КУЛЬТУРА

Дондурей разгромил российский кинематограф








Даниил Дондурей

Даниил Дондурей


Кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» обвиняет создателей кинолент в бегстве от реальности, в хищениях государственных средств путем системы откатов и прочих грехах.


Известный журналист и киновед Даниил ДОНДУРЕЙ был приглашен на закрытое заседание одного из социологических институтов, где выступил с докладом о реальном положении дел в нашей киноиндустрии. Кому-то удалось записать текст выступления и разместить его на ЖЖ, сделав доступным для широкого круга. Хотя лекция опубликована в вольном изложении с возможными интерпретациями, текст вызывает доверие. Поскольку и в прежних публичных выступлениях Даниила Борисовича звучали аналогичные факты.


Ирина ПЕТРОВА


О распространенных мифах…


- В российском кинобизнесе много непрозрачного. Реальные данные практически не собираются и не анализируются. Много лет проваливаются попытки ввести электронные билеты, дающие точную и быструю статистику кинопроката. Кинобоссам и политическим властям непрозрачность выгодна, чтобы создавать мифы: «российское кино на подъеме», «у нас беспрецедентный рост - в деньгах, в технологиях, в количестве и качестве фильмов», «кино востребовано» и т.д.


- На самом деле 1986 год был последним, когда сборы были равны инвестициям в кино, то есть картина приносила хотя бы рубль прибыли. На одного жителя страны тогда приходилось в год 11-12 посещений кинотеатров. В 1996 году на одного жителя приходилось 0,3 процента посещения кинотеатра, (один билет на троих в год!). Сейчас показатель - один билет на одного жителя в год.


О халявных деньгах


 - В первом квартале 2008 года впервые за 20 лет наши фильмы собрали на копейки, но больше, чем американские. Это случилось благодаря появлению колоссальных мейджеров, прежде всего, генеральных директоров телеканалов. Так, например, Константин Эрнст на каждый из трех своих проектов с Тимуром Бекмамбетовым («Дозоры» и «Ирония судьбы») потратил около 600 минут рекламного времени. Даже при льготной цене в $ 20 тысяч за минуту - это около $ 12 миллионов только на телерекламу.


- Отечественная киноиндустрия получает огромное количество допинга. Гигантские халявные деньги, которые не надо возвращать, все время увеличиваются, потому что разработана идеальная система откатов. Государство дает до половины всех денег, тратящихся на производство кино в России. А дурачат очень просто - пишут, что фильм стоит $ 1млн. 700 тыс., государство дает $ 700 тыс., им хорошо, что не полностью, что с рынком, что частно-государственное партнерство. Ты на самом деле, конечно, снимаешь за $ 600 тысяч, строишь (на оставшиеся) все свои дачи. И тебе хорошо, и фильм есть, и хорошие гонорары у актеров. Нет реально действующего механизма ответственности за потраченные бюждеты. Во всем мире производство фильмов - вещь рискованная. Можно затратить десятки миллионов, не отбить их в прокате и остаться на многие годы в долгах. В России все не так. Все экономические интересы лежат в процессе производства фильмов. То есть не показать фильм и заработать на прибыли, а реализовать все свои экономические интересы в процессе производства, пока осваиваешь бюджет.


- Путин подписал Указ о дополнительном финансировании патриотического кино, по которому будут выделяться два миллиарда рублей ежегодно. В год должны будут снимать по 10 патриотических фильмов по 200 млн. рублей. То есть $ 8,5 млн. ежегодно на каждый отдельный проект. У нас режиссеров-то нет в таком количестве! Но кто пройдет мимо халявных 200 миллионов рублей (без конкурса!). Теперь будут пилить эти деньги. Для начала решили снять ремейки «Адмирала Нахимова», «Кутузова», «Суворова».


- Недавно была сходка кинопродюсеров, которые обсуждали, что же им делать с актерами. Студенты 2-го и 3-го курсов ВГИКа уже требуют тысячи долларов за смену. А «герои страны» вроде Куценко и Певцова получают более $ 10000 за четыре часа съемок. Продюсеры стонут: актерские бюджеты преодолели 50 процентов и подошли к 2/3, в кинотеатрах это вернуть невозможно.


 О беспределе на ТВ


 - В 2007 году на 10 каналах выходило 60 сериалов в сутки. Россия - абсолютный чемпион в мире по этому показателю. И мы же - одно из «лучших» телевидений по качеству показа кино между часом и пятью часами утра.





В это время за неделю проходит до 15 прекрасных фильмов. Люди, которые ставят такое кино по ночам, прекрасно знают, почему не поставят его в восемь вечера. Они хотят пилить большие деньги.


- За определенный вид барщины Кремль разрешает телеканалам делать с населением все, что угодно, показывая все, что угодно. Если это будет продолжаться, то мы в скором времени увидим под разными соусами убийства в прямом эфире. Творится беспредел. В этой системе работают и силовые ведомства. Создана беспрецедентная система рассказов о криминальных происшествиях. Во всем мире это запрещено. А у нас НТВ тратит несметные деньги на перекупку милицейской хроники, записей для следствия, оперативных съемок. Так были куплены материалы про битцевского маньяка. У него взяли интервью за два дня до вынесения приговора, потому что в тот момент он еще не был преступником, и его можно было показать по ТВ.


Телеканал Берлускони взял для репортажа всего шесть секунд (!) из программы Мамонтова, идущей у нас в прайм-тайм по каналу «Россия». После показа там, в Италии, уволены были все! Уволили, чтобы дело не дошло до суда. У нас же это показывается круглыми сутками.


О провале в мировом прокате


 - На Запад российские фильмы не продаются. Эрнст предпринял невероятные усилия с проектами Бекмамбетова, напечатали кучу копий, устраивали премьеры за рубежом, и получили полный провал. Мирового проката у наших фильмов нет, кроме трех исключений: «Русский ковчег» Сокурова (при стоимости $ 2 -2,5 млн. сборы составили более $5 млн., из них $ 3.5 млн. фильм собрал в США); «Возвращение» Звягинцева (70 фестивалей, 38 призов, из них 17 главных, снят на $ 400 тыс., взятых Дмитрием Лесневским (Рен ТВ) у Чубайса; «Изгнание» Звягинцева ($ 6 млн.были даны зарубежными прокатчиками нескольких стран, фильм снят без единой копейки из России, прошел с успехом).


О бегстве от реальности


- Каждый год в России пишется 1000 сценариев, снимается до 100 новых фильмов. Огромное количество в ретро-стиле, про прошлое. Про реальные современные проблемы никакой Сокуров и Герман снимать не решаются. У меня широкий круг общения в кино. Хоть бы кто-то рассказывал, что продюсеры вырезают эпизоды, что есть цензура. Нет! Люди сами не снимают. Сейчас просто нет острых фильмов, которые можно было бы запрещать. Сам социум находится в пассивном состоянии, поедая маньяков, мыло и идеологические агитки, а киноиндустрия в тесном сотрудничестве с властью, бизнесом и телеканалами продолжает выпускать низкокачественный продукт, опуская ниже плинтуса нормы, ценности, стандарты как в самом отечественном кино, так и в обществе в целом.