КУЛЬТУРА

Лучший фильм Александра Митты в России почти не известен

Режиссёр отпраздновал 80-летие в Доме кино


28 марта отметил свой юбилей прославленный режиссер, сценарист и педагог Александр Митта. Мастеру исполнилось 80 лет. Празднование прошло в московском Доме кино.


Режиссер Александр Митта давно стал классиком кино - советского, российского. Какого хотите. Но именно классиком. Потому что фильмы, снятые им, не просто замечательные. Это настоящие шедевры, которые вошли в фонд лучших произведений нашего киноискусства. Вот лишь некоторые, самые известные работы Митты: «Друг мой, Колька!», «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Москва, любовь моя», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», «Сказка странствий», «Граница. Таежный роман».
Но на достигнутом Митта не останавливается. Осенью должна состояться премьера его нового фильма «Шагал-Малевич».






Александр МИТТА

Александр МИТТА


Загадочный фильм


На чествовании юбиляра в московском Доме кино был показан довольно большой фрагмент из фильма Митты «Затерянный в Сибири». Следует сказать, что сам Александр Наумович считает его своей лучшей картиной. Хотя проката в нашей стране она почему-то не получила. Возможно потому, что снималась в далеком 1990-м году, когда в российском кино царила неразбериха. И по экранам катились волны дешевой чернухи.
А вот за рубежом фильм «Затерянный в Сибири» получил заслуженный успех.
Сам Митта так рассказывает об этой картине: «Это был первый фильм о сибирских лагерях.






Александр МИТТА

Валерия ГАЙ ГЕРМАНИКА, Александр МИТТА

«Мосфильм» его снимать отказался, но мне удалось найти инвестора, и мы затратили на картину 150 тысяч долларов. А реальная ее стоимость - 12 миллионов. Так определили в Лондоне, куда мы приехали на перезапись. Мы построили подлинные лагеря - один в один. У меня были консультанты, отсидевшие там свои сроки, и мы знали, как выглядит каждый барак, какая длина и ширина, из какого материала сделано - все это мы повторили очень тщательно по зарисовкам наших свидетелей. Официальных документов об этом огромном пласте советской истории я не смог найти никаких. Между прочим, когда в советском плену были японцы, то в Японии вышло 2 600 книг об этом. И там все не только описано, но и нарисовано. Поэтому в памяти японцев все сохранилось очень жестко и четко. А из российской памяти все это бесследно уплыло. Так что «Затерянный в Сибири», помимо всего прочего, остается еще и своего рода документом.






Александр МИТТА

Александр МИТТА

Герой фильма - английский археолог, которого наши спецслужбы заподозрили в шпионаже, выкрали и, обалдевшего от ужаса, засудили. Он попал в лагерь и там быстро превратился в урку. Потом задумал бежать, но попал в еще более страшное место - на Колыму. По логике он должен был там погибнуть, но по сюжету он выжил - это, каюсь, была моя уступка зрителям.
Моя семья имела к этой теме прямое отношение: мать десять лет отсидела в Магадане и на Колыме, мужская часть семьи была постреляна, правда, отца не посадили. Хотя он долгие годы был кандидатом на посадку: стажировался в Америке, изучая искусство металлопокрытия, и его могли упечь за шпионаж, как тогда было принято. Но у директора завода было право переносить кандидатов во «враги народа» из списка в список, отец был ему нужен как специалист, и он его переносил за два года девятнадцать раз. А потом началась война, и вся эта паранойя временно захлебнулась».






Александр МИТТА

Александр МИТТА








.

Кадр из фильма «Затерянный в Сибири»