КУЛЬТУРА

Впервые в «Геликон-опере» будет показана знаменитая опера Дмитрия Шостковича «Леди Макбет Мценского уезда»

21, 22, 23 и 25 октября впервые в «Геликон-опере» на сцене зала «Стравинский» будет показана знаменитая опера Дмитрия Шостковича «Леди Макбет Мценского уезда»

Одна из лучших опер XX столетия, знаковая вещь репертуара любых оперных сцен мира, «Леди Макбет Мценского уезда» впитала в себя парадоксальность и жестокость времени, пережитого не только героями Лескова, но и всем человечеством. Любовь и страдания, жадность и отчаяние, вероломство, страх и страсть кипят в адском горниле музыки Шостаковича.

Спектакль, завоевавший четыре «Золотые маски» в различных номинациях, был создан Дмитрием Бертманом в 2000 году. За это время его увидели десятки тысяч зрителей в России, Франции, Эстонии, Южной Корее, Израиле, Венгрии, Бразилии. В 2003 году постановка с огромным успехом прошла на сцене Театра Данте Алигьери в рамках Равенского фестиваля Кристины и Риккардо Мути,  два года назад  в качестве совместного продукта «Леди Макбет» была представлена в знаменитом Teatro Comunale di Bologna в Италии.  В июле этого года театр выезжал на гастроли в Сан-Паулу, где на сцене Муниципального театра, одного из самых известных и красивейших театров Южной Америки, была сделана совместная постановка «Леди Макбет Мценского уезда» (в ней принимали участие солисты «Геликон-оперы», оркестр и хор Муниципального театра Сан-Паулу). Спектакль Дмитрия Бертмана имел ошеломляющий успех – в течение июля он был показан шесть раз, и его увидели более 15 000 зрителей.

Создатели спектакля (режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель – Владимир Понькин, художники-постановщики – Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева) затрагивают вечные вопросы о праве давать и отнимать жизнь во имя чего бы ни было. Дмитрий Бертман обращается к первой авторской редакции оперы Шостаковича, в которой тонко переплетаются трагическое и гротесковое неистовство.

Спектакль, который публика увидит 21, 22, 23 и 25 октября, возвращается в исторический особняк на Большой Никитской, но уже на суперсовременную сцену в новом зале «Стравинский». Перед труппой стоит важнейшая задача – перенести постановку в огромное, оснащенное по последнему слову техники сценическое пространство так, чтобы она не потеряла своей красоты и силы воздействия.

Илья Ильин, заместитель художественного руководителя театра «Геликон-опера», директор творческих коллективов рассказал о том, как идет перенос спектакля на новую сцену:

-«Леди Макбет Мценского уезда» впервые будет показана на сцене зала «Стравинский», а это – другое пространство сцены, другое звучание, другой свет. В театре все понимают, насколько важно качественно сделать перенос – этот спектакль всегда был визитной карточкой театра. Его обожают все актеры, без исключения. Это была такая этапная работа для театра в свое время. И спектакль получился незабываемым. Я сам в свое время пел в нем в хоре.

Первоначально декорация была приспособлена к старому залу княгини Шаховской (именно там мы ее и ставили). После возвращения сюда, на Большую Никитскую, в первом сезоне «Леди Макбет» не было, так как летом мы побывали с этой постановкой на гастролях в Бразилии. В Сан-Паулу нашими техническими службами частично было подготовлено новое оформление. В основном эти изменения касались второго этажа декораций. Сейчас к премьере на сцене зала «Стравинский» мы готовим полностью второй этаж и расширяем сценическую площадку. Ну и, конечно, самое значительное изменение – увеличение состава хора. Очень важным моментом для нас также является то, что фактически мы возвращаемся к первоначальному составу. К сожалению, самая первая исполнительница роли Катерины Измайловой, Анна Казакова, живет в Америке и не может приехать, но рядом с ней всегда была Светлана Создателева, которая выступает в паре с Алексеем Косаревым – это как раз тот состав, который существовал изначально. Будут и вводы – это бас-баритон Дзамболат Дулаев,  талантливый молодой певец, студент ГИТИСа (из мастерской Дмитрия Бертмана), он поет партию Квартального-Унтера. У него очень красивый голос, кроме того он –  замечательный актер. Кстати, исполнение 25 октября будет посвящено великой русской певице Галине Павловне Вишневской, 90-летие которой весь мир отмечает в этот день. Для Галины Павловны, так же, как и для нашего театра, Катерина – роль знаковая. Вишневская сделала партию очень тонко и совсем непохоже на других… Шостакович написал гениальную музыку, там есть удивительные нюансы, и  именно у Вишневской все они ощутимы. Ее Катерина любила Сергея. При том, что он негодяй, подонок, сволочь, крохобор, мелочный торгаш, она все равно продолжает его любить, даже и на каторге. В конце концов она даже не его убивает, а Сонетку. А он продолжает жить… И жизнь дальше идет. В этом сила этой истории.