Как Аркадий Райкин перекроил судьбу «Таджикистана»

Фото: globallookpress.com
30 лет с нами нет артиста. Сейчас его выступления показывают очень редко: считается, что то, над чем он смеялся с эстрады и с экрана, исчезло. На самом деле все есть: и хамство, и халтура, и невежество. И никуда не делся абсурд

В конце 30-х годов в Ленинграде был создан Театр миниатюр. В разгар войны его руководителем стал Аркадий Райкин. Его дружба с Леонидом Ильичом Брежневым во многом облегчала жизнь и театру, и самому Райкину, но Брежнев всё же был в Москве, а ленинградские власти совсем не радовались едкому гению у себя под носом. Дожали Райкина на рубеже 70-80-х, когда Ильич был уже совсем плох. Тогда сатирик и решился перевезти театр в столицу.

Вопрос артист лично решал у Леонида Ильича. Брежнев позвонил министру культуры, первым лицам Москвы и Питера. Вроде бы спрашивал согласия, на самом деле ставил в известность. И неповоротливая машина бюрократии, над которой постоянно издевался Райкин, заскрипела. Было решено отдать Театру миниатюр здание кинотеатра «Таджикистан» в Марьиной роще.

ДЛЯ СПРАВКИ: В СССР дружба народов демонстрировалась в том числе в топонимике, поэтому названия союзных республик, соцстран и их столиц появлялись на всем, что можно было назвать. Кинотеатр украсили большим восточным орнаментом, и марьинорощинцы его любили.

Было одно «но»: решение о передаче «Таджикистана» было принято в то время, когда отмечалось 60-летие СССР, и исчезновение названия союзной республики с карты Москвы выглядело нехорошо. Недолго думая или вообще не думая, власти решили сделать «Таджикистаном» первый попавшийся под руку новый московский кинотеатр.

В начале 80-х активно застраивалась северо-западная окраина, бывшая раньше деревней Строгино. Близость Балтики аукнулась Таллинской улицей и Неманским проездом, в жилых домах и зданиях было много серого, голубого, синего.

Кадр из документального фильма «Культурно-бытовому строительству – индустриальную основу»

Построили здесь и кинотеатр, который открылся в 1982 году. Изначально он должен был называться совершенно логично – «Строгино». И даже фасад был выполнен почти полностью из стекла, что могло наводить на мысли об окружавших район водных пространствах. Были уже отпечатаны билеты с этим названием.

Но тут откуда ни возьмись на абсолютно «хайтековском» по тогдашним меркам здании, посреди прибалтийского колера появилась восточная вязь «Таджикистан». Все долго смеялись (Райкин бы тоже смеялся), но потом тоже привыкли и прозвали кинотеатр «кишлаком».

Жителям же Марьиной рощи взамен построили другой кинотеатр – «Гавана», тот самый, который теперь «Планета КВН». Причем тезка кубинской столицы вошла в строй даже раньше, чем превращаемый в театр «Таджикистан». Все-таки театр и кинотеатр – это совершенно разные проекты, они живут по разным законам.

КСТАТИ: Аркадий Исаакович успел выступить на московской сцене в спектакле «Мир дому твоему». Премьера прошла 4 июня 1987 года. Театр уже назывался «Сатирикон», а после смерти великого артиста его возглавил его сын, Константин Райкин.

Несмотря на то, что «Сатирикон» стал одним из самых популярных театров Москвы, играть там в силу «киношного» прошлого было неудобно. И сегодня коллектив под руководством Константина Аркадьевича играет на других площадках, а здание закрыто на очередную реконструкцию.

Самое смешное, что «Таджикистан»-2 в это же время окончательно исчез. Пережив, как и большинство столичных кинотеатров, период нашествия дискотек, фитнес-клубов, автосалонов и прочего, он был снесен. Решено создать на его месте «культурно-досуговый центр». Что именно там будет, строгинцы не знают, но о своем «кишлаке» искренне жалеют. Одна дискотека чего стоила, сколько там семейных пар образовалось.

…Говорят, что новое здание будет в скандинавском стиле. Интересно, какой надписью его украсят?






Давала за него интервью, писала монологи: какой на самом деле была единственная жена Аркадия Райкина Руфь
«Вас много, а Райкин один»: Аркадий Исаакович любил жену, но не мог устоять перед искушениями