КУЛЬТУРА

Киномаски-шоу

Грим с Безрукова соскребали полтора часа, а Дмитрию Нагиеву понравилось быть «жирдяем»


Наше кино всегда славилось великолепными гримерами. О некоторых, связанных с ними историях - спецкор «Экспресс газеты» Денис ПОПОВ.


Бесстрашный Старик-Похабыч


В советском кино главным новатором в области грима долгое время считался Георгий Милляр, переигравший, пожалуй, всех представителей нечистой силы. От черта до Бабы- яги. Сын французского инженера-мостостроителя и дочери иркутского золотопромышленника, он начинал свой путь с театра города Геленджик. Работал простым бутафором, но грезил о сцене и знал назубок все роли. И когда однажды заболела актриса, игравшая Золушку, Георгий без проблем ее подменил.
Спустя несколько лет Милляр приехал в Москву учиться на актера. Тут-то парня с пластичным лицом и заприметил главный советский киносказочник Александр Роу. Их крепкая мужская дружба продолжалась несколько десятилетий.






Кащей Бессмертный в одноимённом фильме

Кащей Бессмертный в одноимённом фильме

В фильмографии актера более 120 ярчайших ролей, но всю жизнь он обитал в коммуналке. До 65 лет - с мамой. Это, конечно, не могло не стать поводом для сплетен о его ориентации; однако люди из окружения Георгия Францевича утверждают, что он был совершенно нормальным мужчиной, а одинок был из-за личной драмы. Влюбился как-то до беспамятства в очаровательную кинозвездулю, но она ему изменила с режиссером. Нагуляла ребенка и пыталась внушить Милляру, что это его сын.
Ходила, правда, одно время такая байка. Якобы в конце 30-х начинающего актера застукали за этим самым с лауреатом Сталинской премии, которому вождь очень благоволил. Знаменитость чекисты тронуть не посмели, а вот Милляра посадили в общую камеру, отпустив лишь через несколько недель.






Чёрт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

Чёрт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

Коллеги утверждали, что актер постоянно был слегка подшофе. Едва унюхав характерный запах, Роу часто журил своего любимчика: «Смотри у меня! Все маме расскажу!» Милляр пускался на хитрости. В подмосковной деревне Зеленой, где снималась очередная сказка, например, договорился с продавщицей сельпо: шел к ней с бидоном, та незаметно ставила в него бутылку водки, а сверху наливала молоко. Коллеги долго не могли понять, отчего Гоша после похода «за молочком» так быстро становится веселеньким.
Будучи под градусом, наш герой любил поострить на грани фола. Гримерши краской заливались. За острый язычок он получил прозвище Старик-Похабыч.
Свою первую Бабу-ягу Милляр сыграл в 36. Образ, говорил, списал с натуры:
- В Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга? А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. Она все время норовила какую-нибудь гадость сделать: то вещи испачкает, то в суп чего-нибудь подсыплет…






Баба-яга в «Морозко»

Баба-яга в «Морозко»

На съемках «Морозко» в деревне Гигирево он проявил себя еще и настоящим мужчиной. Пленка с отснятым материалом хранилась в подвале дома, где жила съемочная группа. И февральской ночью, когда почти вся команда была в отъезде, прорвало трубу. Милляр выскочил из постели в чем мать родила. Ключ от подвала найти не могли, и щупленький с виду актер умудрился выбить дверь с петель! Из дверного проема хлынула холодная вода. Милляр решительно бросился вниз, жутко окоченел (на улице было минус 20), но пленки спас. Коллеги подоспели, когда «Кащей Бессмертный» аккуратно положил на снег последнюю катушку. Героя растерли водкой, укутали шерстяным одеялом, и Александр Роу лично налил ему стакан для принятия внутрь.






Чудо-юдо в «Варваре-краса, длинная коса»

Чудо-юдо в «Варваре-краса, длинная коса»

А во время съемок фильма «Варвара-краса, длинная коса» Роу в приказном порядке заставил Милляра… жениться. Дабы прекратить все грязные сплетни.
Его избранницей стала соседка по коммуналке - 60-летняя Мария Васильевна. Когда сватался, женщина отбояривалась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр отвечал: «А я и не мужчина. Я Баба-яга». Из-за свадьбы отменили съемки, на берегу Москвы-реки устроили пирушку с ряжеными, конкурсами и плясками.






Полуфранцуз МИЛЛЯР 61 год из 89 посвятил кино

Полуфранцуз МИЛЛЯР 61 год из 89 посвятил кино


Баба Ванга вернулась!


