КУЛЬТУРА

Лица «Московской саги»

Знаменитый роман Василия АКСЕНОВА в основе сценария, ведущие российские звезды в главных ролях определили успех этого сериала. «Московская сага», показ которой продолжается на Первом канале, уверенно лидирует в рейтингах. О работе над «сагой» рассказывают ее создатели и актеры.

Александр СЛАВУЦКИЙ

Режиссер Дмитрий Барщевский: Моя бабушка сидела в лагерях

ДМИТРИЙ БАРЩЕВСКИЙ, НАТАЛЬЯ ВИОЛИНА И ВАСИЛИЙ АКСЕНОВ: работали над сериалом в полном взаимопонимании

ДМИТРИЙ БАРЩЕВСКИЙ, НАТАЛЬЯ ВИОЛИНА И ВАСИЛИЙ АКСЕНОВ: работали над сериалом в полном взаимопонимании

- Дмитрий, как начиналась работа над «Сагой»?
- Идея экранизировать роман Василия Аксенова пришла автору сценария (одновременно моей жене) Наталье Виолиной. Найти писателя в Вашингтоне не составило труда, поскольку с его супругой - Майей Кармен мы знакомы 20 лет. Через пару месяцев Аксенов уже в Москве продал нам права на экранизацию с разрешением работать по мотивам.
- Автор вмешивался в съемки?
- Мы многое с ним обсуждали, часто спорили. Он не раз приезжал на съемки уже из Франции, где сейчас живет. Бывали для него и трудные дни, когда мы снимали выстраданные им сцены совершенно в другом прочтении. Или когда запускали сюжетные линии, которых вообще не было в романе. К чести Аксенова, после первого же просмотра он сказал: «Вам удалось многое, что не удалось мне. Например, я очень хотел встречи Нины Градовой и Никиты на фронте, но не придумал, как ее устроить».
- Если бы все начать сначала, решились бы вы на съемки этого фильма?
- Вряд ли. Я просто не представлял масштаба проблем. Очень сложно оказываться в зависимости на столь длительный срок от таких хрупких вещей, как человеческое здоровье и внешность. За время съемок в нашей группе родилось 11 детей, тяжко болели исполнители главных ролей, и мы простаивали, ожидая их выздоровления.
- Знаю, что первоначально в «Саге» было 24 серии, но в прокат вышли 22. Что вынудило вас вырезать часть сцен?
- В картине был ряд сцен, связанных с реалиями военного времени, с взаимоотношениями между мужчиной и женщиной. Руководство канала сказало, что в таком виде фильм нельзя показывать в 21.30 - время семейного просмотра. Следовало либо перенести показ на ночное время, либо убрать из «Саги» некоторые фрагменты. Мы сами выбрали второй вариант.
- А история вашей семьи каким-либо образом с «Сагой» пересекается?
- Моя бабушка была активной большевичкой, вступила в партию еще до революции, но в 30-е годы попала в сибирские лагеря. Мама жены также провела в лагере пять лет. И многие эпизоды тамошней жизни, например, историю с подсолнечным маслом, заменявшим женщинам крем для лица, мы написали с ее слов.

Ольга Будина: Актеры не хотели покидать сериал

- Оля, как вы оказались в «Московской саге»?
- Поначалу я категорически отказалась от роли, поскольку в то время снималась в «Идиоте» и полностью погрузилась в мир Достоевского. Моя «мама» по фильму - Инна Михайловна Чурикова убедила меня поехать в Москву на один день и встретиться со съемочной группой «Саги». После чего я поняла, что буду сниматься обязательно.

