КУЛЬТУРА

Дмитрий Брусникин: Ненужный риск — снимать беременных актрис

%фото.право%

- Дмитрий Владимирович! С самого начала съемок журналисты проявляли интерес к вашему сериалу, он был широко разрекламирован, и зрители ждут его с нетерпением. Однако у канала ТВЦ - не самый большой вещательный диапазон. Увидит ли сериал вся Россия?

- В принципе, это вопрос к продюсерам. Насколько я знаю, ТВЦ предложило такие условия: они покупают сериал с правом первого показа и при этом дают деньги на продолжение съемок. А дальше уже будет решаться вопрос о показе "Саломеи" на ОРТ.

- О намерении поставить этот сериал и Пчелкин, и вы говорили года два назад. Почему все так затянулось?

- Извечная причина: не было денег. Но бывший министр культуры Наталья Леонидовна Дементьева оказалась поклонницей "Петербургских тайн", и помогла нам найти спонсора. А производственной базой стала Киностудия имени Горького.

- Мы увидим лишь 10 серий из 40 запланированных. Само собой, должно последовать продолжение: ведь история останется незаконченной?

- На самом деле, в этом первом блоке будет самая завязка сюжета. Ходят разговоры, что к дальнейшим съемкам мы приступим в апреле, но пока не подписаны договора и не поступили деньги, наверняка утверждать ничего нельзя. Сценарий тоже еще не написан, есть лишь развернутый синопсис, подробный план того, как должны развиваться основные сюжетные линии.

- Сейчас снимаются десятки телесериалов, как правило, на современные темы. Либо экранизируются романы, стилизованные под классику, типа "Азазеля" Бориса Акунина. А вот вы с Пчелкиным упорно снимаете по оригинальным романам XIX века. Откуда такой интерес и каким образом к вам вообще попал давно забытый роман Вельтмана?

- Насколько я слышал, идею экранизировать и Крестовского, и Вельтмана подсказал Пчелкину композитор Андрей Павлович Петров. (Автор музыки к "Петербургским тайнам" и "Саломее". - Прим. ред.). Во время войны, будучи в эвакуации, он много читал романов XIX века, из литературы так называемого "второго эшелона", не вошедшей в классику. У этих авторов, бывших в свое время очень популярными, есть достоинства и недостатки. Они блестяще владели языком, умели выписывать характеры, образы, но были слабы с точки зрения построения композиции. И огромная заслуга нашего автора - Вадима Николаевича Зобина о том, что он сумел, взяв за основу роман Вельтмана, создать, по сути самостоятельную историю.

- Например, у Вельтмана не было братьев-близнецов?

- Да, один из персонажей романа "раздвоился". Это было нужно для построения сериальной интриги. В течение продолжительного времени зрители будут сидеть "на крючке", ждать, когда же эти братья наконец встретятся…

- Как подбирались исполнители: вы проводили кастинг или изначально знали, кого хотите снимать в данной роли? Ведь большинство актеров сериала "перекочевали" в "Саломею" из "Петербургских тайн"…

%фото.лево%

- У нас был конкурс, довольно жесткий, на роли четырех главных героев. В результате утвердили Александра Домогарова, Ольгу Будину, Дашу Мороз и Евгения Сидихина.

- Я слышала, что Саломею должна была играть Евгения Крюкова. Она для вас свой человек, тоже из "труппы" "Петербургских тайн". Правда ли, что она отказалась от роли?

- Не понимаю, почему в прессе появилась такая информация. На самом деле, Крюкова прошла несколько больших проб, мы ее утвердили и уже готовы были снимать. Я в это время уехал отбирать натуру, и вдруг мне позвонили и сказали, что Женя беременна. Это был гром среди ясного неба, ведь она нам ничего не сказала. Потом, правда, позвонила, извинилась. Конечно, мы могли попробовать ее снимать, но это было страшно рискованно. Никто ведь не знает, как будет проходить беременность, могли поставить под угрозу весь проект.