На роль известной провидицы в 12-серийный фильм «Вангелия» приглашали сначала Римму Маркову, но ее духовник запретил участвовать в съемках. Когда актрису Инну Чурикову с трудом уговорили на эту роль, она неожиданно сломала обе руки. А вот Елена Яковлева согласилась без лишних слов.
- Завещания вроде того, что Вангу нельзя изображать в кино, не существует. Поэтому... Все эти истории про мистику, кару - выдумки. Был, правда, один случай: режиссер сломал ногу на съемочной площадке - а не надо по горам в шлепанцах лазить, вот и все! - считает Елена.






ЯКОВЛЕВА призналась...

ЯКОВЛЕВА призналась...

Яковлева к работе подошла с предельной серьезностью: изучала жизнь провидицы, смотрела видеоматериалы, отрабатывала жесты и походку. Для превращения Елены в Вангу специалист высокого класса Роман Доренский разработал сложный грим. Каждая деталь наклеивалась на лицо последовательно. Благодаря этому мимику удалось сохранить. Более четырех месяцев ушло на изготовление грима, а потом ежедневно уходило до пяти часов на его нанесение.
Говорят, когда актриса впервые вышла на съемочную площадку в законченном образе, группу охватило оцепенение. Походка, жесты, поворот головы - все изменилось. Болгары из массовки, которые видели целительницу при жизни, восклицали: «Баба Ванга вернулась!»






...что стала Вангой из профессиональной жадности

...что стала Вангой из профессиональной жадности


Рекламный баннер 



Настоящий Семёныч


Об уникальном гриме Сергея Безрукова в байопике о Владимире Высоцком уже написано немало. Над маской трудилась команда Петра Горшенина, рассказавшего порталу «КиноПоиск», как создавался уникальнейший грим:
- С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности в мировой практике ничего подобного не было.
Мы работали только с фотографиями. Сын барда - Никита Владимирович - очень помог нам, дав из архива несколько сотен снимков, на которых Высоцкий представлен во всех ракурсах. Эти фотографии - всего около пятисот - заменяли нам эскизы. Слепок с мертвого человека ничем не может помочь в создании образа человека живого. Я видел посмертный слепок. Это совершенно другое лицо - оплывшее, застывшее.






БЕЗРУКОВ долго скрывал...

БЕЗРУКОВ долго скрывал...

Работа происходит следующим образом: мы снимаем точную копию лица актера (который совершенно не похож на нашего персонажа). На этой же модели делается тончайшая скульптура из скульптурной массы - воска, пластилина, другого скульптурного материала - и воссоздается лицо, другое по антропологии. Когда скульптура готова, ее можно посмотреть в разных ракурсах, в 3D для глаза, понять, как это будет смотреться.
Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора. Проверялась толщина скульптурного слоя - для этого используется специальная игла с рисочками. Когда игла упирается, я смотрю на эти рисочки, вижу, что вот в этом месте толщина скульптуры составляет один миллиметр, и, зная материалы, понимаю, как будет тянуться кожа, как она будет сокращаться.






...что это он сыграл великого барда

...что это он сыграл великого барда

Нанося грим, мы чувствовали себя пластическими хирургами. Актер гримируется лежа, на специальной технологической кушетке - такой полузубоврачебной-полумассажной. Наше отличие от пластических хирургов было в том, что в конце дня мы лицо актера возвращали в исходное состояние. Поначалу снимали грим по полтора часа, потом дошли до совершенства и справлялись за 45 минут.
Такой сложный пластический грим трудно делать одному, требовались ассистенты. Минимум трое, максимум - четверо. Причем имейте в виду, что образ Высоцкого - это не только пластический грим. Это и постижерские изделия - бакенбарды, небритость, брови. У нас на каждый съемочный день был новый комплект бровей. Сначала наносится пластический грим, а затем все эти волоски втапливают в силикон.











НАГИЕВУ понравилось... Фото Михаила ФРОЛОВА/«Комсомольская правда»

НАГИЕВУ понравилось... Фото Михаила ФРОЛОВА/«Комсомольская правда»



Правдоподобный ублюдок


Согласившись на роль тучного владельца торгового центра, Дмитрий Нагиев решил тряхнуть стариной (помните, как он в конце 90-х жег с Сергеем Ростом в «Осторожно, модерн!» и в гэгах про прапорщика Задова?). Для съемок в фильме «Мужчина с гарантией» брутальному Диме сделали накладной живот и пластический грим. Это изменило мачо до неузнаваемости.
- В этом гриме можно ходить четыре часа, а мне пришлось дольше. В результате высыпали неприятные раздражения, - жаловался актер нашей корреспондентке Наталии Мурге. - Журналисты приезжали в магазин, где проходили съемки, и меня не узнавали. Когда я к ним подходил со словами: «Ребята, кого ищете?» - они брезгливо отвечали: «Не ваше дело». Короче, ублюдок из меня вышел на славу.






