КУЛЬТУРА

Олег Ефремов: Я был вынужден набить морду Андрею Краско!

Популярный артист провел медовый месяц с Владимиром Высоцким


Питерского актера Олега ЕФРЕМОВА зрители хорошо помнят по ролям в «Золотой мине», «Штормовом предупреждении», «Жизни Клима Самгина», «Государственной границе». Тезка знаменитого Олега Николаевича ЕФРЕМОВА сыграл более чем в 70 картинах. Его голосом говорил Сиси Кепвел в знаменитом сериале «Санта-Барбара», персонажи актеров Жана Луи ТРЕНТИНЬЯНА и Алена ДЕЛОНА.
Несколько лет назад в прессе появилась информация, что Олег Владимирович очень болен, перебивается на гроши и ютится в крохотной комнатке в коммуналке. Мы решили навестить любимого артиста.


Олег Владимирович Ефремов встретил нас на пороге своей квартиры в Сестрорецке.
- Ребятки, а давайте борщеца с мороза? - предложил хозяин, заметив, что мы изрядно продрогли. - У меня все с пылу с жару, только что приготовил.
Такому приему мы несказанно удивились, так как не ожидали увидеть Ефремова в добром здравии. Да и жилплощадь оказалась отдельной квартирой, а не коммуналкой, как писали в СМИ.
- Эту квартиру мне отписала мама, - обведя глазами просторную, светлую комнату, сказал актер. - Стеллажи надо еще для книг сделать. В молодости я все деньги тратил на книги и пластинки.
- Олег Владимирович, нам на «Ленфильме» сказали, что вы отказываетесь общаться с режиссерами. На киностудии даже нет номера вашего мобильного телефона.
- Да вы что?! - удивился Ефремов. - Я сам предложил актерскому отделу «Ленфильма» свой номер телефона.






Олег Владимирович не теряет надежды вновь сниматься в кино

Олег Владимирович не теряет надежды вновь сниматься в кино

Впрочем, обо мне ходит много слухов. Некоторые даже думают, что меня уже и в живых нет. Это потому, что в последние годы я не работаю активно: проблемы со щитовидкой. Из-за нее болят ноги. Но я сам себя обслуживаю. Мне же только 67! Не прочь сниматься, озвучивать. Я почти пять лет работал на озвучке в сериале «Санта-Барбара», но однажды после выборов губернатора редактор спросил, за кого я голосовал. Я сказал: «За Собчака». Это, видимо, было ошибкой, и на следующий день меня уволили. Вместо меня пригласили Женю Сидихина. Но Евгений не подошел: он намного моложе меня. А Сиси Кепвел в «Санта-Барбаре», которого я озвучивал, - человек в возрасте. Хорошо, что у Жени на тот момент и так было много хороших предложений.
Хотя бывало и так, что любимые народом артисты годами сидели без ролей. Вот Леонид Быков - всеми обожаемый, но невостребованный. После выхода в 1973 году картины «В бой идут одни «старики» и до 1977 года, когда Леня снял «Аты-баты, шли солдаты», Быков четыре года мучился от бездействия. Его пробовали все, но нигде не снимали. Мы часто об этом говорили с Олегом Далем. В одну из последних встреч зашли в кафе на «Ленфильме». Он сокрушался, что актеры сидят без работы, а замечательные авторы не могут снимать то, что задумано. «Возьми хоть книжную серию «ЖЗЛ»! Материал просто замечательный. Каждая книга - это сериал. Только снимай! И сыты все будут: и авторы, и актеры!» - говорил Даль.






Олег ЕФРЕМОВ в кинопробе к фильму «О друзьях-товарищах» (1970 г.)

Олег ЕФРЕМОВ в кинопробе к фильму «О друзьях-товарищах» (1970 г.)


Рязанов намучился с «Бесприданницей»


- Не секрет, что многие безработные актеры спивались.
- Вот Андрюшу Краско начали снимать незадолго до смерти. С ним мы работали в «Штормовом предупреждении» режиссера Вадима Михайлова. Это была его первая картина, Андрей сыграл там эпизод. Он был хулиганом на съемках! Постоянно воевал с директором картины, допекал его по полной! Но дружил со светотехниками, осветителями, с декораторами - со всем обслуживающим персоналом. Они его и поили так, что он не просыхал. Я был вынужден даже пару раз набить ему морду, чтобы он не пил до такой степени. Представляете? Я - божий одуванчик, ему - такому шкафу - и по морде! Но иного выхода не было. Потом он меня благодарил. Я его очень любил.
- А с кем у вас не сложились отношения?
- С Эльдаром Рязановым. Он не бездарный человек, но всегда работал по принципу «Чего изволите?». Хотя, как личность, я его уважаю. Ему тоже порой приходилось локти кусать. Я это знаю от Лени Филатова, который у Рязанова пробовался на роль Паратова. Вся съемочная группа наплакалась, связавшись с Ларисой Гузеевой. Она не дотягивала. Рязанов намучался с ней, снимая дубль за дублем. Лариска была в «Жестоком романсе», как Лена Драпеко в фильме «А зори здесь тихие…». «В лесу раздавался топор дровосека, то в новой картине снималась Драпеко!» - такая вот на Лену в то время ходила эпиграмма… Теперь Драпеко в Думе, а Лариса в телевизоре.
Я любил Сережу Курехина, с которым у Лары был роман. Но потом у Ларисы с Сережкой не сложилось, и она стала на всех его друзей вешать ярлыки. Зла на нее я за это не держу. Что поделать, если ей изменяет вкус! Пошлость Гузееву погубит. Это та опасность, о которой ее Серега предупреждал. У нее перебор везде и во всем.






