КУЛЬТУРА

Шкала ценностей Ефремова

Молодежную студию «Современник-2» погубили выходки худрука Миши

30 лет назад Михаил ЕФРЕМОВ учился на третьем курсе Школы-студии МХАТ. Накануне летних каникул он уговорил своих однокашников не разъезжаться кто куда, а вместе поставить пьесу «Пощечина» Юрия ОЛЕШИ. Впоследствии ребята ходили с ним по московским театрам и показывали этот спектакль вместо кастинга при приеме на работу. Увидев постановку, Галина ВОЛЧЕК воскликнула: «Всех к нам!» И выбила в управлении 17 ставок для молодых артистов. Так, в рамках вверенного Галине Борисовне театра появилась молодежная труппа «Современник-2», которую, получив диплом артиста, возглавил Ефремов-младший. Жизнь «Современника-2», как выяснила обозреватель Галина УШКОВА, оказалась короткой - менее пяти лет. Но очень яркой.

В «Современнике-2» Михаил Ефремов собрал таких же, как он, звездных детей - Никиту Высоцкого, Александру Табакову, Евгения Митту, Машу Евстигнееву, Славу Невинного… Отпрыскам знаменитых родителей часто приходилось не спать по ночам. Ведь репетиции приходилось начинать только в 10 вечера, после того как театр «Современник» заканчивал свою работу. В шесть утра, когда открывалось метро, они разъезжались по домам.

Работала в молодежной труппе и первая, фиктивная, жена Миши - Елена Гольянова.

- С Мишкой мы были женаты всего пару месяцев в студенческие годы, - объясняет она. - И только на бумаге. Со стороны Ефремова - это красивый дружеский жест. У меня была квартира в Горьком, я хотела ее поменять. По тогдашним законам получить разрешение на обмен могли только близкие родственники. Вот Михаил мне и помог, заключив фиктивный брак. Что же касается нашей молодежной труппы в «Современнике», то этот коллектив за время своего недолгого существования успел сильно вырасти творчески. На спектакли невозможно было достать билеты. Одно время мы собирались переименоваться в «Шкалу ценностей» - по имени нашего однокурсника и актера «Современника-2» Сережи Шкаликова (он умер в возрасте 35 лет в 1998 году. - Г. У.). Но потом оставили все как есть. У нас и так все было замечательно. Спектакли все яркие, шли с аншлагом. Например, «Тень» начинался с записи песни Цоя. Сам Виктор, бывало, к нам приезжал.

Актёры театра «Современник-2» в пьесе Шварца «Тень» (постановка Михаила ЕФРЕМОВА, 1988 г.): Елена ЯРАЛОВА, Михаил ГОРЕВОЙ, Андрей МОРОЗОВ, Наталья ИОНОВА, Вячеслав НЕВИННЫЙ-младший, Геннадий ВЕНГЕРОВ (в балетной пачке)

Актёры театра «Современник-2» в пьесе Шварца «Тень» (постановка Михаила ЕФРЕМОВА, 1988 г.): Елена ЯРАЛОВА, Михаил ГОРЕВОЙ, Андрей МОРОЗОВ, Наталья ИОНОВА, Вячеслав НЕВИННЫЙ-младший, Геннадий ВЕНГЕРОВ (в балетной пачке)

 

- К спектаклю «Тень» мы сами строили декорации, сами их красили, ведь у нас не было обслуживающего персонала, - делился бывший студиец Михаил Горевой. - Наш художник Женя Митта придумал возвести забор по периметру сцены, а на подмостках поставить мусорные баки, в которых живут герои. Мы бегали по окрестностям Чистых прудов и искали те самые баки, а потом, зажимая нос прищепкой, чтобы не чувствовать ужасных запахов, их отмывали. Идеи для своих постановок мы искали в фильмах, которые смотрели на только что появившихся видеомагнитофонах. Помню, Олег Николаевич Ефремов, Мишин отец, однажды уехал на гастроли, и мы отправились к нему домой за видаком. В квартире находился только старенький дедушка, который медленно ходил, шаркая по полу. Мишка влетел, стал метаться по дому, прихватывая стопку отцовских кассет, магнитофон и банку икры из холодильника. Когда мы убегали, вслед слышались недовольные окрики дедушки: «Миша, ребята, ну что вы делаете? Куда вы бежите?» Приехали ко мне, пытались подключить видик к моему советскому телевизору, а кабель не подходит. Пришлось возвращаться к Ефремовым за их модным импортным теликом и снова сталкиваться с дедом.

