КУЛЬТУРА

Неёлова жила с первым мужем в жутких условиях








Фирменный прикол Марины в спектакле «Сладкоголосая птица юности»

Фирменный прикол Марины в спектакле «Сладкоголосая птица юности»


Анатолий Васильев не пустил Марину в Театр на Таганке


На Первом канале продолжается показ многосерийного телефильма «Предлагаемые обстоятельства». Актриса Вера Стрельникова, используя азбуку театральной школы «я в предлагаемых обстоятельствах», находит разгадки для самых запутанных дел. В отличие от своей героини, которая не скрывает ни мужа, ни любовников, исполнительница этой роли Марина НЕЕЛОВА тщательно оберегает все, что связано с ее личной жизнью. Она вообще не дает интервью, а если и делает исключение, то рассказывает исключительно о творчестве. «Экспресс газета» приоткрывает завесу над личной жизнью одной из самых закрытых актрис нашего времени.


Детство Нееловой прошло под знаком балета: с четырех лет она с мамой посещала практически все спектакли Кировского театра, затем поступила в балетную школу. Но чем старше становилась Марина, тем сильнее ее увлекал театр. Родители отнеслись к увлечению дочери с пониманием, и после окончания школы Марина подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В толпе рослых красавиц миниатюрная скромница чувствовала себя «серой мышкой»: худющая, ножки «веревочками», глазищи испуганные, голосок срывается от волнения... Студентку третьего курса заприметила Надежда Кошеверова. В ее фильме «Старая, старая сказка» Марина сыграла сразу две роли. После окончания института девушка хотела работать в БДТ, но пошла в штат «Ленфильма», мечтая только об одном: вот снимется в удачном фильме, ее заметит сам Товстоногов и пригласит в свой театр.
Товстоногов действительно ее заметил. Причем после «Старой, старой сказки». И подумывал о том, чтобы встретится с молодой актрисой. Но пока мэтр собирался, Неелова уехала в Москву. «И очень напрасно, - прокомментировал тогда этот поступок Георгий Александрович. - Она потеряет все». Однако Товстоногов ошибся.


Российская Анни Жирардо


Режиссер Анатолий Васильев оказался расторопнее Товстоногова. Свой дипломный фильм «Цвет белого снега» он решил снимать в Ленинграде. Марина сыграла главную роль в его картине, а он - в ее судьбе. После окончания съемок они поженились. О своей жизни с актрисой Васильев рассказывает впервые.






Первый муж Анатолий ВАСИЛЬЕВ перевез Марину в Москву

Первый муж Анатолий ВАСИЛЬЕВ перевез Марину в Москву


- Анатолий Исаакович, как получилось, что вы, актер культового Театра на Таганке, решили стать режиссером?
- Я всегда мечтал заниматься режиссурой, но во ВГИК не пошел, чтобы не терять четыре года. Неожиданно обнаружил, что есть двухгодичные высшие режиссерские курсы. В год моего поступления там набирали режиссеров телевидения.
- Как вы познакомились с Мариной Нееловой?
- Свой дипломный фильм я решил снимать в Ленинграде, чтобы от начальства подальше. Искал главную героиню - в сценарии это была странная девочка, немного с придурью (в хорошем смысле). На эту роль пробовалось более ста молоденьких девушек. Из балетного училища, художественных школ, просто с улицы. Марину нашли совершенно случайно. Из актерского отдела «Ленфильма» дали ее фотографию. Пробы с Мариной бесчисленное количество раз показывали худсовету. Ее никак не утверждали. Спасибо Марлену Мартыновичу Хуциеву, который бросился яростно ее защищать: «Вы что, обалдели? Это же - Анни Жирардо!» Тут начальство руки и сложило. Так Марина снялась в моем дипломном фильме.






Марина НЕЁЛОВА в 60-е была копией Анни ЖИРАРДО

Марина НЕЁЛОВА в 60-е была копией Анни ЖИРАРДО


- После которого стала вашей женой...
- Да, мы поженились практически сразу после выхода картины на экран.
- Как вы сделали ей предложение?
- Если честно, не помню уже. Все само собой пошло. Была влюбленность, мы начали, как сейчас говорят, сожительствовать. А потом перевез ее в Москву (я - коренной москвич). Свадьбу справляли в ресторане «Арагви», мне хотелось, чтобы все было красиво и по-человечески. Потом, правда, пожалел об этом. Надо было дома торжество устроить, на мой взгляд, в ресторане нельзя отмечать хорошие события. Но тогда меня понесло в псевдоромантику.
- И куда привели молодую жену?
- Ой, мы жили в жуткой развалюхе. Квартира в «хрущевке» у станции метро «Водный стадион» была жутко запущенной. Но я сумел сделать из нее приличное жилье. Сам перекрывал полы, ремонтировал. Жили мы с Мариной там замечательно. Один кайф и удовольствие.






