КУЛЬТУРА

Олег Янковский был на грани самоубийства






Олег ЯНКОВСКИЙ

Олег ЯНКОВСКИЙ


Гениальный актер с трудом пережил травлю критики за его роль Гамлета  в «Ленкоме»


20 мая исполнился ровно год с того дня, как ушел из жизни гениальный актер Олег Иванович Янковский. В день скорбной даты наш корреспондент пообщался с его друзьями и коллегами, попросив их поделиться своими воспоминаниями.


Олег Янковский всегда соглашался играть лишь те роли, которые ему нравились. Например, он отказался от предложения сыграть Сталина, а затем категорически отверг возможность сыграть Воланда в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (эта роль досталась Олегу Басилашвили). Отказ Янковский мотивировал тем, что дьявола и Бога вообще нельзя играть, так как это духовные понятия, и лучше к ним не прикасаться. Любая роль – это проникновение в характер персонажа, а уподобляться дьяволу, пусть даже и мысленно, - опасное занятие.
Олег Иванович старался относиться к своей популярности иронично, понимая, насколько недолговечна земная слава. Он говорил, что тяжело и трагично получить огромную популярность, и вдруг её лишиться. Этого безболезненно не переживет ни один знаменитый артист, писатель, или режиссер. Поэтому актёр должен постоянно держаться на плаву, выдавая на-гора всё время что-то новое, либо заблаговременно готовить себя к тому, что однажды популярность закончится, а жизнь продолжится.


Сергей Микаэлян (сценарист и постановщик): с ним осталась частица моей души


- Самое невероятное, что в начале работы над фильмом «Влюблён по собственному желанию» мне и в голову не приходило отдать главную роль бывшего спортсмена Игоря Брагина Янковскому, хотя он и снимался у меня до этого. В Москве, на съезде кинематографистов я как-то в кулуарах разговаривал с Александром Калягиным и его супругой Евгенией Глушенко. Подошёл Янковский, и весело прищурившись, спросил: «Что обсуждаете?» Калягин ответил: «У Микаэляна хороший сценарий, и Женя уже утверждена на роль Веры без проб». «А мне роли не найдётся?», - спросил полушутливо Янковский.  И я ему серьёзно объяснил, что главный герой – человек 20 с небольшим лет. Он наивен, открыт и верит в экспериментальные идеи Веры, а вам, Олег, уже за 30.






Олег ЯНКОВСКИЙ с сыном Филиппом

Олег ЯНКОВСКИЙ с сыном Филиппом

Я уехал в Ленинград, и несколько месяцев пребывал в поисках актёра на главную роль. Дал задание ассистентам искать «молодого Янковского». Постепенно его образ всё навязчивей стал преследовать меня. И я подумал: «Если Вера сможет увлечь своими идеями не молоденького несмышлёныша, а уже много испытавшего и потрёпанного жизнью, изверившегося человека, то это будет сильнее, глубже, взволнованнее.






Олег ЯНКОВСКИЙ и Евгения ГЛУШЕНКО (кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию»)

Олег ЯНКОВСКИЙ и Евгения ГЛУШЕНКО (кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию»)

А Янковскому зритель поверит, ибо он абсолютно правдив в любом образе, от его глаз невозможно оторваться. Он завораживает, думает сюжетно, темпераментно, даже страстно. Да и замечательный актёр, в конце  концов».
Я несколько переделал сценарий, прилетел в Москву. Олег прочитал, обрадовался этой роли, сразу дал согласие. Но сказал, что есть заминка. Он уже согласился сниматься осенью в «Полётах во сне и наяву», а в конце лета должен был ехать с «Ленкомом» в Ташкент на гастроли.
Я возвратился расстроенный, что на полгода придётся отложить съёмки. Но потом развил бурную деятельность, уговорил «Ленфильм» помочь мне, и киногруппа поехала за Янковским в Узбекистан! И в Средней Азии мы умудрились снять всю русскую натуру!
Ради прекрасного актёра мы пошли на всё. Олег Иванович разрывался между театром и съёмками, но успевал везде. Он сыграл великолепно. А я тогда и не подозревал, что у него было на душе, какие переживания и обстоятельства давили на него в связи с недоброжелательными отзывами о его «Гамлете».
Олег Иванович! В фильме «Влюблён по собственному желанию» твой образ будет жить долгие годы. И рядом с тобой всегда будет жить частица моей души...