- Однажды в рамках «Современника-2», я, штатный художник этого театра, решил сделать инсталляцию - художественный объект, символизирующий начало деятельности нашей труппы. Из проволоки, ткани, латекса, покрасив их в яркие краски, я сделал фигурки, портретно изображающие наших ребят-актеров, - поведал Евгений Митта. - С каждого снял маски - как будто посмертные, раскрасил их, сделал большую клетку. И получалось, что наши герои как будто вырываются на свободу - в новую художественную жизнь. Выставку устроили на верхнем этаже «Современника», рядом с репетиционными залами, где сейчас малая сцена. Она пользовалась невероятной популярностью.

За четыре месяца до смерти ВЕНГЕРОВА его навестили в Германии давние друзья - ГОРЕВОЙ, ШЕХОВЦОВ и ЕФРЕМОВ

За четыре месяца до смерти ВЕНГЕРОВА его навестили в Германии давние друзья - ГОРЕВОЙ, ШЕХОВЦОВ и ЕФРЕМОВ

 

Третий лишний

По словам Вячеслава Невинного-младшего, на репетиции «Тени» у Ефремова вспыхнул конфликт с тогдашней возлюбленной - актрисой Натальей Ионовой.

- Наташа отказывалась играть эпизод в интерпретации любимого, а импульсивный Миша жестко настаивал на своем, - вспоминает Невинный. - Разразился скандал, и Ефремов кинул в сторону Ионовой чашку. Но не рассчитал: разбившись, она повредила девушке губу. Миша мгновенно отменил спектакль, и мы всей компанией поехали в травмопункт зашивать рану. Там, прямо на пороге, пара торжественно помирилась, все поплакали над долями режиссера и артистов и продолжили вечер в дружеском кругу.

Через некоторое время после расставания с Ефремовым Ионова уехала в Австрию, где живет и сейчас.

- До меня Миша встречался с Натальей Негодой, - рассказала она. - Конечно, если ты влюблена, то себя оправдываешь. Не думаешь, что ради тебя любимый мужчина бросил другую девушку. Твоя любовь в этот момент - самое главное. Сейчас бы я, конечно, все сделала по-другому… От меня Миша тоже ушел. К Асе Бикмухаметовой, завлиту «Современника-2». Умная и симпатичная девушка, она была замужем за Антоном Табаковым, с которым дружила с детства. Конечно, мне по работе приходилось общаться с Асей, несмотря на дикое чувство ревности. Но потом я влюбилась, и все прошло.

Выпускница философского факультета МГУ, дочь профессора этого престижного вуза - Роберта Бикмухаметова, Асия до замужества с Табаковым-младшим уже успела побывать в браке. Даже, как говорят, не в одном. Но отношения с сыном Олега Павловича помогли ей войти в творческие круги, ведь именно Антон уговорил друга Мишку взять супругу на работу в театр. Как оказалось, зря. Ефремов принялся ухаживать за скромницей завлитом. И когда новость об их вспыхнувших отношениях дошла до законного супруга, тот устроил грандиозный скандал. Но поняв, что оказался третьим лишним, отпустил ситуацию.

Асия, забеременев от Михаила, вскоре ушла из «Современника-2».

- Сына Никиту она рожала в Англии и даже жила там какое-то время, - вспоминает другая актриса театра - Мария Селянская, дочь Евгения Евстигнеева.

