ВКонтакте
Twitter
Facebook
RSS
WAP
iPad
iphone
Реклама в газете
Реклама на сайте

Кино и ТВ

Майя Плисецкая была неразборчива в связях

Опубликовано 15 Июля 2011 г. Номер 29 (858)
Наталья МУРГА, Анастасия КОЗЛОВА

Впервые в России - главы из книги Норберта Кухинке о жизни советской культурной элиты

В статье «Православный «марафон» Норберта КУХИНКЕ» мы рассказали о мужском монастыре в предместье Берлина, который известный немецкий журналист и писатель строит для Русской епархии (подробности здесь). Норберта любят в нашей стране за роль датского профессора Билла в фильме «Осенний марафон». Кухинке отвечает нам столь же пламенными чувствами, изливая их в своих книгах: «Бог в России», «От Чингисхана до Горбачева», «Россия под крестом» и др. Одну из них, самую скандальную, автор посвятил советским деятелям культуры. «Элита в России» вышла тиражом 15 экземпляров для членов Политбюро, которые, прочитав книжку, запретили ее публиковать. В гостях у Норберта мы поинтересовались, что же такое крамольное он написал.

Первое, что бросается в глаза в кабинете Кухинке в берлинской квартире, - старая афиша фильма «Осенний марафон» с изображением чудаковатого профессора Билла Хансена, которого сыграл Норберт. В ту пору он, журналист из ФРГ, работал в СССР корреспондентом журнала «Spiegel», а Данелии его «сосватал» друг - второй режиссер на картине Юрий Кушнеров.

Норберт в фильме «Осенний марафон» с Евгением ЛЕОНОВЫМ и Олегом БАСИЛАШВИЛИ

Норберт в фильме «Осенний марафон» с Евгением ЛЕОНОВЫМ и Олегом БАСИЛАШВИЛИ

- Норберт, чем для вас памятны съемки в «Осеннем марафоне»?
- Выпивкой с мосфильмовцами. Алкоголиками мы не были, но очень уважали горячительные напитки. С Олегом Басилашвили любили после съемок посидеть - я употреблял только водку. А вот Леонов не принимал участия: вопреки слухам, он не пил, а был обжорой и гурманом. У меня с ним сложились особо теплые отношения. Евгений, несмотря на его популярность, был прост и открыт для всех, старался помогать каждому, кто обращался к нему за помощью. А еще после съемок мы собирались у Ильи Глазунова, куда приходили артисты, писатели, священники. Мы травили анекдоты про Брежнева, несли антисоветчину, рассуждали о Боге и гонениях на церковь в СССР.
- Вы актер не профессиональный, в картину попали случайно. Данелия не придирался к вашей игре?
- Наоборот. Ставил в пример Басилашвили: «Посмотри, Норберт берет телефонную трубку как нормальный человек. Ты же все делаешь с жестами». А я просто был самим собою. 
- Вы ощутили популярность после выхода картины?
- Да. Люди на улице приветствовали меня фразами профессора Билла. У меня даже возникла мысль открыть в Москве кафе под названием «Хорошо сидим», но, к моему удивлению, такое заведение уже существовало. А вот Госпремию, как остальным актерам фильма, мне не дали: иностранцу не положено. 
- Норберт, у вас с женой Катариной есть общий сын Кристоф. А еще вы удочерили дочь русского художника Леонида Пурыгина Дуню...
- С Леонидом мы дружили. Он умер от алкоголя, а жена попала в аварию. Ее искали несколько дней, потом обнаружили в одном из моргов. Моя Катя - крестная Дуни, поэтому мы и забрали девочку к себе. Сегодня ей 26 лет, она живет в Берлине, работает визажистом.

Правдивая книга

- Почему вашу книгу «Элита в России» в СССР запретили выпускать?
- В Союзе такие вещи не публиковали. Я описал, как в действительности жили советские деятели искусства. А кому нужна правда, если в той системе формально все были равны? В книге я передал чисто бытовые подробности жизни звезд, их зарплаты, рассказал о буднях советского человека. К примеру, обычный гражданин не мог просто так приобрести машину и ждал лет десять, пока подойдет его очередь на автомобиль. А вот представителям элиты машины выделяли сразу. Я показал систему, но ничего не осуждал. Героями книги стали люди, считавшиеся национальным достоянием: Сергей Бондарчук, Никита Михалков, Майя Плисецкая. О великой балерине я еще снял фильм «Неумирающий лебедь». Премьера состоялась в Штутгарте, я прислал Майе приглашение, но ее не выпустили из страны.