- То есть можно сказать, что она вас крупно подставила?

- С актрисами такие вещи случаются. Трудно отказаться от возможности сыграть главную роль в большом сериале. Она прекрасно понимала, что если бы все рассказала, мы бы не рискнули ее утверждать. Все это раскрылось буквально за пять дней до начала съемок, и нам пришлось лихорадочно искать замену.

- Довольны ли вы тем, как Ольга Будина сыграла Саломею?

- Я считаю, что нам сильно с ней повезло. Вообще, что Бог ни делает, все получается к лучшему. Оля трудно входила в работу, потому что не было времени подготовиться, настроиться на роль. Но все получилось отлично.

%фото.право%

- Про Дашу Мороз я не спрашиваю: ведь она ваша ученица (студентка Школы-студии МХАТ, мастерская Д. Брусникина. - Прим. ред.), ее актерские возможности вы прекрасно знаете…

- Даша уже раньше много снималась, несмотря на юный возраст. Но в такой большой работе, как роль Катеньки, она была занята впервые. К тому же, история не закончена. Для сериала 10 серий - всего лишь глава. Она еще себя покажет.

- Дмитрий Владимирович! Вы блестяще сыграли князя Шадурского-старшего в "Петербургских тайнах". А почему не выбрали себе одну из ролей в "Саломее"?

- Совмещать игру и режиссуру очень сложно, особенно в сериале. Мы должны были снимать чистого материала по 7-8 минут в день, это безумно трудно. Кстати, Леонид Аристархович Пчелкин хотел, чтобы я сыграл роль одного очень древнего старика. И я даже заказал себе грим, какую-то современную очень дорогостоящую резину. Но, чтобы сделать из меня старца, гримеры трудились от пяти до шести часов. Скоро стало ясно, что такие условия - совершенно нереальны, и мы отказались от этого персонажа. Но если дальше все пойдет благополучно, возможно, дедуля и появится в сюжете.

- Все актеры "Саломеи" - звезды первого ряда, многие параллельно снимались в других сериалах. Очевидно, с этим тоже были проблемы?

- Конечно, приходилось сводить все графики. Иногда по этой причине снимали даже ночью.

- "Саломея" - костюмная мелодрама. XIX век, своеобразный язык, манеры, стиль одежды. Вы привлекали специалистов по эпохе, которые давали бы актерам нужные советы?

- У меня самого - большой опыт работы с классикой. Как театральному актеру, и преподавателю студии мне просто необходимо много знать об этом веке, так что в этих вопросах я разбираюсь. А кроме всего прочего, нам очень повезло с художником по костюмам - Евгенией Червонской. Она из тех блестящих профессионалов, работать с которыми - просто счастье.

%фото.лево%

- На съемках всегда происходят какие-то курьезы, нестыковки. Не могли бы поделиться?

- Возможно, через какое-то время в памяти и всплывет что-то забавное, а сейчас вспоминается лишь то, как много было проблем. Как не вовремя приходили лошади, не там, где надо, останавливались коляски, как подводила техника. Как "неправильно" вставало и заходило солнце…

- Приходилось ли вам, в плане профессионального интереса, смотреть зарубежные сериалы? Как вообще вы относитесь к "мыльным операм", которые так любят зрители и так ругает критика?

- Я прекрасно понимаю, почему народу нравятся сериалы. Сейчас у нас резко сократилось число читающих людей, книгу заменил телевизор. Это ведь проще: сиди себе и смотри. А эффект - один и тот же. С этим ничего не поделаешь, и я не против сериала как жанра. Но я думаю, что сейчас следует требовать от телевидения более качественных работ, типа моего любимого сериала "Твин Пикс" Это настоящий шедевр.

- Быть может, нам вообще рано снимать сериалы, пока не будет нормального финансирования?

