КУЛЬТУРА

Раскольников опять убил старушку

По мотивам великого романа Ф.М. Достоевского неоднократно снимались художественные и даже мультипликационные фильмы. В России первая экранизация была сделана в 1913 году, в США - в 1917. Самые известные - фильм Льва КУЛИДЖАНОВА 1969 года и Менахема ГОЛАНА, снятый в 2002 году. Но полная экранная версия романа, где зритель сможет страницу за страницей «читать» знаменитую книгу, сделана впервые.
Наш корреспондент встретился с режиссером сериала Дмитрием СВЕТОЗАРОВЫМ, который, по его словам, шел к экранизации «Преступления и наказания» всю жизнь.

Мариана САИД ШАХ

- Вы уверены в успехе своего сериала?
- Безусловно. Опыт Владимира Бортко, который поставил телефильм по далеко не самому лучшему роману Достоевского «Идиот», доказал, что у нашей публики обнаружился пусть еще полудикарский, но все-таки интерес к классической литературе.
- Почему вы выбрали именно «Преступление и наказание»?
- Я никогда не берусь снимать вещи, к которым нужно долго себя готовить. Ведь это значило бы - снимать то, что тебе внутренне чуждо, незнакомо или малопонятно. Достоевским я интересуюсь с детства, он мне очень близок. «Преступление и наказание» - самый совершенный роман русской литературы и один из самых совершенных - в мировой классике. Не зря ведь он насчитывает 26 экранизаций.

Раскольников - это Жюльен Сорель

ВЕРА КАРПОВА И ВЛАДИМИР КОШЕВОЙ: старуха-процентщица Алёна Ивановна и Родион Раскольников

ВЕРА КАРПОВА И ВЛАДИМИР КОШЕВОЙ: старуха-процентщица Алёна Ивановна и Родион Раскольников

- Актер Владимир Кошевой на удивление совпадает с описанием Раскольникова у Достоевского. Долго искали подходящий типаж?
- Мы изначально поставили задачу - снимать максимально близко к роману. По разным причинам от этого позже пришлось отойти, но в том, что касается описания персонажей, выдержали принцип до конца.
Володю Кошевого я впервые увидел в спектакле «Флорентийская трагедия». И был поражен его внешностью: это был оживший герой французских классиков - Стендаля, Бальзака или Гюго. Ведь Раскольников по описанию Достоевского - это же чистый Жюльен Сорель.
- В отношении Кошевого - согласна. А вот Андрей Панин как-то не очень похож на Порфирия Петровича…
- Это единственный случай, когда в угоду своим режиссерским пристрастиям я несколько отошел от характеристики Федора Михайловича. Панин - актер мощнейшей внутренней энергетики, настолько необходимой для этой роли, что вопрос выбора даже не стоял. Андрей - человек очень сложный, закрытый. Работа с такой личностью требует огромных эмоциональных затрат, и мне не раз приходилось наступать на горло собственным амбициям, чтобы найти общий язык с этим одареннейшим актером и режиссером.
- До сих пор вы снимали только питерских актеров, делая из них звезд. А в этом сериале много «москвичей»: Панин, Балуев, Елена Яковлева…
- Действительно, так получилось, что за годы работы вокруг меня образовалась своеобразная труппа - пара десятков отличных питерских актеров. Но даже в театре не на все роли находятся исполнители, порой их приходится приглашать со стороны.

РЕЖИССЁР СВЕТОЗАРОВ И ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА: звезда сыграла мать Раскольникова Пульхерию Александровну

РЕЖИССЁР СВЕТОЗАРОВ И ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА: звезда сыграла мать Раскольникова Пульхерию Александровну