Жену Катарину писатель называет по-русски - Катей

Жену Катарину писатель называет по-русски - Катей

- А как только выпустили, Майя Михайловна эмигрировала в Германию...
- Знаете, живи она с молодости на Западе, сейчас была бы миллионершей. Плисецкая в то время не высказывалась публично по поводу советской системы, но она ее не принимала. Кстати, в своей книге я написал далеко не все. Туда, к примеру, не вошло, что Майя была сексуально ориентированной женщиной. Об этом знали, но не говорили. У Плисецкой было много романов - от водителей до кинорежиссеров. Родион Щедрин закрывал на все глаза, лишь бы жена оставалась довольна. У Бондарчука тоже были романы, он был хорошим человеком, демократичным.
Супруги живутв этом доме в двухэтажной 6-комнатной квартире

Супруги живутв этом доме в двухэтажной 6-комнатной квартире

«ЭЛИТА В РОССИИ»

Плисецкая

- У Асафа Мессерера, племянника Плисецкой и педагога Большого театра, я решил узнать, в чем заключается феномен Майи. Он ответил: «Она талантлива, дисциплинированна, но прежде всего большая индивидуалистка. В лучшие времена могла очень высоко и далеко прыгать. У нее хорошие физические данные: пропорциональное телосложение, длинная шея, прямые ноги». Позже я спросил у Майи: «Что важнее для балерины: голова или шея?» Та ответила: «К сожалению, в балете шея важнее головы».

ПЛИСЕЦКАЯ...

ПЛИСЕЦКАЯ...

Майя могла уйти на пенсию 20 лет назад и получать ежемесячно 200 рублей. Но даже не думала оставлять подмостки.
- Если я скажу, что деньги меня не интересуют, то солгу, - говорила она. - Но театр дает мне намного больше, чем просто заработок или «Волгу» с водителем, на которой меня возят. Особняки, машины, яхты есть у многих, а вот танцевать в Большом могут единицы.
Для Плисецкой балет - не только аплодисменты и достаток, но и изнурительная физическая нагрузка. И отказ от тихой семейной жизни, от детей. Майя мне призналась: «Я могла стать либо матерью, либо хорошей балериной. Сочетание исключено».
Ей с мужем принадлежали две квартиры на улице Горького общей площадью 100 кв. м, купленные в кооперативе Большого театра. В месяц по коммунальным платежам обе обходились в 30 рублей. Хозяйством заправляла домработница Екатерина: варила, убирала, вела книгу расходов. Как-то Щедрин мне сказал: «Посмотри, Норберт, Майя сегодня впервые мясо пожарила. Мы оба разочарованы. Готовить она не любит и, кроме чая, ничего не может сделать. Сама ест как птичка: при росте 165 см уже 20 лет весит 51 кг».
В доме Плисецкой - Щедрина было не принято устраивать праздники. Они жили сдержанно и аскетично. Хотя супруги одно время курили, гостям этого не разрешали. «Даже Богу я не позволила бы курить в квартире», - заявляла Майя. В доме, кроме цветов, которые балерина обожает, висели работы Марка Шагала. «Мы дружим. Каждый раз, когда я приезжаю к Шагалу во Францию, он дарит мне картину», - объясняла Майя.
Ежемесячно Плисецкая получала 550 рублей. Средняя ставка простого советского гражданина была 120 «целковых». Рядовым солистам театра платили 220 - 350 руб. При этом на сцену они выходили чаще, чем примы. Балеруны с окладом 140 р. выступали 18 раз в месяц. 200-рублевые имели по 10 выходов. Примадонны, как Плисецкая и Максимова, являлись публике от трех до шести раз.
...беседовала с КУХИНКЕ по душам

