КУЛЬТУРА

11 фильмов с Алексеем Баталовым, которые должны посмотреть все

«Москва слезам не верит»
EG.RU вспоминает незабываемые роли Алексея Владимировича Баталова

15 июня на 89-м году жизни умер великий актер Алексей Баталов, которого любили в СССР и любят сейчас. Его уход – утрата для всей страны. Неслучайно совсем недавно, в День России, по разным телеканалам шли фильмы с его участием. Вспомним лучшие роли великого артиста.

1954 год – Алексей Журбин в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья». Первая главная роль. Персонаж и тезка актера – младший в известной династии рабочих-кораблестроителей. Баталов даже освоил азы профессии клепальщика и потом с гордостью говорил, что где-то ходят корабли с «его» заклепками. 25-летний актер, у которого вся семья была связана со сценой, сумел не только достоверно сыграть работягу. По сюжету фильма его Алексей прощает любимую девушку, которая изменила ему и родила «чужого» ребенка. Для 1954 года это была просто «бомба». Но Баталов сыграл так, что ему поверила не только его экранная невеста, но и все женщины страны.

1955 год – Саша Румянцев в фильме Иосифа Хейфица «Дело Румянцева». Баталов играл шофера-дальнобойщика, который абсолютно случайно оказывается втянутым в криминал. Актер рассказывал, что роль «пошла», как только он нашел необходимый реквизит – фуражку. Что касается шоферских навыков, то Баталов владел ими в совершенстве. Еще в 1953 году подруга его матери, великий поэт Анна Ахматова подарила Алексею деньги на машину, и он купил старенький «Москвич», который так и назвал - «Аннушкой». Хилое дитя советского автопрома требовало, чтобы владелец проводил в гараже все свободное время, поэтому Баталову ничего не стоило на экране водить и ремонтировать огромный грузовик.

«Дело Румянцева»

1957 год – Борис Бороздин в фильме «Летят журавли» Михаила Калатозова. Герой Баталова, молодой талантливый инженер, в начале фильма добровольцем уходит на фронт и пропадает без вести. Сцен с участием Баталова было немного. Но именно благодаря его игре гибель Бориса – умного, тонкого человека - все зрители воспринимали как личную утрату. Фильм удостоен Главного приза Международного Каннского кинофестиваля.

«Летят журавли»

1958 год – Владимир Устименко в фильме Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек». Баталов играл хирурга, не полубога, выносящего вердикты типа «Он будет жить», а человека резкого, неудобного, но настолько притягательного, что потом тысячи молодых людей по всему СССР подали документы в медицинские вузы.

«Дорогой мой человек»

1960 год – Дмитрий Гуров в фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой». Режиссер очень хотел, чтобы играл именно его любимый Баталов. Актер тоже очень хотел, потому что экранизировали чеховский рассказ, а Чехов был тесно связан с любимым театром Баталова – МХАТ. И актер, и гримеры активно искали способы «одворянить» внешность Баталова, пока однажды старушки, которые еще застали Чехова и которых специально пригласил Хейфиц, не воскликнули, глядя на Баталова: «Ой, косолапый, как Антон Павлович!». Впоследствии Баталов еще не раз снимался в экранизации классики. Он сыграл Федора Протасова в толстовском «Живом трупе» и Голубкова в булгаковском «Беге».

1961 год – Дмитрий Гусев в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Герой Баталова – физик-ядерщик, который в ходе экспериментов получает смертельную дозу облучения. Нужен был именно Баталов с его интеллигентностью и самоиронией, чтобы зритель до сих пор верил – Гусев перед опасной операцией сбежит с друзьями в ресторан «Арагви» и непременно останется жив!

1966 год – Тибул в фильме «Три толстяка», который Баталов сам поставил по сказке Юрия Олеши. Для того чтобы сыграть роль канатоходца Тибула, актер под руководством своей второй супруги, артистки цирка, научился ходить по канату. В фильме он идет по тросу, натянутому между крышами домов.

1974 год – доктор Ботвинк в фильме «Чисто английское убийство» режиссера Самсона Самсонова. Баталов играет ученого-иностранца, которому поневоле приходится стать детективом. Это была экранизация романа Сирила Хэйра. На роли англичан специально подбирались актеры с аристократической внешностью (Леонид Оболенский, Иван Переверзев, Георгий Тараторкин), главных героинь играли прибалтийские актрисы. «Простецкий» на первый взгляд герой Баталова в результате оказался умнее и порядочнее всех остальных.

Фото с сайта kinodir.com

1975 год – Сергей Трубецкой в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья».  Фильм был посвящен трем женам декабристов, которые поехали за мужьями в Сибирь. Зрители, а особенно зрительницы безоговорочно поверили, что вслед за таким, как Баталов, жена, урожденная Екатерина Лаваль (Ирина Купченко), поедет куда угодно.

1979 год – Гога, он же Гоша, он же Жора… Баталов не сразу согласился играть «настоящего мужчину» в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Но Меньшов был упорен, потому что знал: актер сделает из идеальной картинки живого человека из плоти и крови. И вот уже почти 40 лет женщины надеются, что в какой-то электричке к ним навстречу непременно едет Гоша. Фильм получил от Американской киноакадемии «Оскара», а от советских руководителей – Госпремию.

1986 год – Дмитрий Красков в фильме Родиона Нахапетова «Зонтик для новобрачных». Видимо, актер очень хотел сыграть кого-то совершенно противоположного Гоше. Его герой мечется между замечательной женой, тремя сыновьями и новой любовью – милой, интеллигентной и преданной женщиной. Зритель так и не понял, кого выберет Красков, но от всей души понимал его женщин: отказаться от такого по доброй воле очень сложно. Его нельзя не любить.

И мы будем всегда помнить и любить Алексея Владимировича Баталова.