Олег ЯНКОВСКИЙ (кадр из фильма «Бедный, бедный Павел»)

Олег ЯНКОВСКИЙ (кадр из фильма «Бедный, бедный Павел»)


Светлана Крючкова (народная артистка): грязь в печати чуть его не сломала


- Впервые мы с Олегом встретились в 1974 году на съёмочной площадке фильма «Премия». Мы были молоды, и учились у таких мэтров, как Евгений Леонов, Владимир Самойлов, Михаил Глузский, Виктор Сергачёв, занятых в этом фильме. И тогда мне понравилось, что Олег относится к работе серьёзно и вдумчиво, с ответственностью.
В 1992-м Игорю Масленникову для фильма «Тьма» по рассказу Леонида Андреева нужна была поющая актриса, и он попросил меня сыграть одну из барышень в публичном доме. А Олег играл главную роль революционера-террориста. Меня поразило, как однажды во время съёмки он, плохо зная текст, начал произносить длительный монолог. Все ему подсказывали. А у него «набело» рождались слова, интонации. Мгновенно, на наших глазах... Я тогда удивилась, как можно говорить, не зная текста, так наполнено. В этом смысле он был поразительный артист с серьёзным мужским обаянием. И когда увидела эту сцену на экране, поразилась, насколько все было убедительно! Ни на секунду нельзя было представить, что кто-то ему подсказывал текст.
На первом международном фестивале актеров кино «Созвездие» в 1989 году состоялся круглый стол на тему «Нужна ли критика артисту?» И самыми яркими были выступления Станислава Говорухина и Олега Янковского.
Олег рассказал, был на грани самоубийства после того, как театральные критики не оставили камня на камне от его трактовки роли Гамлета, которую он начал репетировать в «Ленкоме» с Глебом Панфиловым. И добавил, что если бы не съёмки в фильме «Влюблён по собственному желанию», он бы покончил с собой. Грязь в печати чуть не сломала его.






Олег ЯНКОВСКИЙ (кадр из фильма «Щит и меч»)

Олег ЯНКОВСКИЙ (кадр из фильма «Щит и меч»)


Виктор Сухоруков (народный артист): император Павел нам помогал


В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга на экраны вышел фильм Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел» - о трагичной судьбе императора Павла Первого. Блистательный актёрский дуэт Олега Янковского (граф Пётр-Людвиг Пален) и Виктора Сухорукова (император Павел) был отмечен и киношниками, и зрителями. Фильм получил более 20-ти различных кинопремий.
- Для меня его уход – это личное горе, -  говорит Виктор Сухоруков. - Олег Иванович для меня по-прежнему жив. Талантливейший человек, умеющий дружить.
Он не был обделён вниманием и самой разнообразной любовью, включая сексуальную… И знал, что нравится многим. Не думаю, что его уход - какая-то случайность. Согласно гороскопам, есть 12 космических циклов жизни. А 13-й цикл - это такая закономерность, когда уходят из жизни люди твоего времени и твоего поколения. Люди, которые тебя вырастили, воспитали, радовали. 2009-й год и являлся таким 13-м циклом. Это была череда юбилеев и похорон. Балерина Екатерина Максимова, французский писатель Морис Дрюон, конструктор ракетно-космической техники Дмитрий Козлов, британская актриса Наташа Ричардсон, Олег Янковский... У них у всех этот год юбилейный и последний. Что касается Олега Ивановича, то это золотая страница в моей биографии.






Ролан БЫКОВ, Олег ЯНКОВСКИЙ (кадр из фильма «Служили два товарища»)

Ролан БЫКОВ, Олег ЯНКОВСКИЙ (кадр из фильма «Служили два товарища»)

