КУЛЬТУРА

Кирилл Серебренников: Я с оператором тонул в лодке посреди дона

Между Москвой и Петербургом временной разницы - никакой. Потому мы и решили дозваниваться неуловимому режиссеру Кириллу Серебренникову в Питер "до последнего". Наконец за полночь телефон отозвался. Мы поздравили Кирилла с предстоящей премьерой сериала, о которой он, как оказалось, не знал, и очень его этим сообщением обрадовали.
- Ребята, да вы чего? Правда, что ли?! Не верю! Господи, а я думал, что так и останусь "полочным" сериальным режиссером!
- Кирилл, теперь уже мы не верим. Неужели в наше время могут быть "полочные" телесериалы?
- А как расценить то, что произошло, иначе? Ведь работа над "Ростовом" была полностью завершена весной 2000 года. Мне тогда сказали, что премьеру лучше приберечь к лету, летом - что к осени. Потом произошел конфликт на НТВ... В результате наш сериал сначала появился на видеокассетах и только теперь, как вы сказали, попадет на экран.
- Сколько серий в вашей работе?
- Это 10-серийный фильм, в котором каждая серия является отдельной историей, а объединяет их место действия - Ростов. А также ряд персонажей.
Вот, допустим, герой Сергея Никоненко - второстепенный персонаж первой и второй истории - становится главным действующим лицом третьей серии.
Каждую серию мы снимали по мотивам какого-либо классического произведения. Серия "Ее последняя любовь" с Натальей Гундаревой в главной роли, которой начинается сериал, - это знаменитое "Похищение Европы". Катерина Корф в "Мужчинах его женщины" - это Кармен. Сергей Никоненко в третьей части оказывается великолепным Сирано. Зрители встретятся с темой "Демона" ("Ты - это я"), "Каменного гостя", "Орфея и Эвридики". Мотив "Ромео и Джульетты" у нас звучит несколько непривычно - "Шли по городу две финки…". Думаю, зрители смогут найти в сериале то, что близко каждому из них.
- Какие еще актеры заняты в проекте?
- Называю их с огромнейшим удовольствием: Дмитрий Марьянов, Николай Добрынин, Роман Виктюк, Всеволод Шиловский, Иван Кононов, Евдокия Германова…
- Кирилл, откройте секрет: как вам удалось заполучить такой по-настоящему звездный состав?
- Просто был хороший сценарий…ну и я их уговорил. Когда мы все это снимали, в начале 2000 года, - отечественных мелодрам практически не было, а шел непрерывный поток многосериек о кровавом криминале. Всем казалось интересным сняться в многоплановом произведении, в котором есть и мелодрама, и трагифарс, и мистика, и комедия.
- Помимо именитых артистов, в титрах значится и много молодежи…
- У меня было огромное желание привлечь как можно больше молодых артистов. Считаю, что это неправильно, когда несколько корифеев годами кочуют из сериала в сериал. Некоторые уже путают тексты, образы, забывают, кого и зачем они играют… Вот есть замечательный артист - Александр Феклистов. Но он уже примелькался на всех каналах. Хочу уточнить: актеры здесь ни при чем, они выполняют свою работу. Это продюсерские ошибки. Поэтому талантливые молодые артисты - Дмитрий Бозин, Катя Корф, Наталья Назарова, снимавшиеся у нас, - тоже имеют полное право стать народными любимцами.
- В каком ритме вам пришлось работать?
- Я режиссер в первую очередь театральный. Разумеется, мне хотелось репетировать, разбирать интонации, искать мизансцены. Но нам отвели безумно мало времени. Так что все это вылилось в 4-месячный кошмар, когда мы работали без выходных по 18 часов в сутки. Актеры приезжали на съемки каждой отдельной серии свеженькие, а мы с оператором были уже как выжатый лимон. Я даже придумал себе психологический ход: решил прикидываться разными режиссерами с особой манерой работы. От этого становилось немного легче. Передо мной стояла задача: снять за 10 дней серию, грубо говоря, за три копейки - и чтобы не было "мучительно стыдно" за результат работы. На самом деле, получается парадокс: сериал, сделанный за гроши, выходит на миллионную аудиторию, в то время как кинематограф, который значительно богаче, является в наше время достоянием очень ограниченного зрительского круга. Я считаю, что пришло время пересмотреть качественные требования к сериалам.