В 70-е ее красота находилась в самом расцвете

В 70-е ее красота находилась в самом расцвете


- Театр вы помогли ей выбрать?
- Нет, я ее только морально поддерживал, чтобы дыхание было верным. Со временем Марина обросла связями, да и наши друзья немало тому поспособствовали. Саша Леньков работал в Театре имени Моссовета и так заразительно о нем рассказывал, что Марина потянулась туда. И проработала там какое-то время.
- Неужели даже не попытались пристроить ее в Театр на Таганке?
- Нет, категорически. Юрий Петрович Любимов спрашивал: «Что ж ты свою не приведешь?» - «Потому и не приведу», - отвечал. Марина - актриса в первую очередь. А у нас - театр функциональных людей, где каждый солдат знает свое место. Маринке это бы точно не подошло. Хотя Петрович приставал: приводи да приводи. Получается, что художественный руководитель настаивал, а я был против. И оказался прав: не ее это театр. Вот Моссовета и «Современник» - ее.






В 80-е актриса особенно много снималась

В 80-е актриса особенно много снималась


- Марина Мстиславовна сыграла у вас еще одну роль - в фильме «Фотографии на стене». Вас не обвиняли в том, что жену снимаете?
- Вслух никто претензии не предъявлял, думаю, что и за моей спиной - тоже. Настолько Марина хороша в работе - не капризная, не выпендривается. Да и сценарий был написал специально на Марину. Я к ней относился и отношусь с большим пиететом, актриса она - потрясающая. После нашего развода наблюдаю за ней как зритель. Однажды пришел на спектакль «Сладкоголосая птица юности». Сижу в зале и хохочу: я моментально увидел все ее находки и приколы. Марина - из тех актрис, которые умеют годами ждать роль и отказываться от плохих предложений.
- А почему вы расстались?
- У каждого свои тараканы. Вместе мы прожили восемь лет. И давно уже не общаемся. В отличие от многих моих коллег по актерскому цеху я расстаюсь раз и навсегда. Не умею поддерживать отношения, когда они становятся «двуязычными». Не понимаю, когда бывшие мужья-жены обнимаются, целуются. У меня так не принято. Таким уж родился.


С Райкиным - только друзья?


У Нееловой всегда был балетный вес: 45 килограммов. Войдя в любой лифт, актриса непременно подпрыгивает: только тогда подъемник ее соглашается везти... Однажды, встав на весы в одном из южных городов, Неелова обрадовалась: «48! Неужели удалось поправиться?» Проходившая мимо женщина мгновенно развеяла иллюзии: «Дамочка, а что же вы с арбузом-то взвешиваетесь!»... Другая бы радовалась подобному факту, а застенчивая Марина, наоборот, всегда комплексовала из-за своей худобы. Масла в огонь подливали ехидные коллеги. Константин Райкин задумчиво так говорил: «А что? Мне твои ноги нравятся! Они так извиваются, извиваются...»






В фильме «Осенний марафон» НЕЁЛОВА сыграла любовницу героя БАСИЛАШВИЛИ

В фильме «Осенний марафон» НЕЁЛОВА сыграла любовницу героя БАСИЛАШВИЛИ


С Райкиным Неелову связывает такая история. Когда они с Валерием Фокиным надумали переманить Марину в «Современник», Костя назначил ей свидание у себя дома. Она долго топталась около подъезда дома в Благовещенском переулке. Думала, что она скажет, если ей откроет дверь сам Аркадий Райкин. Но дверь открыл молодой человек весьма странного вида. Он периодически подпрыгивал и постоянно чесался. А уж когда рукой задел волосы и они съехали на бок, Марина чуть в обморок не свалилась.