Во время съёмок «Бедного Павла…» я ощущал помощь Олега Ивановича даже на каком-то духовном уровне. Нам всё удавалось с первого раза, что является мистикой. Такого в кино практически не бывает. Словно сам император Павел помогал нам. Мы были с Олегом Ивановичем в разных творческих категориях. И к тому же разное воспитание и разное окружение. Но он оказался потрясающим и профессиональным партнёром. Есть в фильме сцена, когда Павел  допрашивает Палена. И Янковский предложил разбить её на две части, на два дня.  Один день снимать меня, другой - его. В таких случаях актёр, находящийся в кадре, либо сам говорит в камеру, либо ему подыгрывает кто-то. Всё было установлено в сторону Сухорукова, и вдруг приходит сам Янковский, да ещё  в мундире, как будто снимался он, а не я. Он встал за камеру, и мы играли с ним именно ди-а-лог. А когда это закончилось, он вдруг вскрикнул: «Снимите с меня мундир, у меня всё болит!». Он же был ещё и в корсете, а терпел и подыгрывал своему товарищу. На следующий день он спрашивает:
- А где Сухоруков?!
- Так его ж вчера отсняли!
- Ну и что, я ведь был с ним.
Меня быстро доставили в павильон. Я также надеваю мундир, и всё, что полагается. Встаю за камеру, и мы снова играем диалог.
…Когда я просмотрел рабочий материал «Анны Карениной», позвонил ему: «Как вы замечательно сыграли!» Я не знал, что он уже был тяжело болен. И Олег Иванович совершенно неожиданно для меня как-то так вздрогнул, и резко говорит: «Ты что, смеёшься надо мной?» Я отвечаю: «Ну что вы, это грандиозная работа, не кокетничайте». А он не стал жаловаться, говорить о болях, и я до конца беседы разговаривал со здоровым, сильным, красивым, обаятельным человеком… Он очень ждал выхода этой картины...


Виталий Мельников (кинорежиссёр): он разгадал сущность Палена


- Олег Иванович подходил к образу Палена философски, но в тоже время и вполне конкретно, рационально. Это была первая для него большая историческая роль. До этого он в основном был положительным героем на экране. Существовала давняя традиция и убеждённость, что Пален просто хитрый пройдоха, интриган, и не более того. Но мы сошлись с Олегом Ивановичем в том, что Пален - значительно более сложная фигура, и говорить о нём, как об обыкновенном предателе, будет упрощением. Пален – убеждённый противник Павла, другое дело, что эта ошибочность основана на традициях времени и разных обстоятельствах. Отсюда и определённая двойственность Палена. Он временами жалеет Павла, иронизирует над ним. Дело-то не в Павле лично, а в диктатуре, которая, как многоголовая гидра: и её не уничтожишь ликвидацией одной только головы.






Олег ЯНКОВСКИЙ, Елена КОРЕНЕВА (кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»)

Олег ЯНКОВСКИЙ, Елена КОРЕНЕВА (кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»)

Олег Иванович с честью вышел из этой ситуации. Фильм, собственно говоря, и состоялся потому, что сложная роль Палена была разгадана Янковским, как и роль Павла Сухоруковым.
И Янковский действительно глубоко «копал» в этой роли, сравнивал предательство Палена, в частности, с поведением Иуды. Дело здесь в актёрских особенностях личности Янковского. Если мы вспомним давнюю картину «Служили два товарища», он узнаётся нами, как современник наш и наших отцов. «Полёты во сне и наяву» - тоже являют нашего современника, который страдает, радуется и любит, как и все зрители. Он живёт в то же время и в той же шкуре, что и мы. Вот почему мы до сих пор помним эти картины.
Я не представлял другой фигуры на роль Палена. Меня привлекла способность Олега Ивановича вселиться во время, пропустить его через себя, и явить нам это время и образ убедительно и точно.
Мы снимали в основном в интерьерах Павловского дворца. Дешевле было получить в аренду целый дворец, чем строить декорации. Поэтому все мы сразу столкнулись с конкретной исторической обстановкой. Близость к реалиям очень помогала. Вся обстановка была связана с Павлом непосредственно. Олег Иванович использовал свободные минуты, чтобы побродить по дворцу, изучить, к примеру, табакерку Павла. Он «прицеливался» к вещам, чтобы по ходу различных эпизодов фильма обращаться с ними естественно. Весь коллектив Павловского музея говорил о Павле, как о живом человеке, который в данный момент слышит нас, который прохаживается в апартаментах Марии Фёдоровны (супруга императора Павла – В.С.) в определённое время. И интеллигентные сотрудники, и сторожа говорили об этом с полной уверенностью.
Сухоруков был изначально заряжен на то, что нам покровительствует Павел. И постепенно заразил этим многих. Было много странных совпадений и удач, которые невозможно объяснить. Когда необходимо было, чтобы в основной сцене плац-парада шёл снег, то снег и повалил совершенно неожиданно. Когда снимали строительство Михайловского замка, вдруг при ремонте обнаружили его фундамент, и возникла полнейшая иллюзия строящегося здания.
Олег Иванович был человек прагматичный и не такой импульсивный, как другие актёры, и относился к этой мистике сдержанно, хотя и не отрицал сверхъестественные явления. Он был верующий по существу, а не формально. Вера в нём была внутренняя, глубоко укоренившаяся в душе.