Как режиссеры культовых советских фильмов обманывали зрителей

vvvmj75t
Если на сцене все происходит здесь и сейчас, то кино – это «великий обманщик». Там успех часто зависит от работы оператора, от того, насколько удачно будет наложен музыкальный фрагмент и от множества других факторов, а главное – от того, что останется при монтаже.

Бывает и так, что, отснявшись, актер с изумлением узнает: его переозвучили. А уж если по роли приходится петь, да еще красиво – тут очень велика вероятность, что у тебя появится «соавтор». EG.RU собрал десятку знаменитых советских фильмов, где полюбившиеся зрителям роли созданы целым творческим коллективом.

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)

Наталья Варлей в роли «комсомолки, спортсменки и просто красавицы» Нины
Наталья Варлей в роли «комсомолки, спортсменки и просто красавицы» Нины

Наташе Варлей не было и двадцати, когда режиссер Юнгвальд-Хилькевич, впоследствии поставивший «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», увидел в Одесском цирке очаровательную канатоходку и немедленно пригласил в свой фильм «Формула радуги». Но на главную роль юную циркачку не утвердили, только на эпизод.

Зато Варлей понравилась Леониду Гайдаю, который уже отчаялся найти свою «кавказскую пленницу». Несмотря на то, что Наталья была очень неопытной актрисой, она прекрасно смотрелась на экране, успешно выполняла все трюки, а главное, много и тяжело работала на успех фильма и, как выяснилось, на свое актерское будущее. Но в чем-то Гайдай решил не рисковать. Озвучивала Варлей Надежда Румянцева, а «Песенку о медведях» спела Аида Ведищева. По советскому обычаю, «посторонние» фамилии в титрах не были указаны.

Бриллиантовая рука (1968)

Светлана Светличная – роковая Анна Сергеевна
Светлана Светличная – роковая Анна Сергеевна

До «Бриллиантовой руки» Светлана Светличная сыграла несколько, в том числе и драматических, ролей. А тут ей предложили играть дамочку с пониженной социальной ответственностью, да еще надо было показывать стриптиз в кадре. Кстати, потом режиссеры долго не приглашали Светлану на серьезные роли. Но в момент съемок Светличная об этом не думала, работала честно. И была очень удивлена и обижена, когда узнала, что озвучить «Анну Сергеевну» режиссер Леонид Гайдай пригласил Зою Толбузину. Как выяснилось позже, голос Светличной показался ему «недостаточно сексуальным».

Любопытно, что Светлана Афанасьевна позже сама часто озвучивала других актрис, в том числе отечественных. А знаменитое «Помоги мне!» пела за нее все та же Аида Ведищева.

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)

Барбара Брыльска – Надя Шевелева
Барбара Брыльска – Надя Шевелева

Режиссер Эльдар Рязанов пробовал на роль главной героини Людмилу Гурченко, Светлану Немоляеву, Алису Фрейндлих, Антонину Шуранову, но все они чем-то его не устраивали: он искал женщину, ради которой мужчина способен за ночь перевернуть свою жизнь. И вспомнил о Брыльской, которую увидел в фильме «Анатомия любви». Барбара, пройдя пробы, стала старательно избавляться от акцента, но ассистент режиссера Елена Судакова твердо заявила, что учительница русского и литературы не имеет права даже на малейшее отклонение от фонетических канонов. И дубляж был поручен Валентине Талызиной, которая в этом же фильме играла подругу Надежды, свою тезку.

Валентина Илларионовна блестяще справилась с двумя разными задачами. Ее эпизодическая Валя говорит простовато, в то время как голос Нади Шевелевой звучит очень женственно.

Талызина была обижена и на то, что она не была отмечена Госпремией, в отличие от основных создателей фильма, а еще больше на то, что Брыльска даже не сказала ей спасибо. Примирились актрисы спустя много лет на одном из ток-шоу.

Алла Пугачева, исполнившая за главную героиню песни, была тогда не очень известной. Рязанов вспоминал, что на записи она часто приезжала с тьмутараканских гастролей, простуженная, но работала великолепно. И вот режиссер, который был одновременно ведущим популярной «Кинопанорамы», пригласил Пугачеву и композитора Микаэла Таривердиева к себе на передачу. И Алла спела совершенно в иной манере, чем сильно разозлила Таривердиева. Вдова композитора Вера утверждала, что Микаэл Левонович попросил Пугачеву больше никогда не петь его песни.

Валентина Талызина (слева) и Лилия Ахеджакова в ролях подруг главной героини
Валентина Талызина (слева) и Лилия Ахеджакова в ролях подруг главной героини

Небесные ласточки (1976)

«Ия
Ия Нинидзе в роли Денизы де Флавиньи

Режиссер Леонид Квинихидзе долго искал актрису на роль юной очаровательной Денизы и выбрал 14-летнюю грузинку Ию Нинидзе, которая училась на балерину. Девочка уже имела кинематографический опыт, но в «Ласточках» у нее была первая взрослая роль. Решающим аргументом в пользу Ии был такой эпизод: на съемочной площадке фильма в Крыму оказались американские кинематографисты. Один из них, увидев пробы Нинидзе, воскликнул: «Боже мой, вторая Одри Хепберн!».

Ия очень уставала и сильно похудела. Тогда ее мама сговорилась с Андреем Мироновым и стала привозить на съемки в кастрюльках блюда грузинской кухни. Андрей Александрович чуть ли не с ложки кормил юную актрису.

Грузинский акцент не дал Ии озвучить свою героиню. За нее говорила и пела актриса Елена Дриацкая, сыгравшая в фильме одну из воспитанниц пансиона «Небесные ласточки».

