Что пришлось пережить нанайцу, обещавшему увезти всех в тундру

Фото: кадр YouTube
В свое время песни Кола Бельды, которого на русский манер называли Николаем, знали все

«А чукча в чуме ждет рассвета», «Увезу тебя я в тундру», «А олени лучше», «Есть на севере хороший городок» - эти песни слушали и любили в СССР. Но далеко не все знали певца, который их исполнял. И, тем более, мало кто в курсе, что стало с «золотым голосом Севера», как называли Кола Бельды во времена его всесоюзной славы

Дождевой червяк

#aboriginal #indigenous #колабельды

Публикация от Leo Sungorkin (@sungorkin_leo)

Весной далекого 1929 года в нанайской деревушке Муха в семье охотника и рыбака родился первенец. Тогда многие нанайцы придерживались традиции давать новорожденным имена с уничижительным значением. Например: Полокто – прошлогодний собачий корм, или Уку – нарыв. Это делалось для того, чтобы обмануть и запутать злых духов.

Особенно популярен был этот обычай в семьях, в которых часто умирали дети. Охотник, став отцом в первый раз, тоже решил обмануть духов и назвал мальчика Колан, что в переводе с нанайского означало «дождевой червяк».

Но счастье в семье длилось недолго. Колан был еще маленьким, когда однажды отец семейства не вернулся с охоты. По нанайским обычаям маме мальчика пришлось оставить любимого сына в семье покойного супруга, а самой уехать в другую деревню, чтобы вновь выйти замуж. За воспитание пацана взялись дед и дядя. Как-то, гуляя по лесу, Колан провалился в глубокую яму – ловушку для дикого зверя. Сколько дней он там просидел, неизвестно. Но с тех пор начал заикаться. У него не получалось выговаривать шипящие звуки.

Учиться мальчика отдали в село Найхин. Оно располагалось в том же Нанайском районе, что и деревня Колана Муха. Но поскольку возить его было некому, то он жил в интернате при школе. Там мальчишке приходилось несладко: его дразнили, а иногда и поколачивали из-за того, что он заикался. В школе кроме нанайцев учились и русские ребята. Они стали звать сына погибшего охотника на свой манер – Коля. Николаю Бельды – так полностью звучало имя мальчика – исполнилось 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. В 43-м он ушел на фронт.

Фото: кадр YouTube

Побег на фронт

Колан сбежал из школы-интерната в 15 лет. Но тогда из села, в котором он учился, нормальной дороги до Хабаровска не было. Еда быстро закончилась, приходилось много идти лесом, иногда пробираясь к деревням, чтобы попросить кусок хлеба. Он настолько был измучен трудной дорогой, что однажды на берегу неизвестной ему реки крепко уснул, спрятавшись под одной из лодок.

Его разбудил незнакомый мальчишка, и, узнав, что Коля пробирается на фронт, отвел его к себе в деревню. Мама Василия – так звали нового приятеля Бельды – накормила найденыша, дала вволю выспаться, собрала котомку с едой в дорогу, а отец Васи отвез мальчугана в Хабаровск. Колан, который ничего не видел, кроме родной деревни и села, в котором учился, был шокирован шумным и многолюдным городом. Он не знал куда ему идти, где искать людей в форме, чтобы записаться добровольцем на фронт. Прохожие подсказали ему шагать на вокзал, где часто останавливались военные эшелоны. Бельды так и сделал. Но поскольку денег на билет у него не было, он залез в один из ящиков с песком, что располагались под вагоном.

Как-то на одном из полустанков Коля вылез из своего укрытия, чтобы немного размять ноги и найти хоть что-то перекусить. Тут-то его, чумазого оборвыша, и заметили моряки. Они пожалели беспризорника, накормили, дали теплую одежду и предложили ему отправиться в дальнейший путь вместе с ними. Так Коля Бельды стал юнгой Тихоокеанского флота.

Сын охотника приписал себе два года, чтобы стать настоящим моряком. И в 44-м, в 18 лет, он стал служить на минном тральщике мотористом-дизелистом. В августе-сентября 45-го участвовал в освобождении Кореи.

Золотое время

Кола Бельды в фильме Григория Александрова «Русский сувенир». 1960 год. Кадр из фильма
Кола Бельды в фильме Григория Александрова «Русский сувенир». 1960 год. Кадр из фильма

После войны Коля остался служить на флоте. Как-то боцман услышал, как нанаец поет: он выучил на слух, по радио, несколько арий из опер. В результате моториста делегировали выступать на концерте, после чего пригласили в ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота.

Все друзья Бельды восхищались его талантом и советовали пойти учиться в консерваторию. Так он и сделал: демобилизовавшись, уехал вместе с сослуживцем к нему на родину в Саратов. Там и поступил в местную консерваторию. Пока не дали общежитие, спал на полу в доме приятеля. А чтобы заработать деньги на еду и одежду, сначала устроился рабочим в театр, а потом пошел на станкостроительный завод.