Первая, фиктивная, жена Миши ЕФРЕМОВА - Елена ГОЛЬЯНОВА. Фото: Facebook.com

Первая, фиктивная, жена Миши ЕФРЕМОВА - Елена ГОЛЬЯНОВА. Фото: Facebook.com

 

Перпендикулярная правда

Очень скоро после рождения Никиты знаменитый папаша оставил его маму ради следующей дамы сердца и будущей жены - Евгении Добровольской, которая тоже осчастливила его сыном - Колей. Говорят, этому браку невольно поспособствовали коллеги из «Современника-2». Они порекомендовали Ефремову присмотреться к талантливой и юной Женечке, проснувшейся знаменитой после фильма «Клетка для канареек». Миша долго отмахивался:

- К чему мне эта актрисуля?

А потом случайно встретил Добровольскую в общей компании, влюбился и пригласил на работу в свой коллектив.

- Для меня оказалось полным сюрпризом, что Добровольская стала Мишкиной женой, - рассказывал автору этих строк завтруппой «Современника-2», актер Геннадий Венгеров, незадолго до смерти (он ушел из жизни в апреле 2015 года). - Свадьбу они сыграли уже после того, как я покинул театр, но от этого она не стала менее веселой: в стиле 60-х, в костюмах того времени и с очень простыми угощениями - картошкой, соленьями и водкой.

К слову, о своем конфликте с Ефремовым, ставшем причиной его ухода из «Современника-2», Венгеров вспоминать не любил. Но, зная, что у него четвертая стадия рака легких, все-таки пролил свет на ту давнюю историю. Тем более что друзья в конце концов помирились, тепло общались и за несколько месяцев до смерти Геннадия Ефремов прилетал к нему прощаться в Германию, выкроив три дня в плотном графике.

- С Мишкой мы не разговаривали с 1989-го по 1993-й, - тяжело вздыхал Венгеров. - Просто некоторые его поступки я тогда расценивал не иначе, как экстремально мерзкие. Например, однажды он объявил, что снимает меня с главной роли в нашем первом спектакле «Пощечина», чтобы ввести в постановку Никиту Высоцкого, который давно об этом мечтал. В знак протеста накануне гастролей в Питере я побрился наголо. Ефремов тут же собрал худсовет, и ребята бодренько проголосовали, что теперь будет играть Никита - актер, если честно, не самый сильный. Высоцкий отработал свой первый спектакль в «Современнике-2» и, образно говоря, сдох. Ясное же дело, что публику надо брать не только физикой, но и силой характера. Короче, после показа Мишка подкатил ко мне и сказал: «Гендос, все-таки лучше играть тебе». Мы ударили по рукам, а вскоре он не отпустил меня на очень важные кинопробы. Между нами снова пробежала черная кошка. Я вдруг осознал, что за два года работы в «Современнике-2» скатываюсь из лидера в приживалу. Тем более что и качество спектаклей стало, мягко говоря, хромать. На гастролях творилось невероятно дикое пьянство под руководством Мишки, за которым мне точно было не угнаться. Захмелевший Ефремов мне часто говорил: «Гендос, ты еврей, ты не умеешь пить». Я отвечал, что просто выпиваю перпендикулярно. Ну не видел я в этом особого кайфа. В общем, когда в очередной раз он мне стал что-то выговаривать, я прямо в середине сезона подал заявление об уходе. Причем ушел в никуда. До этого Миша Горевой слинял в Маяковку. А параллельно со мной ушли Наташа Ионова, Андрей Морозов и Андрей Лебедев.

Но спустя несколько лет, по словам Венгерова, он случайно встретил Ефремова во МХАТе, и друзья как ни в чем не бывало возобновили отношения.

- Старые обиды забылись, событийный ряд ушел, и все стало хорошо, - пожимал плечами Геннадий.

НЕГОДА стала первой советской артисткой, снявшейся для «Playboy»

НЕГОДА стала первой советской артисткой, снявшейся для «Playboy»

 

Гонки по вертикали

Студийцы «Современника-2», хорошо помнят, как куролесили на гастролях.