«Елена
Елена Дриацкая в роли одной из пансионерок

Любопытно, что лейтенанта Шамплатро должен был сыграть Михаил Боярский, но ему предложили серьезную роль в «Старшем сыне», и актер ушел туда. Квинихидзе позвал красавца советской эстрады, певца Сергея Захарова. Тот пел, естественно, сам, но говорил за него Олег Басилашвили.

«Сергей
Сергей Захаров в роли Фернана Шамплатро

Д’Артаньян и три мушкетера (1979)

Ирина Алферова – Констанция Бонасье
Ирина Алферова – Констанция Бонасье

Мало кто знает, что, по замыслу режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича Констанцией и Бекингемом в фильме должны были быть актеры Театра им. Маяковского Евгения Симонова* и Игорь Костолевский. Но, как утверждал режиссер, ему «навязали» сверху кандидатуру Ирины Алферовой. Костолевский тут же отказался от роли герцога.

Режиссер по-своему «отомстил» Алферовой: Констанцию озвучила Анастасия Вертинская, спела все та же Елена Дриацкая. Впрочем, переозвучивали и кардинала Ришелье – за Александра Трофимова говорил Михаил Козаков, и АрамисаИгорю Старыгину отдал свой голос Игорь Ясулович.

Александр Трофимов – кардинал Ришелье
Александр Трофимов – кардинал Ришелье

Приключения Электроника (1979)

Кадр из фильма «Приключения Электроника»
Кадр из фильма «Приключения Электроника»

Роли очаровательных мальчишек в фильме Константина Бромберга во многом созданы…взрослыми женщинами. Юру Торсуева (Сережа Сыроежкин) озвучила Ирина Гришина, а спела за него знаменитая Елена Камбурова. Володя Торсуев (Электроник) говорил голосом Надежды Подъяпольской, а своими вокальными данными «обязан» солистке детского хора Большого театра Елене Шуенковой.

Принцесса цирка (1982)

Игорь Кеблушек – Мистер Икс
Игорь Кеблушек – Мистер Икс

В СССР очень любили экранизацию известной оперетты под названием «Мистер Икс» с брутальным 38-летним певцом Георгом Отсом в заглавной роли. Но когда вышла версия режиссера Светланы Дружининой, женщины разных возрастов буквально сошли с ума. Предметом их воздыханий был новый исполнитель загадочного циркача 24-летний Игорь Кеблушек. Никто не знал, откуда взялся этот двухметровый красавец с огромными глазами.

Оказалось, что Дружинина намеревалась пригласить в фильм своего друга, знаменитого танцовщика Большого театра Мариса Лиепу. Придя в театр, в буфете она увидела безумно красивого парня, подошла и познакомилась. Игорь оказался сыном чешского дипломата, мама у него была русская. Сам он учился в МГИМО.

Игорю удалось передать благородство и аристократизм родовитого циркача, но все остальное за него сделали актер Станислав Захаров и певец Владимир Мальченко. Роль в «Принцессе цирка» осталась единственной для Кеблушека, но его и через многие годы помнят в России.

Мэри Поппинс, до свидания (1983)

Лембит Ульфсак – Роберт Робертсон, он же Мистер Эй
Лембит Ульфсак – Роберт Робертсон, он же Мистер Эй

На роль нескладного бунтаря «Мистера Эй» мастер мюзикла Леонид Квинихидзе пригласил эстонского актера Лембита Ульфсака, которого озвучивал Павел Смеян, спевший также знаменитые песни про непогоду и 33 коровы.

Жестокий романс (1984)

Финал фильма «Жестокий романс»
Финал фильма «Жестокий романс»

Лариса Гузеева явилась на пробы к «Жестокому романсу» в рваных джинсах и сигаретой. Она совершенно не была похожа на героиню пьесы «Бесприданница». Но сама актриса рассказывала, что мать назвала ее именно в честь Ларисы Огудаловой.

Рязанову очень нравилось, как девушка выглядит на экране, хотя актерского мастерства ей поначалу очень не хватало. И лишь к концу съемок Лариса стала находить верные интонации. Но озвучила ее актриса Анна Каменкова, а прекрасные романсы спела участница цыганского трио «Ромэн» Валентина Пономарева.

Гардемарины, вперед! (1987)

Дмитрий Харатьян (слева) и Сергей Жигунов в ролях Алексея Корсака и Александра Белова
Дмитрий Харатьян (слева) и Сергей Жигунов в ролях Алексея Корсака и Александра Белова

Светлана Дружинина – большая мастерица снимать в своих фильмах таких актеров, по которым потом умирает вся женская половина страны. Так случилось и с первыми «гардемаринами». Правда, на роль красавчика Александра Белова она хотела пригласить Олега Меньшикова, но тот отказался. Роль блестяще сыграл молодой Сергей Жигунов. От Олега Евгеньевича в картине остался только голос, которым разговаривает Белов. Вокальные партии за друга пел Дмитрий Харатьян.

Популярность первого фильма была настолько оглушительной, что позже Жигунов и Харатьян делали «чес» по стране, выезжая на стадионы верхом на лошадях. Пел по-прежнему только Харатьян, но зрителей, а тем более зрительниц это не волновало – им главное было увидеть «живьем» очаровательных юношей из Навигацкой школы.

Кстати: Татьяну Лютаеву в роли Анастасии Ягужинской озвучивала Анна Каменкова, а Владимира Шевелькова (князь Никита Оленев) – актер Андрей Гриневич. Пел за Шевелькова Олег Анофриев. Женские партии в фильме исполнили певицы Елена Камбурова, Светлана Тарасова и Лариса Кандалова.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


В частном магазинчике обманут любого
«Вранье и показуха»: Максим Галкин* засветил свои немытые апельсины