Марина НЕЁЛОВА и Константин РАЙКИН в спектакле «Двадцать минут с ангелом» («Фото ИТАР-ТАСС»)

Марина НЕЁЛОВА и Константин РАЙКИН в спектакле «Двадцать минут с ангелом» («Фото ИТАР-ТАСС»)


Костя Райкин снимался у Никиты Михалкова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». И простудился, оказываясь дубль за дублем в холодной воде. От уколов, прописанных врачом, у него началась аллергия. Галина Волчек, впервые увидев своего актера наголо обритым, строго-настрого приказала ему по театру ходить в парике. В нем-то он и встретил Марину. После этой знаменательной встречи актеры стали друзьями, что называется, неразлейвода, жаловались друг другу на жизнь, строго критиковали работу каждого. Правда, злые языки тут же приписали им не только дружеские отношения. Но это уже на совести сплетников.


Предательство Каспарова


Роман Нееловой и Каспарова наделал шуму не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Актриса и шахматист познакомились в 1984 году в гостях у пианиста Владимира Крайнева. Каспарову был 21 год. Нееловой - на 16 лет больше. Гарри жил в Баку, в Москве бывал наездами. Как вспоминают очевидцы, Марина хотела побыть с ним дома вдвоем, а он настаивал на выходе в свет. Немудрено, ведь именно Нееловой он был обязан тем, что стал вхож в круг самых известных и знаменитых людей Москвы.






Мама КАСПАРОВА - властная Клара Шагеновна - запретила сыну любить

Мама КАСПАРОВА - властная Клара Шагеновна - запретила сыну любить


Рядом с Гарри всегда была его мать - Клара Шагеновна, женщина властная, признающая в жизни только одну ценность - карьеру сына. Она и положила конец их отношениям. Боялась, что Марина захочет замуж, а это повредит сыночку.
Когда двухлетняя нежная любовь Марины кончилась крахом, на ее защиту встала чуть ли не вся московская артистическая публика. Валентин Гафт во всеуслышание заявил, что Каспарова теперь не станут принимать ни в одном уважающем себя доме...






Дочка Марины Ника - копия не признавшего ее родителя

Дочка Марины Ника - копия не признавшего ее родителя


Неелова замкнулась в себе. У нее была своя, только ее маленькая тайна. Каспаров от нее отрекся. Марина ничего от него не требовала. Партнеры, играющие с Мариной в одних спектаклях, списывали ее бледность и худобу на переживания. И, как могли, сочувствовали коллеге. Родившуюся дочурку Марина назвала Никой. А ее отца навсегда вычеркнула из своей жизни. Один-единственный раз они столкнутся в аэропорту: Марина куда-то улетала, Каспаров откуда-то прилетал.






С дипломатом Кириллом ГЕВОРКЯНОМ Марина нашла женское счастье

С дипломатом Кириллом ГЕВОРКЯНОМ Марина нашла женское счастье


Тихое семейное счастье


С дипломатом Кириллом Геворкяном актриса познакомилась на одном из приемов. Домоседку Марину всегда было трудно вытащить из дома, а тут коллеги уговорили. Как жизнь показала - не напрасно. Именно с Кириллом Неелова нашла настоящее женское счастье. Пять лет Марина жила на две страны. Советник российского посольства Геворкян был направлен в командировку в Париж, и Галина Волчек перекроила репертуар «Современника» под Неелову.
В Москву семья вернулась ненадолго. Кирилла Геворкяна назначили Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Нидерландах, и Неелова отправилась с мужем, на сей раз в Гаагу. И опять - жизнь на две страны, а «Современник» снова подстраивается под свою ведущую актрису.
Сегодня семья живет в Москве. Кирилл Геворкян ждет нового назначения, дочь Ника, студентка Академии искусств, радует родителей своими успехами. Девочка потрясающе рисует, этот талант она унаследовала от своего дедушки. Много лет назад отец Марины, пытаясь приобщить дочь к живописи, развешивал по стенам собственные акварели... А саму Марину Мстиславовну мы можем видеть сейчас не только на сцене, но и на телеэкране, где она появилась после долгого перерыва.








На открытии фестиваля «Черешневый лес» НЕЁЛОВА посадила вишневое деревце

На открытии фестиваля «Черешневый лес» НЕЁЛОВА посадила вишневое деревце








С Сергеем ВЕКСЛЕРОМ актриса раскрывает экранные преступления

С Сергеем ВЕКСЛЕРОМ актриса раскрывает экранные преступления