МАРЬЯНА ШУЛЬЦ, ОЛЬГА БУДИНА, МАРИНА ЯКОВЛЕВА, ИННА ЧУРИКОВА, ЕКАТЕРИНА НИКИТИНА: последнее застолье женской половины семьи Градовых

МАРЬЯНА ШУЛЬЦ, ОЛЬГА БУДИНА, МАРИНА ЯКОВЛЕВА, ИННА ЧУРИКОВА, ЕКАТЕРИНА НИКИТИНА: последнее застолье женской половины семьи Градовых

Нина Градова в фильме очень отличается от героини романа. Жесткого сценария у нас не было, часто я только на площадке узнавала, что стану играть. Это было интересно, тем более что персонаж проживает 30-летнюю экранную жизнь.
- Какая атмосфера сложилась на площадке?
- Мы стали большой семьей. Вот только одна забавная деталь. Многие актеры, сюжетные линии которых подходили к концу, уговаривали автора сценария Наталью Виолину дописать им еще несколько сцен. И Наташа часто поддавалась. Я смотрела со стороны и думала: «Как они могут унижаться и просить? Никогда так не поступлю!» А когда поняла, что и у моей Нины уже почти нечего снимать, не удержалась:
- Неужели это все, и больше вы мне ничего не напишете?
Наталья Владимировна ответила:
- Олечка, не могу уже больше, мы снимаем два года, сил нет.

Александр Балуев: Форма мне не идет

ЕКАТЕРИНА НИКИТИНА И АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ: большую любовь Вероники и Никиты Градовых разрушили сталинские лагеря

ЕКАТЕРИНА НИКИТИНА И АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ: большую любовь Вероники и Никиты Градовых разрушили сталинские лагеря

- Чем вас заинтересовал ваш герой - кадровый офицер?
- Вообще-то я человек совсем не военный, и форма мне совершенно не идет. В ней я чувствую себя неудобно и неловко. Никита Градов привлек меня возможностью ярко выразить его человеческие качества. Военный - человек, живущий догмами. Невозможно сказать «нет», если отдан приказ. И показать, что переживает человек, когда долг военного входит в противоречие с его собственными желаниями и представлениями, - это интересно.
- Когда снимались семейные сцены, вы ощущали на площадке особую атмосферу клана Градовых?
- Семейных сцен у Никиты немного, поэтому для меня они более ценны. Если бы у меня была такая семья в жизни, я бы был счастливейшим человеком.

Екатерина Никитина: Пополнеть мне не удалось

- Правда ли, что Аксенов противился вашей кандидатуре на роль Вероники?
- Это так. Видимо, когда он писал роман, то представлял себе вполне определенную женщину, на которую я совсем не похожа. Василий Павлович перестал возражать, когда посмотрел первые отснятые кадры.

ДАЧА ГРАДОВЫХ В СЕРЕБРЯНОМ БОРУ: пережила все потрясения эпохи

ДАЧА ГРАДОВЫХ В СЕРЕБРЯНОМ БОРУ: пережила все потрясения эпохи

- И в чем же ваши отличия от Вероники Градовой?
- В то время худосочные женщины были не в моде. Перед съемками меня попросили поправиться хотя бы на шесть кило. Я старалась, но не вышло.
- В фильме вам пришлось играть любовь с Балуевым, Кортневым, Харатьяном и чешским актером Петром Косткой. С кем из партнеров было легче в подобных сценах?
- В фильме нет особо откровенных сцен, все снято деликатно. Мне сложно было играть с Косткой. У нас сложились замечательные отношения, но он значительно старше меня, к тому же иностранец. Одну сцену даже пришлось назавтра переснимать. Режиссер сказал: слишком видно, что ты героя совсем не любишь.

Сергей Безруков: Роль сына Сталина я выбрал сам

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: Василия Сталина не осуждает

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: Василия Сталина не осуждает

- Вас сразу прочили на эту роль?
- Поскольку я дружен с семьей Барщевских, мне было позволено высказать, какого героя я хотел бы сыграть в фильме. Роль, которую я выбрал, по количеству съемочных дней небольшая, но очень сложная и неоднозначная. Потребовалось немало усилий, чтобы раскрыть полный внутренних противоречий характер Василия Сталина.
- А как вы сами оцениваете своего героя?
- Имею ли я моральное право давать ему оценку? Я читал в различных источниках о Василии Сталине, но все же в то время не жил и не знаю многих нюансов. Могу сказать одно: это была уникальная личность, человек страстей. Но всегда ли это плохо? Например, он ради любимой построил бассейн ЦСКА. Этот бассейн стоит до сих пор. А сейчас наши чиновники строят в основном дачи.

