КУЛЬТУРА

Душевные боли Петра Фоменко

Родные, близкие и ученики великого режиссера проводили его в последний путь


Намедни в Москве простились с режиссером Петром ФОМЕНКО.  Его не стало 9 августа, на 81-м году жизни. Панихида прошла в созданном мастером театре на набережной Тараса Шевченко. Все актеры «Мастерской Петра Фоменко» не устают подчеркивать, что их театр уже давно стал семьей, а Фоменко - ее глава, отец. И вот любимого отца провожают в последний путь. Похороны не случайно перенесли с субботы на понедельник. Многие друзья, коллеги и «дети» Петра Наумовича разъехались по отпускам, и во что бы то ни стало, хотели успеть вернуться, чтобы сказать учителю последнее «прости».


- Мы с Петей дружили до последнего дня, для меня это был один из самых важных людей в моей жизни,  - с горечью говорит бард Юлий Ким, с юности крепко приятельствовавший с покойным. -Он приобщил меня к театру, который стал главным занятием в моей жизни. Он способствовал формированию моего мироощущения. Пониманию людей я на 90 процентов обязан ему. Вместе с Петром мы работали обидно мало. Помню, именно от него получил первый в своей жизни заказ от театра. Это был 1968 год. Фоменко пригласил меня поработать над песнями для пьесы Шекспира «Как вам это понравится», которую он ставил в театре на Малой Бронной.




Это оказалось моим крупным дебютом в московском театре. Я сочинил 17 номеров - тексты и музыку. В 1969 году я помогал Петру в работе над спектаклем «Татьянин день» Студенческого театра на Ленинских горах МГУ. В 80-х годах, он тогда был главным режиссером Театра комедии в Ленинграде, мы вернулись к пьесе Шекспира «Сказка Арденнского леса». Спустя годы он возобновил эту постановку уже у себя в театре «Мастерская Петра Фоменко». Получился совсем другой спектакль, он и по сей день идет. Фоменко всегда оставался открытым, компанейским человеком, в нашей компании равных ему не было. Свой в доску! Когда надо было спеть, передразнить, это был артист с ног до головы.






Юрий НОРШТЕЙН

Юрий НОРШТЕЙН

Режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн, создатель "Ежика в тумане" считает Петра Наумовича гениальным человеком.
- Сегодня вряд ли можно найти и сопоставить с ним кого-то из современников, работающих в театре, - уверен Норштейн. - По масштабу охвата такого человека нет! Он невероятно тонко слышал время и чувствовал людей, их сердцебиение. Наверное, это связано с тем, что он сам страдал сердечной недостаточностью, может быть, в этом было что-то автобиографичное, кто знает. Художник близко принимает переживания ближних, иногда бывает эти переживания могут убить  самого творца, но другого пути не дано.






Сергей ЮРСКИЙ

Сергей ЮРСКИЙ

Он уникальный режиссер, недооцененный своими коллегами, он не авангардист, не создатель нового театра. Он филигранно работал с актерами. Я не помню более тонкой режиссуры. Помню свои невероятные ощущения от спектакля «Война и мир», я был ошеломлен пушкинской интонацей. Пушкин для Фоменко был персонаж из русской истории, как литературное явление, как личность и как гражданин. Фоменко пронзил оглушительной поэтикой роман Толстого. Я потрясен масштабом панихиды, все, что происходило там, и есть личность Петра Фоменко. Окончилась панихида документальными кадрами - грандиозным чтением Фоменко стихов Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Для меня это было событием.






Юлий КИМ

Юлий КИМ

Смерь всегда событие, но это было вдвойне, это было многослойно, он читал стихи и как актер, и как режиссер, и как человек, проживший долгую жизнь, страдающий сердечными и душевными болями. И все эти переживания он вложил в чтение стихов. Он не любил пышности, и это говорит о его личности. Он и в своем театре не любил вычурности, такой он был и в жизни. Конечно, он радовался, что его узнали, как режиссера, любили, но не стояло на первом месте. Любовь его учеников, коллег, которые конечно понимали, масштаб его личности, вот что было для него важно!






Вера ВАСИЛЬЕВА

Вера ВАСИЛЬЕВА








Ирина АПЕКСИМОВА

Ирина АПЕКСИМОВА







Знаменитого режиссера Петра Фоменко похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.