...быть толстяком

...быть толстяком


Бомже мой!


На сериале «Б.О.М.Ж.» профессионалы превращали актеров в немытых бродяг, смешивая серый грим с черным и коричневым. Волосы «зажирняли» специальным воском и посыпали песочком для придания большей достоверности.
- В итоге даже проходящие мимо площадки настоящие бомжи принимали «наших» за своих и пытались вступить с ними в беседу. Но актеры от бездомных старались держаться на расстоянии, - рассказывала гример Мария Дорохина.






Жуков (ЕГОРОВ) и «Борода» (ХАРИТОНОВ) от настоящих бродяг держались в стороне

Жуков (ЕГОРОВ) и «Борода» (ХАРИТОНОВ) от настоящих бродяг держались в стороне


Бабские выходки Жана Маре


Французская комедия «Фантомас» Андре Юнибеля вышла в советский прокат летом 67-го и сразу же стала кинохитом №1. Показ этого фильма привел к эксцессам в подростковой среде, связанным с тем, что на афишах фильма не стояло слово «кинокомедия», и пародийный «Фантомас» воспринимался пацанами на полном серьезе. Некоторые подростки, подражая злодею, начали преступать закон. А в Ростове банда братьев Толстопятовых, надевавшая во время ограблений черные чулки на голову, даже получила прозвище «Фантомасы».






Маска Фантомаса...

Маска Фантомаса...


Рекламный баннер 



Несмотря на успех трилогии, исполнитель главной роли, блистательный Жан Маре, пожалел, что согласился в ней играть. В первую очередь из-за грим-масок: они страшно жгли и портили кожу. На съемках Жан скандалил и капризничал, что не могло не сказываться на процессе. Бабские истерики коллеги дико бесили Луи де Фюнеса: актеры нередко вступали в словесные перепалки, которые едва не доходили до драки.






...испортила лицо французскому красавчику

...испортила лицо французскому красавчику








По-русски МАРЕ говорил голосом Владимира ДРУЖНИКОВА

По-русски МАРЕ говорил голосом Владимира ДРУЖНИКОВА


Дырявые глаза


В новом сезоне канала СТС - продолжение мистического фильма «Выжить после». Для армии поклонников сериала - это, конечно, большое событие. Зрители до сих пор не могут забыть жуткие создания - мурании с «дырявыми» глазами. Знаете, как они делались? Художники по гриму заказывали в Корее специальные склеральные линзы (в России их не производят). На съемочной площадке постоянно дежурил врач-офтальмолог, следящий за здоровьем актрис. А пластику зомби перед каждыми съемками с «зараженными» девушками отрабатывал хореограф.






Мураний изображали на самом деле симпатичные девушки

Мураний изображали на самом деле симпатичные девушки


Перед «смертью» артисты используют презерватив


Софья ФИЛЕНОВА, гример Студии им. Горького, несколько лет назад поделилась тайнами своей интереснейшей профессии:


- Изуродовать человека просто: клеишь поролоновые или латексные накладки, а потом делай с ними что хочешь - крась в любой цвет, можно пинцетом язвочки выщипать, можно припухлость изобразить. Если надо, кожа будет отслаиваться и свисать, как при «проказе». Сгустки крови делаем обыкновенным гелем для волос - очень натурально получается. Отдельные элементы, нестандартные нос и уши, - это накладки. Делаются они так: слой за слоем кладется мягкая резина, застывает, и снова слой за слоем - это работа не одного дня. Чтобы образ был еще более натуральным, используется пластический грим: тоненькие кусочки резиновой пленки наклеиваются по мышечным контурам лица, пока не достигается необходимая форма. В этом случае будет видна вся мимика актера. Минус в том, что грим в конце съемочного дня приходится смывать, а назавтра все по-новой.






КУРАВЛЁВ в «Семнадцати мгновениях» ходил с жвачкой на носу

КУРАВЛЁВ в «Семнадцати мгновениях» ходил с жвачкой на носу

У каждого гримера свои секреты. Например, в фильме «Семнадцать мгновений весны» Леониду Куравлеву горбинку на носу из обыкновенной жвачки лепили, под рукой не оказалось необходимой пластической массы.
В чемоданчике мастера всегда есть и пачка презервативов. В «изделие №2» наливают искусственную кровь, чтобы сымитировать ранение. Это очень удобно, он прочный, тонкий и непромокаемый. На теле актера крепится защитный лист, а сверху взрывное мини-устройство, которое «подрывает» кондом: он лопается, кровь брызжет в разные стороны, а на экране страшное ранение.