Все звезды сериала - совершенно безальтернативные, я их не искал, не выбирал, просто назвал. Потому что каждый из них - совпадал с характеристиками писателя. Пульхерию, мать Раскольникова, многие представляют старушкой - одуванчиком в чепце. Вы представляете Яковлеву старушкой? Нет? Так она ею и не будет, потому что в романе ее героине - 43 года, Лена ее на три года старше. Балуева я, как и большинство зрителей, знал по однозначно положительным ролям. В то время как у этого актера - огромный неиспользованный внутренний резерв. Меня особенно привлек его глубокий и одновременно тяжелый взгляд бесцветно-голубых глаз, который Достоевский описал у Свидригайлова. За этим взглядом стоит внутренняя опустошенность человека, решившего покончить с собой. Это сложнейшая роль, глубочайшая и никем до конца не понятая. По моей трактовке Свидригайлов - туманное отражение самого Федора Михайловича, его альтер-эго, которое он подсознательно (а может, и сознательно) отразил в этом персонаже.

АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ: в роли Свидригайлова стал отражением натуры самого Достоевского

АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ: в роли Свидригайлова стал отражением натуры самого Достоевского

- Вы сняли много телехитов, а какой своей проект считаете самым удачным?
- Лучшей всегда кажется последняя работа. Сейчас для меня это сериал «Вепрь». Пройдет время, наверное, скажу, что «Преступление и наказание».

Мир Достоевского

- Как вы искали подходящую для сериала натуру?
- Когда мы составили список мест, где происходило действие романа (писатель в этом смысле был, как аптекарь, пунктуален), то выяснилось, что это пространство - антикинематографично. Будучи перенесенным на экран, оно не родит и сотой доли атмосферы, которой пронизано повествование. И я решил отступить от канонических адресов, найти места, которые давали бы ощущение мира Достоевского. Это мир людей, засунутых жизнью в тараканьи щели пространства: проходных комнат, узких коридоров, подворотен. Мы стали искать, и тут нам помог Бог. Я абсолютно уверен, что без вмешательства высших сил не обошлось, когда в центре Петербурга, на Конюшенной площади, мы случайно набрели на нужную натуру. Это бывшие императорские конюшни, которые потом были гаражом УВД Ленинграда. Уже лет 15 они стояли брошенные, электричества, отопительных батарей.

СОНЕЧКА МАРМЕЛАДОВА: жизнь выбросила её на панель

СОНЕЧКА МАРМЕЛАДОВА: жизнь выбросила её на панель

- Чем думаете заняться после «Преступления и наказания»?
- Я могу назвать с десяток литературных произведений и показать штук пять сценариев, которые лежат у меня в столе. Главное, чтобы хватило сил и здоровья. Меня интересуют тайны человеческой психологии, тайны мироздания или, к примеру, тайна Петербурга. Он ли не загадка, не повод для грандиозного фильма?! Это может быть картина о метафизике города, в котором все закольцовано, по которому до сих пор бродят беспокойные призраки литературных героев.
- Вы - человек верующий?
- Я не считаю себя религиозным, хотя происхожу из семьи священника. Мой дед был архимандритом и настоятелем православного монастыря. Но я верю, что там, наверху, есть некий Режиссер и сценарий, в котором все заранее расписано про каждого из нас. Главное, не делать в жизни резких движений, чтобы не выскакивать за рамки уготованной тебе судьбы.

КСТАТИ
* Чтобы погружение в мир Достоевского прошло успешнее, режиссер посоветовал актерам слушать перед съемками какую-нибудь мрачную музыку. На ура пошла серия «хромающих» вальсов Олега Каравайчука.
* Владимир Кошевой умолял костюмеров оставить Раскольникову хотя бы чистую рубашку. Но ничего не вышло. В тексте автора есть прямое указание на ужасающее материальное положение студента. Пришлось актеру ходить в наряде, в каком, по Достоевскому, «даже и привычный человек посовестился бы днем выходить».
* После съемок убийства старушки Володя Кошевой грохнулся в обморок. Бить человека по голове топором даже «понарошку» оказалось для него непосильным испытанием.
* На съемках сцены избиения Раскольникова, во время одного из дублей, кнут обмотался вокруг шеи актера. Володя едва не задохнулся, а шрам на его шее гримеры замазывали неделю.

Ссылки по теме: