КУЛЬТУРА

Александр Митта: Не жалею, что увёл жену из семьи!

Накануне 80-летия режиссер рассказал о том, как разбил брак «королевы стиляг»

Во многих своих фильмах замечательный режиссер Александр МИТТА загоняет героев в углы любовных треугольников. Оно и понятно - о такой мучительной геометрии Александр Наумович знает не понаслышке: он сам когда-то увел свою будущую жену Лилию МАЙОРОВУ у другого мужчины.

Мы встретились с Александром Миттой у него дома в Москве, на Малой Грузинской улице. В свое время эту квартиру режиссеру помог получить его друг Владимир Высоцкий. В ней хозяин проводил застолья, на которых частенько кутили Высоцкий с Мариной Влади.
- Александр Наумович, вы начинали творческий путь с картин о подростках «Друг мой, Колька!» и «Звонят, откройте дверь». Какое у вас было отношение к пионерской организации?
- Время пионерии - самое счастливое в моей жизни. В городской Дворец пионеров съезжались самые активные ребята. Я записался одновременно во все мастерские: театральную, скульптурную, литературную. Не взяли только в вокальную студию, поскольку ни слуха, ни голоса у меня не обнаружили. Интересные годы, хотя и голодные. Как сейчас помню, в 43-м в буфете нам давали напиток какавелла из остатков какао - им кормили скот, чтобы быстрее рос. В фильме «Друг мой, Колька!» - двойной смысл. С одной стороны, показана пионерская ячейка, а с другой - история о том, как власти ломают человека. Но поскольку нас поддержал ЦК комсомола, разрешили снять дебютную картину с такой темой.

С женой Лилией МАЙОРОВОЙ Александр МИТТА прожил всю жизнь

С женой Лилией МАЙОРОВОЙ Александр МИТТА прожил всю жизнь

- У вас сохранился позитивный взгляд на жизнь - это прослеживается во всех картинах. А ведь в годы репрессий ваши родные пострадали.
- Мою мать посадили в 1937 году на десять лет. Она была партийным работником, очень красивая, ее фотографировали на политические плакаты как рабфаковку. Из-за этого и пострадала. За ней приударил местный энкавэдэшник, и она его привела на партячейку. На собрании неожиданно две работницы встали и заявили, что моя мама говорила антисоветские лозунги. Спустя время мы с отцом пришли к ним в общежитие. Они заплакали и признались, что их заставили оговорить мать, грозили отправить обратно в деревню. А там голод. Мама отсидела десять лет на Колыме, вышла на свободу и через два года умерла. Никогда об этом не рассказывал: в 1947 году ее хотели повторно посадить, а она забеременела. Мать не выдержала и покончила с собой... Отец всю жизнь жил один и только на старости лет соединился с другой женщиной. Меня же воспитывала родная тетка, работавшая главным врачом в тульской больнице.
Я посвятил теме репрессий фильм «Затерянный в Сибири». Главный герой должен был быть евреем, но продюсер решил, что это будет история о пленном англичанине, которого советские спецслужбы обвинили в шпионаже. Фильм не прошел в России в широком прокате, но его показали в Европе.

В молодости Лилия считалась «королевой стиляг». А Саша был тихоней

В молодости Лилия считалась «королевой стиляг». А Саша был тихоней

Свадебные веники

- Вы по природе однолюб? Готовы на все ради любви?
- Да. Я увел жену у другого. Муж Лили, Игорь, работал корреспондентом газеты «Правда». Все у них складывалось неплохо, пока я не пришел в издательство работать карикатуристом.
Дело было так. Я сочинял комиксы, которые были в то время очень популярны среди школьников. Лиля считалась очень уважаемым автором в детском мире. Она придумала книжку-раскладушку. И вот редакторы попросили меня написать для ее книги текст. Просто им не нравился ее муж. Мы зароманились, а книжку так и не сделали.
О нашем романе очень быстро поползли слухи. Игорь как-то пришел ко мне в коммуналку с целью разобраться по-мужски. Увидел клетушку в пятикомнатной квартире, где стояли пять столов, заваленных рукописями, и маленький диванчик. Ему стало меня жаль. Игорь был здоровым, выше ростом: если бы меня ударил, превратил бы в кусок мяса. Мы поговорили. Он решил, что Лиля перебесится и вернется. Взял ее под строгий контроль: отвозил на машине на работу и домой. А я ходил по редакции печальный.
Исход ситуации решил случай. В то время, в 1957 году, за продуктами приходилось стоять в очередях. И вот мы втроем оказались в одном месте. Лиля отправила Игоря в кассу, а сама заняла очередь за колбасой, где и я стоял. Больше она к нему не вернулась.

