КУЛЬТУРА

Николай Досталь: Сериалы – вечный компромисс

НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА "КОЛЯ - ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ": Николай Досталь (справа) объясняет сцену Андрею Жигалову и Ирине Розановой

НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА "КОЛЯ - ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ": Николай Досталь (справа) объясняет сцену Андрею Жигалову и Ирине Розановой

У этого режиссера что ни сериал, то бомба. «Гражданин начальник» и «Штрафбат» прошли с максимальными рейтингами и открыли зрителю замечательного актера Юрия СТЕПАНОВА. Да и в большом кино Николай ДОСТАЛЬ преуспел: его новый фильм «Коля – перекати-поле» только что получил Гран-при кинофестиваля в Выборге. О своем отношении к кино и телевидению, а также о ближайших планах он поведал нашему корреспонденту.

- Николай Николаевич, что, по-вашему, все-таки следует снимать: сериалы или художественные фильмы?
- Все зависит от замысла и возможностей. Я счастлив, что после 36 серий для телевидения («Гражданин начальник», «Стилет» и «Штрафбат») смог, наконец, вернуться к любимому полнометражному кино под названием «Коля - перекати поле». Это, как сейчас модно говорить, сиквел: продолжение моей картины 1991 года «Облако-рай». Все прежние герои и актеры: Андрей Жигалов, Ирина Розанова, Алла Клюка, Сергей Баталов, Лев Борисов. И в то же время это самостоятельный, самодостаточный фильм, вполне понятный зрителям, не видевшим «Облако-рай».
- Чем же сериалы так уступают большому кино?
- По работе с актерами, мизансцене и всем творческим аспектам принципиальной разницы нет. Основные отличия в производственном плане: другие сроки и деньги. Когда снимаешь фильм, его ощущаешь целиком, им живешь. А в сериале сроки очень сжатые, приходится идти на компромиссы, на которые в кино никогда бы не пошел. Выходит, в сериалах чуть меньше творчества и чуть больше ремесла.
- Складывается впечатление, что кинорежиссеры относятся к сериалам, как к халтуре…
- Многие стали снимать телефильмы, чтобы как-то существовать, потому что денег на кино по-настоящему как не было, так и нет. Кино себя не окупает, за исключением проектов Первого канала, который может себе позволить мощную и агрессивную рекламу. К сожалению, у нас сейчас зритель идет не на хорошее, а на хорошо раскрученное кино. Большинство фильмов не дает продюсерам никакой прибыли, в то время как сериалы окупаются моментально, они желанны для любого канала. И я, чтобы не атрофировалась мускулатура режиссера и был какой-то заработок, тоже стал делать сериалы.
- Ваш брат Владимир Досталь – известный продюсер, президент Гильдии продюсеров. Неужели он не вкладывает деньги в ваши кинопроекты?
- Он принципиально не занимается кино, считает, что это выброшенные деньги. Так что фильм «Коля - перекати поле» я снимал на средства Министерства культуры и телеканала «Россия». Брат же финансирует только сериалы.
- Новые сериалы планируете?
- Собираюсь снять фильм о Варламе Шаламове и по его произведениям. Всего 12 серий, синопсис уже готов, сейчас Юрий Арабов пишет сценарий.
Предварительное название сериала - «Завещание Ленина», потому что свой первый срок в 1929 году Варлам Тихонович получил за распространение письма Ленина к съезду, в наше время более известное как «завещание» Ленина.

Галкин сделал ошибку

- Кого-то прочите на роли? Например, у вас везде снимается Юрий Степанов…
- Если кого и прочу, то пока исключительно в голове. Кстати, Степанов сейчас снимается в сериале «Гражданин начальник-2», но с другим режиссером. Там 12 серий, съемки заканчиваются.
- А почему не вы снимаете продолжение?
- В первую очередь потому, что занят своим фильмом, а по срокам эти два проекта совпадали. Но сериал и по сценарию был мне не очень интересен.

КАДР ИЗ СЕРИАЛА "ШТРАФБАТ": роль Савелия Цукермана вместо Максима Галкина блестяще сыграл Илья Коврижных

КАДР ИЗ СЕРИАЛА "ШТРАФБАТ": роль Савелия Цукермана вместо Максима Галкина блестяще сыграл Илья Коврижных

- Кстати, продолжения «Штрафбата» не планируется?
- Нет, это законченное кино. Да и что там снимать? Как комбат дошел до Берлина и стал Героем Советского Союза, а священник стал комиссаром и политработником? Нет, о войне я сказал все, что хотел.
- Известно, что в «Штрафбат» вы звали Максима Галкина…
- Это была очень неприятная история для меня, а возможно, и для него. Крайне негативную роль в ней сыграл Константин Эрнст, который попросту запретил Максиму сниматься в «Штрафбате». Максим потом говорил, что у него появились какие-то планы, не совместимые со съемками. На самом деле он все отложил ради этой картины, ему было интересно сыграть драматическую роль. На мой взгляд, Галкин совершил ошибку…
- Говорят, такая же история была с сериалом «По ту сторону волков-2». Якобы Эрнст запретил другому Галкину, Владу, играть Высика, поскольку он был задействован в фильме Первого канала «72 метра»…
- По-моему, Эрнст и Максимов – авторитарные продюсеры, которые озабочены исключительно рейтингами, а не качеством демонстрируемых фильмов. Не стоит забывать, что телевидение – это информация, развлечения, шоу, а кино – совсем другое искусство.DELFROM Николай Досталь: Сериалы – вечный компромисс