...беседовала с КУХИНКЕ по душам

Бондарчук

- У Сергея Бондарчука было особое отношение к могилам. Приезжая в незнакомый город, он первым делом искал известное кладбище. Особенно выделял Ленинградское, где похоронена мать Ленина. Там обрели последнее пристанище многие друзья режиссера. Правда, Бондарчук бросил пить, хотя в былые времена за ужином мог употребить три бутылки водки. Завязал в тот момент, когда ему стало казаться, что он пьет «высокопроцентную» воду. «С этого времени я больше не пью, даже на кладбище не делаю исключения. Да простят они меня», - признавался он. По словам режиссера, тот, кто не почитает умерших, не способен уважать живых.
Бондарчук, воспитанный в советских традициях, не верил в Бога и в жизнь после смерти, но признавал существование «высшего начала». Он говорил: «Нельзя игнорировать то, что существовало веками. Тот, кто ни разу не держал в руках Библию, дикарь и необразованный человек. Никто не вправе лишать человека надежды, даже если это связано с верой и в обществе это принято считать сказкой».
Получив главную роль в фильме «Судьба человека», Сергей пришел к автору рассказа Михаилу Шолохову. «Читал ему отрывки из его произведений, - вспоминал Бондарчук. - Он взял мои руки и сказал: «У Соколова они совсем другие. Когда медсестра брала у него анализы, она не могла сделать укол: такой огрубевшей была кожа».

Сергей БОНДАРЧУК с женой Ириной СКОБЦЕВОЙ

Сергей БОНДАРЧУК с женой Ириной СКОБЦЕВОЙ

В разгар «холодной войны» ему разрешили выехать за границу на съемки фильма итальянского режиссера Роберто Росселини «В Риме была ночь». Сергей играл русского солдата. От сценического костюма он отказался. Снимался в той самой форме шолоховского Андрея Соколова. За фильм Бондарчуку заплатили четыре миллиона лир. «Такой суммы никогда в руках не держал. Мы с женой часами пересчитывали деньги», - вспоминал режиссер. Валюту он должен быть сдать в Москве. Сергей переживал за сохранность наличности и носил сверток с деньгами с собой. Однажды зашел с женой в магазин и забыл пакет на столике. Позже в кафе с ужасом осознал потерю, бросился назад: все было на месте.
На мой вопрос о зарплате Бондарчук ответил, что делами заправляет жена Ирина, а сам он не знает, сколько ему причитается. Выяснилось, что как режиссер он ежемесячно получал 500 рублей. Его ставка профессора академии кино составляла дополнительные 500 рублей. Но в СССР на второй работе не платили полный оклад, так что ему начисляли 50 процентов. Выгоднее всего Сергею было сниматься: как актер за каждый съемочный день он получал 112 руб. и 50 в качестве репетиционных. Кроме того, режиссеру давали Госпремии за картины. За «Тараса Шевченко» присудили Сталинскую в размере 100 тысяч руб. Столько же дала ему «Судьба человека», награжденная Ленинской премией. Бондарчук мог позволить себе все: одним из первых в стране купил «мерседес», отказавшись от служебной «Волги» с водителем.
С именными часами, которые для Норберта сделали в СССР в единственном экземпляре, он никогда не расстаётся

С именными часами, которые для Норберта сделали в СССР в единственном экземпляре, он никогда не расстаётся

Михалковы

- Я не очень любил старшего Михалкова. По словам его сына Никиты, их род уходит корнями к дому Романовых. При таком раскладе непонятно, как Сергей Владимирович мог стать такой активной частью коммунистической системы. Лишь однажды я сделал с ним интервью для журнала «Spiegel»: большую часть материала составили его нападки на Солженицына.
Я приезжал на дачу Михалковых, играл с Никитой в большой теннис. Еще была жива его мать, первая супруга Сергея Владимировича - Наталья Кончаловская. Образованнейшая женщина. Все члены семьи не таясь носили на шее крест. «Я русская и верующая христианка, - говорила мне Наташа. - Мы в Советском Союзе намного плюралистичней, чем думают на Западе. Муж состоит в партии, но никто из детей в нее не вступил, что не помешало им найти свое место в обществе».
Кстати, думаю, что в Бога - этого старого человека с бородой, Никита не верит. Время от времени он ходит в церковь по тому или иному поводу, потому как каждый человек немного боится вечности, и сегодня больше, чем когда-либо. Его интересуют в первую очередь эстетика, искусство и история церкви.
Как режиссер «Мосфильма» ежемесячно Никита получал 300 руб. Как актер - за каждый день еще 112 руб. Сколько его знаю, он всегда бегает по утрам, увлекается теннисом и футболом. Настоящая страсть для него охота. «Кто ест мясо, должен обладать мужеством добыть его», - поучал меня Михалков.


Фото Анастасии КОЗЛОВОЙ
Нравится
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите "Ctrl+Enter"!
Loading...


Последние комментарии

елена 21.11.2013 11:49

Плисецкая- талант , индивидуальность, ум.А статья про дачи и зарплату?

Рейтинг: 0  
Вадим 04.04.2013 01:10

Всё, что написано, - ЛИТЕРАТУРА!!!! а не подлинная жизнь.
Могут быть самые разные версии и взгляды

Рейтинг: +3  
Прохожий 20.11.2011 10:09

Она талант. С очень сильным характером. Потрясающая женщина и великая балерина. Что касается личной жизни - на то она на то и личная. Никто никогда не узнает какая Майя Плисецкая на самом деле, кроме близкого окружения, и в принципе, это не нужно. Есть ее творчество, завораживающее, восхищающее а остальное не имеет значения. Некоторым людям свойственны честь и достоинство и они не становяться "популярными" за счет слухов, сплетен, и голых задниц. Личная жизнь остается за семью печатями, и это черта присуща умным людям, интелегентным, воспитанным (как бы пошло эти слова ни звучали) вне зависимости от их отдельных черт характера. Остальное это однодневки, всеми возможными способами пытающиеся обратить на себя внимание, с непомерными амбициями не подкрепленные ничем ни талантом, ни умом. Хотя, быть содержанкой тоже нужно уметь, но это уже совсем другая история.

Рейтинг: +8  
кобзев 13.08.2011 12:29

Почитайте биографию Майи Михайловны и удивитесь,как ,из обиженного на весь мир ребенка репрессированных родителей,могло собственным трудом образоваться несравненное создание.

Рейтинг: +7  
Катюшка 05.08.2011 02:19

Плисецкая - это Плисецкая. И что бы про нее не говорили и не писали она всегда будет сначала балериной, а уже потом женщиной. Почитайте о Матильде Ксешинской - она была талантивейшей балериной, но ее моральный облик был далек от идеала. Интересно, что бы этот господин сказал о Настеньке Волочковой с ее дружеским сексом и голым торсом

Рейтинг: +14  
скептик 22.07.2011 07:17

Вами что нужно от людей искусства?Само искусство или их прблемы?Есть на эту тему:"По обе стороны морали добва и зла жрецы и жрицы..."

Рейтинг: +3  
Иллария 22.07.2011 04:18

Ответ "Шурочке" и иже с ней...Не допустила до сцены Майя Михайловна таких как Вы - и слава Богу! НЕ было в советское время поющих и танцующих трусов на сцене благодаря таким как она. А сейчас повылезали из всех щелей бездари и шалашовки всех мастей и пола. Нет таких как Плисецкая - не на кого больше смотреть. Смотрите и радуйтесмь, глядя на своих бездарных и дешёвых сподвижников!

Рейтинг: +15  
шенген 21.07.2011 02:10

Кто бы знал об этом "писаке" , если бы Данелия не снял его в "Осеннем марафоне" ? Во времена застоя работал корреспондентом западногерманской газеты в Москве, крутился вокруг советской богемы, рассказывал про их гонорары, копался в их грязном белье...Кто - он и
кто - Плисецкая ? Он-шакал , роющийся в отбросах в поисках лакомого кусочка, а она - великая балерина !

Рейтинг: +17  
1
Смотреть все ответы
Мадам _та самая_ 20.07.2011 01:22

Майя Михайловна танцевала совершенно потрясающе,выглядит замечательно и сейчас. Меня она всегда вдохновляла и продолжает это делать до сих пор.Дай бог ей здоровья,а остальное уже всё есть.

Рейтинг: +51  
шурочка 20.07.2011 12:12

Видела интервью с Плисецкой и поразилось насколько она злобна и агрессивна.Ну да, танцевала, да талантлива.
А скольких балерин она своим авторитетом не допустила до известности?
нечего было страдать,могла в любой момент остаться за границей. Тогда у нас такая была Родина, мы жили и думали что так надо. Сколько доярок, свинарок, рабочих и т.далее (народ) жили в ужасных условиях-это не высказать И все они живут сейчас на жалкие гроши А кто нибудь из них так злобствует? Мы сейчас говорим не про талант, а про моральнй блик Великой балериныА это не одно и тоже,потому имеем право Кстати, сколько и как у ней было мужчин-ее личное дело

Рейтинг: +20  
6
Смотреть все ответы


Загружается, подождите...












    
!--BEGIN Videoclick eg.ru (VideoClick)-->
Loading...