- Во время поездки в Ленинград нас поселили в гостинице «Советская», - рассказывает Невинный-младший. - И вот после нескольких бутылок Миша Ефремов решил устроить необычные соревнования. Мы разделились на две команды и по его сигналу должны были толпой забраться в скоростные лифты - каждая группа в свой, опуститься вниз, поменяться местами, а потом подняться на определенный этаж, примчатся по коридору до определенного номера, где игроков ждал жидкий приз. Гости гостиницы нас совершенно не смущали, хотя они очень удивлялись, когда видели безумную толпу молодежи, перебегающую из лифта в лифт и несущуюся куда-то сломя голову. Когда мы выезжали из отеля, администратор покачал головой: «Ребята, вы хуже финнов!»

С тем, что не последнюю роль в распаде «Современника-2» сыграло пристрастие Ефремова и к горячительному, согласна и Елена Гольянова:

- Конечно, пьянство - это болезнь. Мишка говорил, что попробовал алкоголь еще в 12 лет. У Ефремова сложный характер: когда трезвый - он прелестный, но стоит выпить - появляется кураж, много энергии, которую куда-то нужно выплеснуть или немедленно выяснить с кем-нибудь отношения. Но это ни в коем случае не быдлячество, скорее, неуемное желание развлечь окружающих. Он добрый, сочувствующий человек, как и его отец.

Наталья с Сашей ТАБАКОВОЙ в скандальном кино «Маленькая Вера»

Наталья с Сашей ТАБАКОВОЙ в скандальном кино «Маленькая Вера»

- Однажды мы поставили спектакль «Седьмой подвиг Геракла» по пьесе Рощина, - вспоминает Вячеслав Невинный-младший. - Веселая комедийная история об античных мифах прозрачно намекала на ту обстановку, которая у нас тогда творилась в стране. Показ то и дело прерывался криками зрителей: «Правильно, сколько можно терпеть!» Нам часто аплодировали стоя. «Современником-2» тогда заинтересовались силовые структуры. Ходили упорные слухи, что нас вот-вот закроют. Правда, Мишка Ефремов убеждал, что если это случится, то всем артистам это пойдет в плюс. Типа, такая ошеломительная слава поможет в дальнейшей карьере. Вскоре СССР развалился, а нас так и не закрыли. Но постановочные идеи в коллективе стали повторятся, молодые артисты почувствовали вкус успеха, их заваливали предложениями сняться в кино. В общем, «Современник-2» сам развалился из-за личных амбиций, преобладающих над общим делом. Студийная атмосфера стала угасать, былой альтруизм, ночные репетиции испарились. Галина Волчек тоже в нас разочаровалась и, когда мы были на очередных шумных гастролях в Сочи, объявила, что молодежную труппу распускает.

А спустя годы Галина Борисовна заметила:

- Очень много важных вещей тогда сошлось на «Современнике-2». И то, что во главе его стоял Миша Ефремов, и то, что это были очень близкие нам по духу ребята. Я абсолютно верила в Мишин талант и до сих пор жалею, что он с ним так обошелся...

 


Уже в продаже! Новый спецвыпуск «Экспресс газеты», посвященный 60-летию самого звездного театра России - театру «Современник».

Прочитав его, вы узнаете:

* Почему Чулпан Хаматова не стала экономистом и забросила фигурное катание.

* Как жена Олега Ефремова резала вены на горле.

* Кто рассорил Марину Неелову с любовником-шахматистом Каспаровым.

* Почему Валентин Гафт не женился на известной певице и как долго изменял супруге с любовницей-украинкой.

* Как Олег Даль был опозорен на собственной свадьбе.

* Из-за чего дочь Евгения Евстигнеева обвиняет его в смерти своей матери.

* Что мешало Олегу Табакову заниматься любовью с незнакомками.

* Каким образом внебрачная дочь Адольфа Гитлера причастна к пропаже раритетных картин, принадлежащих Юрию Богатыреву.

* В чем секрет семейного счастья Марии Порошиной.

* Зачем Елена Яковлева сделала аборт от друга Дмитрия Певцова.

* Чему Алена Бабенко научилась у Алисы Фрейндлих.

Спрашивайте в киосках и супермаркетах!