- Кирилл, вам не кажется, что название "Ростов-папа" - не очень адекватно содержанию, о котором вы рассказали? В первую очередь в голову приходят мысли о все тех же криминальных историях.
- Это было решение продюсера. Рабочее название сериала - "Южный Декамерон". Но почему-то решили, что слово "Декамерон" народ не знает. Хотя я, когда рассказываю об этом сериале, всегда говорю "Ростов-папа, или Южный Декамерон". Это точнее.
- Пройдет время, вы будете увлечены другими проектами. А что останется в памяти от "Ростова-папы"?
- Разумеется, потрясающее ощущение от общения с Натальей Гундаревой. Она суперпрофессионал, душа любой съемочной группы. Этот человек излучает любовь! Темп съемок для нее тоже был непривычен, жара чудовищная - но как она потрясающе работала! Да они с Димой Бозиным просто нас спасли! В прямом смысле! В первой серии - как раз с их участием - есть сцена, в которой Наталья Георгиевна с Димой плывут на лодке по Дону. Мы с оператором снимали их с другой лодки. А потом наша посудина начала тонуть - тихо, спокойно, посреди Дона. На глазах всего города, сбежавшегося на съемки, Дима как-то извернулся, и они подплыли к нам, когда мы были уже по грудь в воде. Спасли нас и всю аппаратуру…(Редакция "Экспресс-газеты" и режиссер Кирилл Серебренников от всего сердца желают Наталье Георгиевне скорейшего выздоровления!)
Вообще, отношение актеров, занятых в сериале, к работе и друг к другу - просто поражало. Потрясающий артист Анатолий Лобоцкий, занятый во второй новелле, очень много помогал Кате Корф. После съемок у Лео Каракса (одна из главных ролей в фильме "Пола Икс" вместе с Катрин Денев и Гийомом Депардье) Катя испытывала определенные сложности - ведь это была ее первая роль в российском фильме. До этого она снималась во Франции, Японии, Голландии, Литве. Вместо Наташи Назаровой должна была сниматься другая актриса. Но ситуация поменялась, мне посоветовали пригласить Наташу, и она специально прилетела на съемки из Америки, где сейчас работает как певица. Лично я познакомился с ней только в первый съемочный день…
- Кирилл, до нас дошли слухи, что вы работаете над новым, совершенно необычным сериальным проектом.
- Это действительно так. Сейчас по заказу РТР мы снимаем сериал под рабочим названием "Дневник убийцы". Не пугайтесь, это не криминал! Некая вариация "Хождения по мукам": сюжет начинается в 1918 году и проходит через гражданскую войну примерно до 1924 года. Основная тема - человек, который, несмотря на ужас происходящего, пытается не стать убийцей. А если в двух словах - это сериал про красный террор. В съемках участвует много молодых актеров - фоменковцев. В главной роли - Кирилл Пирогов. Также заняты Илья Любимов, Галина Тюнина, Наташа Назарова, Андрей Смирнов, Николай Волков, Тамара Семина. Зрителей в нашей работе вообще ожидает немало сюрпризов. Например, в роли Зинаиды Гиппиус они увидят Татьяну Лаврову, а всем известный Казанова из "Улиц разбитых фонарей" - Александр Лыков предстанет в образе Мережковского. В итоге переплетутся современная история и ретро. От лица современности выступят актеры Саша Куликова, Михаил Жигалов и Дмитрий Марьянов. Сценарий на основе материалов гражданской войны написала замечательная команда в составе Нины Садур, Елены Греминой, Михаила Угарова, Александра Родионова. Можно сказать, и при моем участии. Съемки продлятся, по нашим расчетам, до мая 2002 года. Генеральным продюсером выступил Валерий Тодоровский.
- Кирилл, мы желаем вам удачи в новой работе и с большим интересом ждем новостей со съемочной площадки в Петербурге.
- Будет что-то новенькое - обязательно расскажу…

полуночничала
Наталья ШЕВЧЕНКО

Досье

* Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ родился 7 сентября 1969 года.
* Работал в Ростовском Театре юного зрителя и Ростовском театре драмы.
* По итогам работы на Ростовском телевидении в 1998 году получил премию "Тэффи".
* Поставил более 20 спектаклей. Одна из последних работ - "Пластилин" в Московском центре им. В.С. Высоцкого.
* На апрель 2002 года запланирован выпуск спектакля - "Отчетливые полароидные снимки" по пьесе Марка Равенхила в Московском театре им. А.С. Пушкина (в главной роли - Ингеборга Дапкунайте).