Кристина Орбакайте: Мама не знает, где я снимаюсь

- Кристина, как вы оцениваете этот телепроект?
- Вот уже два года, как я живу с этим сочетанием слов - «Московская сага».

ИЛЬЯ НОСКОВ И КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ: Борис Градов IV полюбил Веру Горду с первого взгляда

ИЛЬЯ НОСКОВ И КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ: Борис Градов IV полюбил Веру Горду с первого взгляда

Я уже сроднилась и с сюжетом, и с образом певицы Веры Горда. Сейчас, когда съемки закончились, живу воспоминаниями.
- В картине собрались одни звезды, трений между знаменитостями не возникало?
- К счастью, нет. Грим и прически у актеров были сложными и отнимали много времени. Пока нас готовили, мы учили текст, начинали вживаться в образы, говорить интонациями героев. Так что уже на гриме мы совершенно отстранялись от пробок на Тверской и других будничных дел.
- Как ваша мама относится к актерской деятельности дочки? Вы с ней советуетесь?
- Когда начались съемки «Саги», я попросила фотографии с проб, чтобы показать их маме. Мне предстояло воплотить очень интересный образ и хотелось похвастаться таким предложением. Но чаще всего мама не знает, что я делаю, где я снимаюсь. У каждого из нас своя жизнь, много своих проблем и забот. Когда мы встречаемся, забываем про творчество и начинаем говорить о каких-то житейских делах.

Продюсер Антон Барщевский: Труднее всего было обеспечить погоду

- Что было самым сложным в вашей работе над «Сагой»?
- Крайне трудно снимать эпоху 20-40-х в условиях современного города: мешают реклама, автомобили, даже звук улиц совершенно иной. Серьезную проблему составляли актерские графики. Бывало, кто-то работал с нами, потом уходил в другую картину и возвращался через несколько месяцев. Представьте себе, как одновременно на целый день «заполучить» Инну Чурикову, Юрия Соломина, Александра Балуева, Ольгу Будину, Алексея Кортнева, Кристину Орбакайте, Сергея Безрукова, Дмитрия Харатьяна. А еще обеспечить подходящую погоду и разрешение на съемку в нужном месте. Иногда нам приходилось месяцами откладывать ту или иную сцену. Тогда мы жалели, что работаем не в документальном кино.

Марьяна Шульц: Костюмы героини находила сама

МАРЬЯНА ШУЛЬЦ И АЛЕКСЕЙ ЗУЕВ: Циля Розенблюм и Кирилл Градов в 20-х годах были убежденными марксистами

МАРЬЯНА ШУЛЬЦ И АЛЕКСЕЙ ЗУЕВ: Циля Розенблюм и Кирилл Градов в 20-х годах были убежденными марксистами

- Что вам больше всего запомнилось в работе над ролью Цили Розенблюм?
- Самая большая сложность была в больших интервалах между съемками. Один день мы снимаем - героине 25 лет, вызывают меня через два месяца - Циле уже 53, еще через месяц - 48, затем 30, потом опять 53 года. А я уже не помню, какой была полгода назад. И все же эти два года, пока шли съемки, стали для меня счастливым периодом. Я все время знала, что у меня есть «Московская сага», пусть не сегодня, а через месяц, но меня вызовут на площадку.
- А с кем чаще всего приходилось вместе работать в кадре?
- С Алексеем Зуевым, который играет моего мужа - Кирилла Градова. С Лешей мы знакомы давно, он учился на курс старше меня, потом мы вместе работали в театре.
- Вы участвовали в подборе костюмов для героини?
- Практически все я находила сама в завалах костюмерных цехов. Утром приезжала на площадку, одевалась и выходила к камере с невозмутимым видом.

Публикация подготовлена с помощью пресс-службы сериала