КУЛЬТУРА

Есть ли спасение от «голубых огоньков»

У всех еще в памяти новогодние программы центральных и не очень каналов, которые «радовали» нас в саму новогоднюю ночь и ближайшие пару дней.

Что тут можно сказать: только ленивый не высказался критически о новогоднем теле-контенте. Даже петиции писались против авторов всей этой вакханалии. Но ответ этих самых авторов был сух и однозначен: мол, пустое это всё. Например, прима всего и вся Алла Пугачева парировала: «не нравится — не смотрите». А мэтр телевидения Константин Эрнст сказал, что ведь «оливье салат» никто не отменял, вот и каждогоднюю телевизионную феерию отменять незачем.

Парадоксальность мышления режиссеров ставит в тупик. Даже достойные произведения наших телевизионщиков новогодним антуражем просто идиотизируются!

Мне, например, нравится Елена Ваенга. Она бесподобна на сольных концертах, она работает колоссально, выдает продукт редчайшего для России качества. Но вот приходит она в новогоднюю студию к Алле и Максиму Галкину, и начинается беседа. И уже с первых фраз потянуло легким душком эдакого идиотического коктейля — смеси из не очень смешных и неуместных шуток, незнания ведущими репертуара и фигуры Ваенги на сцене, и явного неудобства самой Елены, потому что откровенно хамить нельзя, а корректно поправлять ведущих нежелательно. Тупик.

Считается, что над всем этим зрители должны смеяться, им должно быть забавно. Но действие выходных и длительного потребления алкоголя всё же не стоит так переоценивать.

О хорошем тоже скажу. Артисты «старой гвардии» — хороши. Но лишь в том случае, если поют всю песню в максимально оригинальной аранжировке и мало говорят. В этом году Владимир Матецкий после почти 20-летней паузы передал Софии Ротару новую песню «На семи ветрах». Как и в ранние времена все получилось круто и достойно.

Чего не скажешь о 5-м, кажется, сезоне «самого рейтингового» шоу «Голос». (Лично я рейтинг передачи объясняю ключевым элементом состязательности участников. Телезрителям нравится, когда кто-то один победит, но при этом все будут плакать.) Здесь тоже тупик. И все потому, что участники поют кавер-версии известных песен — известных уже лет по сто — и стараются спеть круче оригинала, по целым неделям репетируя ультравысокие ноты. Потом все послушали, все изумились, пофанфарили — и что дальше? Куда дальше податься этим мальчикам и девочкам со своей способностью петь в высоких октавах?

Кто сейчас помнит девушку Севару? Думаю, и иеромонаха-то уже многие забыли. А тем временем наставники и продюсеры уже думают о новом сезоне. Потому что такое телевизионное шоу нужно только для одного — для зрительских рейтингов, которые поднимают каналу продажи телерекламы. К продвижению талантливых артистов и «омоложению» нашего шоу-бизнеса это относится по касательной.

А зачем искать и продвигать молодых и талантливых новичков? Продвигать профессионально, с материалом, песнями-клипами, гастролями и честными попытками понравится зрителю. Нынешние «воротилы шоу-бизнеса» дают в ротацию исключительно опробованный материал, не требующий вложений. Все это поет и пляшет, пока не устанет или не зазвездится.

Именно поэтому на нашей эстраде, согласитесь, давно не было реально прикольной музыки. «Дискотека Авария» — и та сдулась, рассорилась и повзрослела. Либо повзрослели мы. Какая-то надежда пока что есть на так называемые независимые продюсерские компании, так что новогодние огоньки и шоу «голосящих» и иже с ними — может, и не приговор российским слушателям. Но вот вопрос, как заставить этих самых слушателей слёту не потреблять то, что им на большой тарелке преподносят прямо к дивану, остается открытым.