- Я так не считаю. Наоборот, убежден, что мы можем делать качественные сериалы, даже серий по 150. Ведь в отличие от Запада, которому неоткуда черпать сюжеты, мы владеем неизмеримым богатством. Взять хотя бы огромный пласт литературы XIX века, подарившей нам "Саломею".

"Саломея": завязка сюжета…

Провинциальный дворянин Петр Бронин (Николай КАРАЧЕНЦОВ) заложил имение, чтобы отдать карточные долги. Его единственный выход - выгодно сбыть замуж двух дочерей. Катенька (Даша МОРОЗ) готова подчиниться воле отца. А вот гордая и строптивая Саломея (Ольга Будина) предпочитает сама вершить свою судьбу. Жертвами коварства юной эмансипе становятся все мужчины, встретившиеся на ее пути, до тех пор, пока она сама не попадает в сети обольстителя Дмитрицкого (Александр ДОМОГАРОВ). Последний и понятия не имеет, что на свете живет его брат-близнец…

Автора, автора!

Роман "Саломея", положенный в основу сериала, - первый из цикла "Приключений, почерпнутых из моря житейского" русского писателя-романтика XIX века Александра Фомича Вельтмана. Его отец был шведским дворянином, принявшим российское гражданство, мать - русская. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Жил в Москве, был директором Оружейной палаты. Его дом слыл одним из очагов московской литературной жизни того времени. Был близко знаком с А. С. Пушкиным, В. И. Далем, Ф. И. Глинкой, А. Н. Островским, Н. В. Гоголем и другими великими современниками.

Только факты

*Режиссера-постановщика "Саломеи" Леонида Аристарховича Пчелкина друзья в шутку и с любовью называют "Пчеллини", Народный артист России, руководитель т/о "Сериал", он более 40 лет работает в кино с на ТВ.

* Музыку к сериалу написал композитор Андрей Петров (в соавторстве с дочерью Ольгой). Один из романсов на стихи Н. Гумилева прозвучит в исполнении Николая Расторгуева.

* Съемки, помимо Киностудии имени Горького, проходили в нескольких московских домах-музеях, а также с выездом в город Ростов Ярославской области.

* Действие "Саломеи" разворачивается в 40-е годы XIX века, лет на 20 раньше, чем в "Петербургских тайнах".

* Наталье Гундаревой поначалу предлагали сыграть мать Саломеи и Кати, - роль, которая проходит через весь сериал. Но она выбрала для себя небольшую, но очень колоритную роль свахи.

АКТЕРЫ О СВОИХ ГЕРОЯХ

Ольга БУДИНА:

- Я устала от стрельбы и жестокости. Давно хотела сыграть в мелодраме, чтобы действие завораживало. А здесь - увлекательный сюжет, прекрасные костюмы и декорации. Моя героиня - необыкновенная женщина, ее имя и образ заимствованы из библейского повествования. Приглашение в сериал было для меня неожиданным, случилось это за неделю до начала съемок. Но я очень довольна этой ролью.

Александр ДОМОГАРОВ:

- Главная причина, по которой я согласился участвовать в сериале, потому что у меня там две роли. Дмитрицкий очень похож на Хлестакова, он авантюрист. Даже свою любимую умудряется проиграть в карты. А второй герой - убогий купеческий сынок, все время битый и забитый до крайности. Сыграть в одной картине такие крайности - очень интересно.

Николай КАРАЧЕНЦОВ:

- Я всегда стараюсь, чтобы новая моя роль не была похожа на предыдущую. Мой герой в "Саломее" ничуть не похож на Коврова в "Петербургских тайнах". Я играю циничного отца, который продает свою дочь. Его жизнь - карточные игры и публичный дом. Для меня все это совершенно внове.

Сергей БЕЗРУКОВ:

- Я играю Мишу Лычикова, совсем молоденького мальчика. Когда Пчелкин меня пригласил, мучился сомнениями: ведь я уже вышел из этого возраста. А потом дал согласие, обозначив для себя эту роль, как прощание с молодостью.