За свою жизнь режиссёр снял почти два десятка картин

За свою жизнь режиссёр снял почти два десятка картин

- Наверное, обманутый муж чинил вам всяческие препятствия?
- Два года Игорь не давал Лиле развода. У нас уже сын Женя родился, а все штампа не стояло. Сразу и развод оформили, и я усыновил ребенка. Помню, когда Лиля забеременела, ее Театр Образцова уезжал на гастроли по Америке. В те времена, в 1958-м, это гарантировало, что ты вернешься с мешком денег - купишь машину и квартиру. Лиля в театре была на хорошем счету: ремонт кукол, замена. Артисты уговаривали ее сделать аборт, но Лиля пожертвовала Америкой.
- Свадьбу-то сыграли?
- Расписались тихо. Мы даже никогда не носили колец. Помню, в загс пришли с друзьями из бани - поскольку цветы были большой редкостью, то приехали с двумя банными вениками. Лиля мне 50 лет напоминает об этих букетах. Теперь я каждый год на ее праздники всю квартиру цветами заставляю.
- Как сложилась жизнь первого мужа Лили?
- Игорь женился, детей нет, одно время запил сильно, несколько лет назад умер. Интересно, что сначала мы получили квартиру на Малой Грузинской, а потом Игорь переехал на этаж ниже в наш же подъезд. Но мы нормально с ним общались.

«Друг мой, Колька!»

«Друг мой, Колька!»

- После замужества ваша супруга продолжала заниматься куклами?
- Лиля слыла идеологом стиляг, их королевой. Когда Валерий Тодоровский снимал фильм «Стиляги», у нее консультировался. Лиля, будучи художником, изобрела те самые платформы, считавшиеся пиком моды стиляг. А один армянский сапожник начал по ее эскизам изготавливать туфли. Он, говорят, озолотился на этом деле. Еще Лиля придумала прозрачный плащ из пластика - это был писк моды. Жена Эльдара Рязанова специально на полчаса раньше выходила из дома, чтобы увидеть, как Лиля пройдет по улице. В то время тушь было не достать, так стиляги наносили на ресницы спичками гуталин. Кроме того, все стиляги ходили со сверкающими волосами. Это Лиля в Театре кукол Образцова отсыпала цветной пудры и кропила ею девушек. У нее свой мир. Лиля ни разу не была у меня на съемочной площадке. Деловая женщина - я не зарабатывал столько денег, сколько она! Но меня это не смущало. А еще у жены жесткие правила: не терпит меня на кухне. Говорит: «Ты не баба!»

«Звонят, откройте дверь»

«Звонят, откройте дверь»

Обиды Влади

- Правда, что сценарий фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» сын барда Никита приносил сначала вам?
- Да. Одно время я даже работал на этой картине. Но это фильм продюсерский, поэтому решение, кто будет режиссером, принималось из других соображений. Я действительно единственный во всей команде, кто знал лично Высоцкого и дружил с ним. Но у меня было представление о нем, основанное на воспоминаниях, а продюсеры не видели ценности в тех подробностях, которые я знал. Когда они сделали просмотр для Владимира Путина, пригласили и меня в знак уважения. Могу сказать: фильм серьезный и тщательно сделан. Президент, кстати, фильм хвалил.
- В фильме показали самое скандальное: наркоман, любовница, КГБ. Неудивительно, что Влади обиделась.
- У меня возникла идея ввести в сюжет Марину Влади. Но она не захотела: «Делайте все что хотите, но чтобы меня там не было!» История с Оксаной, которая потом стала женой Лени Ярмольника, правдивая. Она действительно любила Высоцкого и рисковала, принося ему наркотики. Но не думаю, что Володя, если бы был жив, остался с ней и ушел от Марины.

«Гори, гори, моя звезда»

«Гори, гори, моя звезда»

- Вы дружите с Влади?
- Да. Высоцкий обязан ей десятью годами жизни. Она положила на это свою карьеру. Прилетала из Франции по первому зову. У нее были контакты со всеми больницами. Кстати, мой двоюродный брат делал Володе в госпитале МВД антиалкогольные «подшивки». За это его выгнали. Он устроился потом в другую больницу.
- Влади как-то сказала, что в России ее оскорбили...
- На Россию у Марины заслуженная обида. Главный человек, который распоряжается памятью мужа, - жена. Тут Влади права. Но она не понимает, что в России рулит тот человек, который имеет вес. В итоге именно Иосиф Кобзон выбил Володе место на Ваганьковском кладбище. Марина обиделась из-за памятника: хотела один, Кобзон - другой. Влади долгое время не приезжала в Россию, а не так давно побывала со спектаклем, так ее с деньгами обманули.
- Вернемся к вашему творчеству. Какая ваша картина вам больше всех дорога?
- «Гори, гори, моя звезда». Ее с трудом выпустили на экран и на фестивали не выпускали. Единственная страна - Германия. Там она, кстати, имела успех.

«Экипаж»

«Экипаж»

- Знаю, что вы монтируете новый фильм.
- Это так. И рассчитываю на прокат в Европе. В России снимать кино - безумие. Государство не поддерживает, Интернет ждет, чтобы ограбить. Поэтому фильм «Шагал и Малевич» буду прокручивать в Европе. В картине показана никому не известная история. Марк Шагал создал в Витебске центр искусства. Пригласил туда Казимира Малевича, который увлекался авангардом. А потом Малевич с помощью учеников выгнал Шагала из школы.
- Обязательно посмотрю. Крепкого вам здоровья и реализации творческих планов, Александр Наумович!

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Только за эти пять фильмов Александр Наумович заслужил памятник при жизни

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Только за эти пять фильмов Александр Наумович заслужил памятник при жизни