КУЛЬТУРА

Экранный Высоцкий — живее всех живых!

В Москве прошла премьера долгожданного фильма


Вот наконец-то и свершилось – долгожданно-загадочный фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» появился на наших экранах. Какое впечатление от премьеры? Каково качество этого кино? И, наконец, кто же все-таки сыграл главного героя? На эти вопросы попытался ответить наш обозреватель Борис КУДРЯВОВ.


Чего можно желать от зрелища, предназначенного массовому зрителю, даже если герой сам Высоцкий? Искренности и экранной правды, пожалуй. Еще чтоб впечатление от увиденной истории осталось. И, наконец, никакого авторского прочтения образа. Герой там должен быть один – Высоцкий.
Признаюсь как на духу, фильм не разочаровывает. Скорее, наоборот – по-хорошему тревожит душу, порой просто завораживает. Хочется верить, что фильм не разочарует ожидания не только киноспецов, но и так называемых интернет-«высоцковедов». Которые занимаются не реальными делами, связанными с поиском нового в жизни и творчестве своего кумира, а эдаким предположительным «высоцковедением».




А тут, пусть и на экране, реально живет их кумир! Не просто актер, похожий на Высоцкого, а как бы именно он сам. Так по крайней мере задумывалось авторами. Задача, честно сказать, наитруднейшая. Если не сказать больше – на грани авантюризма. Но решена она вполне успешно. Если все же не считать несколько странного послесловия - в титрах игровой картины в исполнителях главной роли значится сам Владимир Семенович. Не заигрались ли в тайну «Кто  играет героя?» продюсеры? Или именно в этом и состоит главная интрига фильма – даже после его выхода на экраны?


Сергей Безруков не пришел на премьеру


Да, фильм - это не академическое собрание сочинений. И не музейное сборище восковых фигур. Но возьму на себя смелость сказать, что народу такое кино понравится. С одной маленькой оговоркой: неужто создатели предполагают, что за искусной маской, специфической походкой, точными жестами в человеке, все же играющем, а не живущем на экране, никто не сможет угадать Сергея Безрукова? Только ленивый не «прошелся» в прессе по выбору на роль главного героя именно этой кандидатуры. Хотя лично я ничего против не имею. А вот Валентин Гафт, видимо, заведомо причисляя себя к великим (как-никак Безруков сыграл в кино Пушкина и Есенина) с присущим ему сарказмом реагирует на популярного актера так: «Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Безруков».




Понятное дело, что те, кто видел, общался с Высоцким по жизни, прекрасно понимают, что никакими похожестями фигур, голоса и даже самыми наисовременнейшими средствами компьютерных технологий невозможно создать настоящего Высоцкого на экране. И, если поковыряться в деталях, то можно, конечно, прилепить актеру отвисшую челюсть, нарисовать другие брови, вставить новые зубы, кривоватые, кстати, как и у Высоцкого. Но вот характерную для него усмешку изобразить невозможно. Или его яростное пение. Не говоря уж об энергетике и впечатлении, которое он производил на людей по-живому. Да, актеру, играющему Высоцкого, приходилось, видимо, туго. И это, к сожалению, очень заметно. Отсюда и притуплено-ослабленная мимика, и движения как бы заторможенные, и обаяние практически на нуле, и голос явно форсированный. Возможно, понимая все это, Сергей Безруков на премьере так и не появился.






Максим ЛЕОНИДОВ, Пётр БУСЛОВ, Оксана АКИНЬШИНА, Никита ВЫСОЦКИЙ, Константин ЭРНСТ

Максим ЛЕОНИДОВ, Пётр БУСЛОВ, Оксана АКИНЬШИНА, Никита ВЫСОЦКИЙ, Константин ЭРНСТ


«Творчество – это на 90 процентов фантазия»


Споры о том, этично или не очень показывать в художественном произведении моменты с трагической сущностью, так спорами и останутся. Все зависит от цели и воли авторов. А автор фактически один – сын Высоцкого, Никита Владимирович. Который делал и сделал свое кино про отца. Следуя его логике, что «художественная правда иногда бывает выше документальной», можно вспомнить и слова самого Владимира Семеновича: «На мой взгляд, творчество – это 10 процентов личного опыта и 90 процентов фантазии. Не вранья, а именно фантазии».






Сергей КАПКОВ, Ксения СОБЧАК

Сергей КАПКОВ, Ксения СОБЧАК


«В момент молитвы душа вдруг вернулась в тело»


Работа над картиной длилась долгих пять лет. А уместила в себя всего три дня из жизни кумира миллионов. Возможно, самых трагических в его жизни: во время июльских гастролей 1979 года в Узбекистане с Высоцким случилась клиническая смерть. Хотя некоторые одиозные «веды» с пеной на губах опровергают и это: мол, с бардом случился всего-навсего лишь  обморок. Была ли на самом деле клиническая смерть или нет, вопрос остается только на совести, (или компетенции?) тех, кто находился в тот момент рядом с Высоцким. Свои воспоминания они оставили. Но если учесть, что фильм – произведение художественное, то можно просто наивно поверить словам его режиссера Петра Буслова: «В момент молитвы вдруг душа вернулась в тело спустя 10 минут после клинической смерти, тогда как мозг умирает в течение двух минут». Имеется в виду как раз тот самый случай клинической смерти Высоцкого. Допускаю, что возможно и такое. Хотя молитв в фильме слышно не было. Допускаю. Но даже не специалист знает, что после остановки сердца человеческий мозг умирает за 5-6 минут. Похоже, организм Высоцкого в своей борьбе за жизнь был исключением из правил. 






Максим ГАЛКИН, Алла ПУГАЧЁВА

Максим ГАЛКИН, Алла ПУГАЧЁВА


«Кому сказать спасибо, что живой?»


Название фильма как бы определяет его суть. И «Спасибо, что живой» все же лучше, чем первоначальный вариант «Мой черный человек». Вот тогда действительно все происходящее на экране было бы окрашено одной трагической тональностью. Хотя фильм вне всякого сомнения и без того тяжелый, местами даже страшный. Держит в напряжении до самого конца.
И все же в новом названии звучит строка из того же стихотворения:
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: спасибо, что живой.
Авторы сознательно пошли на то, чтобы сделать фильм современным, понятным нынешнему молодому поколению. Главное, что в нем привлекает – чувства и настроение героев. Подстегивают сюжет (пусть для людей, знающий биографию Высоцкого он и не нов), очень сильная музыка и динамичные съемки.






Иван УРГАНТ с женой Натальей

Иван УРГАНТ с женой Натальей

Странновато, правда, что Никита Владимирович, столь рьяно оберегающий наследие отца (хотя суды за правомерное использование продукции, связанной с творчеством Владимира Высоцкого, несколько лет назад выиграны им вполне законно), позволил все же использовать имя своего знаменитого родителя в таких не слишком благовидных делах, как продажа пива. С портретом героя на этикетке. Не иначе, как законы современного кинорынка заставили сделать? Правда, на московской кинопремьере всего этого добра видно не было. И слава Богу.
Да, фильм серьезен. Временами даже кажется, что слишком. Но почему-то вместе с теми жесткими строками из стихотворения «Мой черный человек» вспоминаются и вот эти:
Да, правда, тот, кто хочет, тот и может.
Да, правда, сам виновен. Бог со мной.
Да, правда, но одно меня тревожит:
Кому сказать спасибо, что живой?







Оксана АКИНЬШИНА

Оксана АКИНЬШИНА