- Сейчас идет кастинг, их кандидатуры тоже рассматриваются.

Миронов научился взламывать сейфы

ССЫЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ: не предполагал, что станет диверсантом

ССЫЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ: не предполагал, что станет диверсантом

У Евгения Миронова не бывает стандартных ролей: каждый сыгранный им персонаж - своеобразный вызов собственным актерским возможностям. Вот и в «Апостоле» ему пришлось сыграть двух абсолютно противоположных по характеру героев: братьев- близнецов, один из которых - матерый уголовник, немецкий диверсант, хищник. Другой - тихоня-очкарик, школьный учитель математики, осужденный как враг народа на ссылку в Соловки.
- Евгений, у вас были сомнения - сниматься ли в «Апостоле»?
- Я за ночь прочитал два огромных тома сценария и согласился на роль не раздумывая, хотя ради фильма пришлось на время оставить работу в театре. «Апостол» напомнил мне такие прекрасные советские картины, как «Щит и меч», «Место встречи…». Это интересная актерская работа, а кроме того, мне пришлось освоить много новых навыков: бокс, прыжки с парашютом, приемы самбо, взламывание сейфов. В фильме много экшена, и большую часть трюков мы, актеры, выполняли самостоятельно.

Николай Фоменко «сдул» шоумена

Актер играет капитана НКВД Алексея Хромова, который и придумал заменить погибшего диверсанта его братом-близнецом и заслать бедолагу в немецкую разведшколу.

НИКОЛАЙ ФОМЕНКО: чуть не сгорел на работе

НИКОЛАЙ ФОМЕНКО: чуть не сгорел на работе

По сути этот персонаж - антагонист главного героя Павла Истомина, ведь чтобы сделать из школьного учителя матерого шпиона и рецидивиста, недостаточно просто нанести ему татуировки. Хромову приходится буквально ломать своего подопечного, чтобы вылепить из него новую личность.
- Николай, как вы относитесь к тому, что играете настолько отрицательный персонаж?
- На деле не существует отрицательных и положительных поступков, все относительно. У каждого - своя правда. Хромовых такое же количество, как и Истоминых, и, поверьте, этот герой разный в зависимости от ситуации.
- Вы довольны результатом?
- Работы такой глубины и качества у меня, может быть, больше и не будет в кино. Роль настолько серьезная, что «сдует» сложившееся у зрителей в последнее время восприятие меня как шоумена. Кстати, сценарист Олег Антонов говорит, что эту роль писал специально для меня.
- Самый памятный день съемок?
- В одной из сцен мы с Женей Мироновым чуть не сгорели. В раритетном автомобиле «ГАЗ М-1» загорелась проводка: из-под капота повалил дым, посыпались искры. Пожар погасили подручными средствами, но в дальнейшем «газик» не заводили, а возили его на тросе.

Дарье Мороз поблажек папа не дает

Ей досталась сложная роль жены Павла - Лиды. Нежелание поверить в версию со смертью мужа приводит ее в психбольницу, разлучает с сыном, но не заставляет отказаться от мужа и предать их любовь.

ЮРИЙ МОРОЗ: родственных поблажек на съёмках не делает

ЮРИЙ МОРОЗ: родственных поблажек на съёмках не делает

- Даша, сложная оказалась роль?
- Безумно! Особенно сцена, где Лида опознает труп мужа: все на крупном плане, не сфальшивишь даже в мелочах. Я впервые играла не девочку, а настоящую женщину: с семьей, любовью. Очень помогал Женя Миронов придумывать куски сцен, подсказывал актерские хитрости. К примеру, перед сложной эмоциональной сценой как следует побегать, чтобы устать физически. Он - гений. Знаете, у него даже взгляд менялся, когда он играл то одного брата, то другого.
- А ваш папа-режиссер Юрий Мороз вам помогал?
- С отцом мы разговаривали о роли, профессии, но поблажек мне он не делал никогда. На площадке я не дочь, а актриса. Вот в «Братьев Карамазовых» он меня не взял, а героиню «Апостола» во мне увидел. Хотя ради роли он настоял, чтобы я остригла длинные волосы.

ГЕОГРАФИЯ
* Военный Берлин киногруппа «Апостола» нашла в Праге, правда, работать пришлось по ночам, чтобы в кадр не попадали современные машины и прохожие.
* Немецкий концлагерь и школу диверсантов «разбили» на территории Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области, застенками «Лубянки» стали подвалы Госпиталя им. Бурденко, а вот Москву 1942 года снимали в Минске, на улицах которого практически отсутствует наружная реклама.
* Работала киногруппа во Франции, Серпухове и Тунисе, где снимали «иранскую» часть.