Леонид БЫКОВ после выхода картины «В бой идут одни старики» несколько лет сидел без работы

Леонид БЫКОВ после выхода картины «В бой идут одни старики» несколько лет сидел без работы


Боярский отказался со мной выпивать


- А у вас как складываются отношения с бывшими женами? Вы же четыре раза были в браке.
- Мои бывшие меня чтут до сих пор. И это радует. Был такой, я бы сказал, фантастический случай. Как-то пришел на спектакль Виктюка и встретил у театра сразу двух бывших жен с семьями. Я провел их в зал и там увидел свою третью жену с мужем! Ну, скажите, какова вероятность такого совпадения? Голливуд какой-то… В общем, я всех перезнакомил, а после спектакля мы поехали в гости к одной из моих бывших, где все передружились.
- Слышала, что вы были влюблены в Марину Неёлову.
 - У нас и близко с Машей, как мы ее называли среди своих, не было никаких отношений, кроме дружеских. Она, конечно, всегда знала себе цену. Красива, что тут скажешь. «А посмотри, - говорила она мне, - какие у меня красивые ноги. Не хочешь меня обнять, поцеловать?» Но это так, шутки ради. Все знали, что я после института влюбился в Таню Иванову. Я никогда никого не предавал, не обманывал. Любовь всегда уходила медленно. И после этого претензии Миши Боярского неуместны.






Про ЕФРЕМОВА пишут, что артист был по уши влюблён в Марину НЕЕЛОВУ. Но, по его словам, их связывали только дружеские отношения (Марина и Олег ДАЛЬ в фильме «Старая, старая сказка», 1968 г.)

Про ЕФРЕМОВА пишут, что артист был по уши влюблён в Марину НЕЕЛОВУ. Но, по его словам, их связывали только дружеские отношения (Марина и Олег ДАЛЬ в фильме «Старая, старая сказка», 1968 г.)

- Какие же у него претензии?
- С дядей Миши, Николаем Александровичем, мы снимались в трех картинах. У нас с ним был полный контакт. Он когда-то был моим соседом. Мы любили с ним посидеть. И выпить могли. С папой Боярского, Сергеем Александровичем, мы тоже общались душа в душу. А вот Миша решил на себя взять право осуждать, надеть судейскую мантию, что ли… Однажды зашел в ВТО и увидел друзей, которым в тот день присвоили высокие актерские звания. Я получил гонорар и решил присоединиться к ним. Достал из дипломата бутылку водки, а Боярский вдруг за всех говорит: «Мы не хотим видеть тебя за нашим столом!» Я был в недоумении. Оказывается, это он осудил меня за то, что я несколько раз был женат! «Это нехорошо», - сказал, как отрезал, Миша, отвернулся к гостям и предложил продолжать выпивать. Меня это поразило! Уж кто стал бы осуждать, только не Мишка. Сам же никогда не отличался целомудрием.
- У актеров существовала взаимовыручка?
- В прежние годы - да. Например, с Севой Абдуловым мы часто пробовались на одни и те же роли. Я отказывался в его пользу, а он в мою. Давали друг другу подзаработать, чтоб хоть с долгами рассчитаться! А бывало, и выпивали вместе с ним и его другом Володей Высоцким. Кстати, один мой медовый месяц проходил в обществе Высоцкого. Это было в конце 70-х. Мы с женой Светкой сразу после регистрации поехали в Одессу к ее дядьке с теткой. Дядька у нее был очень крутой - директор НИИ стоматологии, доктор медицинских наук, Герой Советского Союза, в прошлом командир партизанского отряда. Дядька нам рассказал, что доктор Токарь поставил штифты Высоцкому. У того были проблемы с зубами.






Во время съёмок фильма «Опасные гастроли» в Одессе ВЫСОЦКОГО изолировали от алкоголя на квартире родственника ЕФРЕМОВА

Во время съёмок фильма «Опасные гастроли» в Одессе ВЫСОЦКОГО изолировали от алкоголя на квартире родственника ЕФРЕМОВА

Высоцкий тем летом снимался в «Опасных гастролях» в Одессе. Жил он не в гостинице, которую киношное руководство считало рассадником алкоголизма, а в квартире дядьки моей Светки. Так его изолировали от съемочной группы. Он постоянно звонил Марине Влади. После его отъезда дядька получил гигантские телефонные счета.
Как-то в компании с Володей и Севкой после ресторана мы шли к Абдулову на Чистые пруды. По дороге подцепили какую-то девицу с красивыми ногами. Дома усадили гостью на рояль, она перепугалась, решила, что до разврата дойдет. А всем просто хотелось любоваться на это чудо - женщину с красивыми ногами!
Но однажды наши посиделки чуть не закончились трагедией. Володя изрядно поднабрался, а ему было нужно вечером уезжать. Мы еле успели на вокзал. Перед вагоном Вова поскользнулся и провалился в зазор между подножкой и перроном. Еле вытащили. А Володя еще больше захмелел от ужаса. В итоге поезд отправился без него. «Мой дипломат уехал, - закричал Володька. - Ах, да и хрен с ним!» Тут же мы посадили Высоцкого в другой состав, который уходил на пять минут позже.