КУЛЬТУРА

Юрий Кара переплюнул Воланда

По воле режиссёра «Мастера и Маргариты» Ленин, Сталин и Гитлер стали VIP-гостями бала Сатаны


7 апреля, в Благовещение, на большой экран вышел фильм Юрия КАРЫ «Мастер и Маргарита» по роману Михаила БУЛГАКОВА, чье 120-летие со дня рождения мы отметим 15 мая. Пока критики гадают, почему фильм с тьмой голых теток и ярких звезд, снятый в лихие 90-е, свободные от какой-либо цензуры - партийной, чиновничьей, олигархической, церковной, пролежал на полке 17 лет и как его примут зрители, корреспондент «Экспресс газеты» просто пошла в кино. И увидела настоящую фантасмагорию.


В кассе столичного «Киноцентра на Красной Пресне» за час до начала сеанса билетов на «Мастера...» не оказалось. С рук «лишних» тоже не продавали. Купив билет в другой зал, я упросила администратора выделить мне приставной стул и разрешить посмотреть экранизацию любимого романа.
Ровно в 20.00 в полупустом зале погас свет. Сеанс начался. Пролетарский поэт Иван Бездомный (Сергей Гармаш) уже очертил редактору журнала Берлиозу (Михаил Данилов) главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками и выслушал наставление: главное не в том, плох или хорош был Иисус, а в том, что его вообще не существовало. И тут в зал повалил народ с попкорном и открытыми бутылками с газировкой и пивом.






Клетчатый Коровьёв-Фагот (Александр ФИЛИППЕНКО), когда-то неудачно пошутивший на тему света и тьмы, руководит демоническим омовением Маргариты (Анастасия ВЕРТИНСКАЯ)

Клетчатый Коровьёв-Фагот (Александр ФИЛИППЕНКО), когда-то неудачно пошутивший на тему света и тьмы, руководит демоническим омовением Маргариты (Анастасия ВЕРТИНСКАЯ)


Явление неизвестного


После 10-минутной перебранки с пересевшими на более удобные места опоздавшие наконец расселись на свободные. Диалог Сатаны - Воланда (Валентин Гафт) с Берлиозом по поводу внезапной смерти человека, трамвая, отрезанной головы и Аннушки, пролившей подсолнечное масло, под хруст попкорна уже подходил к концу. Вдруг в сопровождении двух дам в зал вошел крепкий седовласый мужчина с закрученными вниз усами и в добротном клетчатом костюме. Неизвестный, очень похожий на режиссера Юрия Кару, властно потребовал, чтобы их места немедленно освободили.






Бесовский шабаш снимался в Сандуновских банях, где девушкам нечего стесняться

Бесовский шабаш снимался в Сандуновских банях, где девушкам нечего стесняться

- Нечего опаздывать! - огрызались даже те, кто пришел пятью минутами раньше.
- Не хотите по-хорошему, кина вообще не будет! - пригрозил «клетчатый», стоя у моего приставного стула.
- Да кто вы такой?! - поучаствовала я в общем возмущенном хоре.
- Я - человек, который оплатил три конкретных места и вправе их занять.
Зал загудел. На экране тем временем прокуратор Понтий Пилат (Михаил Ульянов) ходатайствовал об освобождении Иешуа (еврейская форма имени Иисус, чью роль сыграл Николай Бурляев. - Е. К.). Внезапно экран погас, зажегся свет, и сотрудницы киноцентра со словами «все должны занять свои места»  начали проверять билеты и поднимать народ.
Пышная блондинка, которой пришлось пересесть в последний ряд, пробегая мимо усатого к выходу, с гримасой ненависти громогласно послала его на три буквы.
- Желаю и вам попасть туда же, - не растерялся «пришелец», усаживая спутниц. И кивнул служительницам культуры. Свет погас, фильм начался заново.
- А покойник-то как хорош! - сказал женский голос за моей спиной.
- Ты какого имеешь в виду? - ответил мужской. - Я уже троих насчитал.
- Ульянова, конечно.






Мастер Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ в шапочке, вышитой его Маргаритой - третьей женой и музой Еленой Сергеевной

Мастер Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ в шапочке, вышитой его Маргаритой - третьей женой и музой Еленой Сергеевной


Три «К»


На протяжении фильма две девушки и парень раз семь, пробираясь через весь ряд, бегали за очередными бутылками в бар. Возвращаясь, они поясняли нервным зрителям, что никто не может запретить им пить и писать. Воланд наверняка был бы доволен всем услышанным в Великий пост в культурном центре российской столицы. Несомненно, порадовало бы его и зрелище на экране: голых женщин с телами, не тронутыми эпиляцией, антицеллюлитными кремами и не знавшими тренажеров, нам в разных позах и интерьерах демонстрировали долго и обстоятельно. Но, судя по мужским репликам, любителей натуральной красоты в зале оказалось немного.
Полет Маргариты (Анастасия Вертинская) на метле и вовсе вызвал предсказанный критиками смех. Но - приглушенный. Видимо, потому, что актрисе удалось невозможное - сыграть не просто холодную аристократку, готовую ради Мастера (Виктор Раков) стать ведьмой, а женщину воспламеняющую, желанную, неверную жену, но неистово верную любовницу, жаждущую разделить с любимым муки и радости.






Юрий КАРА

Юрий КАРА

Почему же фильм, который, безусловно, имел бы коммерческий успех в 94-м, годы лежал на полке? Версии разные. Продюсер и режиссер не поделили «бабки», а теперь договорились. Наследник Михаила Булгакова не давал добро и вот согласился. Показ приурочили к грядущему 120-летию со дня рождения писателя, который якобы в образе Пилата, по мнению одних, в образе Воланда, по мнению других, и в образе Мастера, как считают третьи, изобразил самого Сталина.
Имя грозного вождя трепать сегодня не только модно, но и очень выгодно. Истеблишмент Европы и США, о чьих кинонаградах мечтают все российские режиссеры, способные получить деньги на создание очерняющих нашу историю лент, придет в восхищение от «смелости» Юрия Кары, который распорядился и за Булгакова, скончавшегося 10 марта 1940-го, и за Воланда: поставил в один ряд Ленина, Сталина, Гитлера и отправил всю компанию в качестве VIP-гостей на бал Сатаны. Трудно сказать, как оценит этот выпад церковь, рьяно критикующая коммунизм и фашизм, но сложно поверить словам Юрия Кары, что, создавая свой фильм, он размышлял о Боге.






Анастасия ВЕРТИНСКАЯ - невинная Ассоль и страстная Маргарита - на презентации фильма смущалась и нервничала

Анастасия ВЕРТИНСКАЯ - невинная Ассоль и страстная Маргарита - на презентации фильма смущалась и нервничала

Иисус, даровавший разбойнику Царство Небесное, говорил: «В чем застану, в том и буду судить». И никто, кроме Него, не может знать состояние души человека, уходящего в мир иной. Зато принцип «трех «К» - коммерция, конъюнктура, китч, которому всегда был верен Кара, соблюден. Игру великолепных актеров придут посмотреть многие.
И хорошо, если после просмотра у зрителя возникнет желание перекреститься и  поставить свечу за упокой раба Божьего Михаила, который в последние минуты жизни перекрестил свою жену и со словами «чтобы знали, чтобы знали» просил принести ему роман, но так и не успел высказать любимой Елене Сергеевне свою заветную мысль.