КУЛЬТУРА

«Ночной дозор»: проклятие и слава Рембрандта

Никто не подозревал, какая трудная судьба ждет групповой парадный портрет, заказанный живописцу, и самого автора

Картина Рембрандта «Ночной дозор», или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», – произведение, которое роковым образом повлияло на жизнь знаменитого художника. Отступив от пожеланий заказчиков, он оставил на полотне загадки, над которыми долго бились искусствоведы.

Не оправдал ожиданий

Стрелковая рота (отряд гражданского ополчения Нидерландов) заказала групповой портрет художнику Рембрандту в 1639 году. За работу мастер получил 1600 флоринов (среднестатистический годовой доход в то время составлял 150 флоринов). Члены гильдии хотели украсить здание групповыми портретами шести рот.

Рембрандт. «Автопортрет»
Рембрандт. «Автопортрет»

Но «украсить» не получилось. Вышло все, как в тех интернет-мемах «Ожидание vs Реальность». То, как видели себя стрелки, не было похоже на то, какими увидел их Рембрандт.

Художник представил на суд заказчику не статичный групповой парадный портрет, а целую историю – отряд, где люди смешались, где лица скорее выглядят испуганными, а наряд не соответствует праздничному облачению, как на обычных парадных портретах.

После работы над этим полотном художник надолго замолк. Кто-то утверждал, что гильдия, для которой Рембрандт создавал картину, сделала ему такую «антирекламу» за непонравившуюся работу. А кто-то говорит, что художник вложил столько души в написание полотна, что ему требовалась серьезная перезагрузка.

От шика до банкротства

Рембрандта постепенно покинули не только заказчики, но и почти все ученики. Многие из них полагали, что они уже «усвоили» все секреты своего наставника, хотя на самом деле в лучшем случае им удавалось удачно развивать какой-то один из талантов Рембрандта.

Изменилась и мода на живопись. Но модное и востребованное Рембрандту было неинтересно. То, что он делал впоследствии, не всегда находило признание, хотя его поздние портреты, где художник изображал не парадные», а страдающие лица, сегодня считаются одними из лучших в его наследии.

Рембрандт. «Саския в красной шляпе»
Рембрандт. «Саския в красной шляпе»

Тем не менее художник продолжал жить на широкую ногу, что, естественно, вело к нищете. К тому времени умерла любимая жена и муза Рембрандта – Саския, и родственники покойной недоумевали, на какие деньги шикует их бывший зять.

Одна из последних работ «Возвращение блудного сына»
Одна из последних работ «Возвращение блудного сына»

В 1656 году он был вынужден объявить себя банкротом. Он выбрал скромное жилище в еврейском квартале Амстердама. Единственной отрадой оставался сын Титус, но и тот ушел в мир иной в 1668 году. Отец пережил его только на год.

Рембрандт. «Титус в красном берете»
Рембрандт. «Титус в красном берете»

Пять фактов о картине

- название «Ночной дозор», которое картина получила в XIX веке, на самом деле не отражает реальность. Искусствоведы в тот момент подумали, что художник изображает ночь. Лишь реставрация 1947 года показала, что лак на полотне потемнел из-за слоя копоти. Это и создало иллюзию ночного времени суток. Действие на картине, судя по положению тени от левой руки капитана Кока, происходит в два часа дня;

- в центре картины, между мужчиной в зеленом и стрелком в шлеме, художник изобразил самого себя. Мы можем заметить лишь его берет и один глаз, смотрящий на зрителя;

- изображение белокурой девочки на картине символично. Ребенок несет в руках курицу с ярко прорисованными когтями и пистолет – символы гражданской гвардии Амстердама - гильдии, которая заказала картину для своего зала заседаний;

- размер полотна: 3,5 на 4,5 метра, герои изображены в полный рост. Это самое большое полотно, написанное Рембрандтом;

- Изначально картина висела в банкетном зале Kloveniersdoelen в Амстердаме. Через 73 года после своего создания картина претерпела изменения: для того чтобы она поместилась в амстердамской ратуше, у работы варварски отрезали верхнюю часть, а также изображения двух человек слева. Оригинальное изображение сейчас можно увидеть лишь на копии Геррита Люнденса, которую он чудесным образом успел сделать;

- в 1885 году картину поместили в Государственный музей в Амстердаме, где она находилась до 2000-х, до того, момента, пока музей не закрыли на реконструкцию. Как заявил директор музея Вим Пижбес в 2013 году, когда музей вновь открыл свои двери, в «музее изменилось все, кроме картины Рембрандта», которая выставлена на самом видном месте в здании. В день, когда картину помещали на законное место в обновленном музее, в городском торговом центре устроили флешмоб, где инсценировали действие, происходящее на полотне. Картину ввозили в музей под крики «Наши герои возвращаются обратно!»