КУЛЬТУРА

Иван Ургант: Чтобы узнать, кто играет Высоцкого, я ворвался к нему в гримёрку

В титрах фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» не будет фамилии главного актёра


Идея снять полнометражный фильм о Владимире Высоцком будоражила умы режиссеров много лет. И вот зрители, наконец, увидят плоды пятилетней работы. Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» должен был выйти на большие экраны еще 25 июля этого года, однако премьеру перенесли на 1 декабря.


Картина стала первым художественным фильмом о Высоцком. В основе сюжета - реальные события из жизни поэта, которые произошли 1979 году, когда на гастролях в Узбекистане у артиста остановилось сердце. В картину также вошли некоторые сцены и события, взятые из других эпизодов жизни Владимира Семеновича, – в другом месте, в другое время.
- Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер, - рассказывает сын поэта Никита Высоцкий. - И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет - киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот пять лет назад Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце.






Для картины задействовали автомобили советской эпохи

Для картины задействовали автомобили советской эпохи

К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу и к тому времени - пять лет назад - эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего.
Изначально режиссером картины должен был стать Александр Митта, который дружил с Высоцким. Однако, потом решили, что лента не должна быть ностальгической. Это должен быть фильм сегодняшний, адресованный в первую очередь молодому поколению. В итоге место режиссера занял молодой Петр Буслов («Бумер», ситком «Наша Russia»). Бюджет фильма составляет около $12 миллионов.






Иван УРГАНТ

Иван УРГАНТ


75-градусная жара


Чтобы получить в кадре ретро-эффект для съемок фильма, использовали раритетные советские объективы, позволяющие получить особую глубину и красочность кадра. Было важно передать и дух эпохи. Так, квартира Высоцкого полностью обставлена аутентичными предметами из обихода поэта, предоставленными музеем Высоцкого на Таганке.
В поисках подходящей натуры и объектов группа объездила практически весь бывший Союз.
Съемки проходили в Узбекистане, России, Белоруссии и Казахстане. Узбекский аэропорт образца 79-го года нашли в Бресте, он до сих пор выглядит точно как в конце 70-х – начале 80-х. Узбекистан оказался настоящим раем и для костюмеров с реквизиторами. У населения нашлись не только выходные костюмы и вечерние платья тех времен, но и, например, старые автомобили. В фильме появится и настоящий советский самолет «АН-12» 60-х годов выпуска, настоящий «Черный тюльпан», перевозивший из Афганистана в Союз печально известный груз 200.






ОБраз ВЫСОЦКОГО воссоздали с помощью сложнейшего грима

Образ ВЫСОЦКОГО воссоздали с помощью сложнейшего грима

Специально была создана точная копия «Мерседеса», на котором ездил Высоцкий. Чтобы добиться полной исторической достоверности, продюсеры фильма подняли архивные документы и заказали точно такой же автомобиль. Затем был проведен рефит, восстановлено лако-красочное покрытие, и прочее.
А вот с узбеками пришлось туго. Оказалось, что в Белоруссии почти нет иностранцев. Ни на рынке, ни на стройке продюсеры, как ни странно, не обнаружили ни одного представителя солнечной республики. А для съемок ведь нужна атмосфера ташкентского аэропорта...
Трехнедельные павильонные съемки в Москве, проходившие летом 2010 года, совпали с пиком жары. В это время не снимала ни одна московская группа, все съемки были остановлены, кроме «Высоцкого». На улице в это время было 42 градуса, в павильоне – 60, а в момент, когда включали рубильник, температура за минуту возрастала до 75 градусов. При этом артисты снимаются в гриме и ко всему прочему на них светили приборы.
- В павильонах от жары перегорели кондиционеры, - вспоминает Петр Буслов. - Но мы забывали обо всем – так хотелось снимать. Я помню, невероятное количество дублей, которое мы тогда делали, потому что всем хотелось, чтобы получилось. А актеры были такого уровня, что вполне могли позволить себе сказать: «Два-три дубля и все, я свое дело сделал». Но всех объединил какой-то удивительный творческий запал.






Оксана АКИНЬШИНА

Оксана АКИНЬШИНА


Силиконовый Высоцкий


Создатели фильма до сих пор держат в тайне, кто сыграл роль Владимира Семеновича. Известно, что на роль пробовалось несколько актеров, среди которых были Владимир Вдовиченков, Владимир Машков, Сергей Безруков и даже Никита Джигурда. Однако поклонники сходятся к мысли, что главную роль все же исполнил Безруков, сыгравший в разное время Пушкина и Есенина.
- Я пришел в проект, когда уже шел кастинг, который проводил Петр Буслов, - поделился Иван Ургант, сыгравший в картине Всеволода Абдулова. - До этого слышал от своих приятелей, что кто-то еще пробовался. А потом пригласили меня. И вдруг вышел Владимир Семенович Высоцкий и стал со мной общаться. На пробах мы играли сцену в самолете, первое появление в фильме моего героя. Человек, который играл Высоцкого - я до сих пор не знаю, кто это. Я так хотел узнать это, что однажды ворвался в гримерку без стука. Там какая-то женщина седая и без одежды стояла спиной, и я сразу выбежал.
- Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий, - говорит Никита Высоцкий.






Оксана АКИНЬШИНА

Оксана АКИНЬШИНА

Создателям фильма пришлось порядком постараться, чтобы актер в кадре был максимально похож на  Высоцкого. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. В качестве эскизов для грима использовались около 500 фотографий из архива артиста. А с помощью последних цифровых технологий, удалось найти нужные интонации максимально идентичные с голосом Владимира Высоцкого.
Работа над образом происходила так. Сначала была изготовлена точная копия лица актера. На этой модели создали тончайшую скульптуру из скульптурной массы - воска, пластилина и другого скульптурного материала - и воссоздали нужное лицо, но другое по антропологии. При этом были соблюдены все нюансы мимики, заложены поры, морщинки. Затем с готовой скульптуры сняли форму, в которую залили сложный многокомпонентный силиконовый состав. В результате получился комплект пластических деталей. Грим героя - не маска. Таких форм и деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб - все отдельно. Грим актера ежедневно занимал четыре часа и еще полтора часа уходило на то, чтобы его разгримировать.






Сергей БЕЗРУКОВ

Сергей БЕЗРУКОВ