Жизнь была интересной, но очень трудной. Но усилия мальчика-сироты из забытой богом нанайской деревни были не напрасны. В 1957 году он стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.

Фото: кадр YouTube

Самобытный талант заметила сама министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева и перевезла его в столицу. И вскоре не только весь СССР распевал шуточную песенку про оленей Кола Бельды, но и в 46 странах мира, в которых он с успехом гастролировал, прекрасно знали имя нанайца. Целых 30 лет артист дарил свои улыбку, голос и талант людям.

Но в начале беспокойных 90-х он решил уехать из Москвы и устроиться в Хабаровске. Тогда он еще не знал, что через год станет самым счастливым человеком на свете. Ведь в свои 60 он был одинок: вдовец с двумя бездетными браками за плечами.

Жизнь после смерти

Ольга Бельды, 1987 год Credit: Куртов Иван/Фотохроника ТАСС
Ольга Бельды, 1987 год
Credit: Куртов Иван/Фотохроника ТАСС

Первое, что услышала Ольга, когда увидела Кола Бельды: «О, нанайка!». Женщина работала врачом в детской поликлинике, писала диссертацию. Она действительно была нанайкой по национальности, а еще носила фамилию Бельды. Дело в том, что у нанайцев эта фамилия очень популярна. Например, в родной деревне певца все носили такую фамилию. Двоюродный брат Ольги Михаил дружил с артистом и решил познакомить одинокую родственницу с одиноким пенсионером (в 90-м Бельды ушел на пенсию).

Мужчина и женщина сразу понравились друг другу, хотя у них была разница в 30 лет. Он поразил ее своей галантностью, обаянием, настоящими мужскими поступками. Ольга забросила свою диссертацию и уехала вместе с ним из Москвы в Хабаровск. В 91-м они поженились. Это было тяжелое время для страны. Неработающий пенсионер Кола Бельды не был никому нужен.

Он продал квартиру в Москве, а в Хабаровске никак не мог приобрести жилье. Пытался даже в администрации города искать помощи, но ему отказали. Пришлось молодоженам начинать свою семейную жизнь на съемных квартирах или в гостиничных номерах. Кола как мог крутился, пытаясь хоть что-то заработать на жизнь. Вокруг него постоянно вились какие-то люди, которые пользовались его известностью, чтобы раскрутить свой бизнес или открыть нужные двери. Сам Бельды не был готов к капиталистическим условиям, его часто обманывали и даже подставляли. Но усилия не прошли даром: певец сумел вступить в долевое строительство и приобрел 4-комнатную квартиру.

Но самое главное: у 61-летнего певца родилась дочь Елена! Мужчина был счастлив. Правда, судьба дала ему насладиться той жизнью, о которой он мечтал, всего 3,5 года. 21 декабря 1993 года Кола и Ольга собрались в магазин. Они хотели купить в свою квартиру к Новому году зеркало в ванную. С собой взяли и маленькую Леночку.

Отцу семейства стала плохо, как только он переступил порог хозяйственного. Ольга, как врач, начала оказывать мужу первую помощь. Позднее она вспоминала в интервью, что даже сломала супругу ребро, когда делала непрямой массаж сердца. Кто-то вызвал для Бельды «Скорую», но было уже поздно. Он умер от инфаркта миокарда, оставив своих любимых женщин в полной пустоте и мраке.

Могила Кола Бельды в Хабаровске
Могила Кола Бельды в Хабаровске

Все друзья артиста тут же пропали, партнеры по бизнесу делали вид, что никогда не слышали о Кола Бельды. Появились какие-то криминальные личности, пытавшиеся вымогать деньги и выселить вдову с дочкой из квартиры. Ольга говорила, что им с Леночкой есть было нечего, а соседи шипели в спину, что они шикуют. Малышка, когда папа упал в магазине, очень испугалась. Она по-своему пыталась оживить отца, открывая пальчиками ему глаза.

Девочка стала бояться, что подобное может произойти и с мамой. И когда женщина ложилась спать, дочка начинала хныкать и открывать пальчиками ей глазки.

За короткое время Ольге Бельды пришлось стать настоящим бойцом: судиться, чтобы не остаться на улице; отстаивать авторские права на творчество мужа. Она организовала общественный фонд «Кола Бельды» и на сегодняшний день всячески поддерживает память о любимом и талантливом супруге. Но самое главное, жизнь Колана продолжается в его внучке, которая появилась на свет год назад.





*Организация запрещена на территории РФ


Родила от Янковского, верила в сглаз и умерла в забвении: печальная судьба актрисы цыганки Сони Тимофеевой
Ядреный атом. Мир пугали Чернобылем, замалчивая масштабную аварию в США