Беспилотные автомобили: ожидания и реальность

Почему автомобили с автопилотом совсем не такие, какими мы их себе представляем

DRIVE
Беспилотные автомобили: ожидания и реальность Фото: компания Tesla

С легкой руки основателя компании Tesla Илона Маска идея полностью автономного автомобиля за пару лет захватила весь мир. Практически все ведущие мировые автопроизводители занялись созданием беспилотных прототипов, и обещают наладить их производство в течение 3-5 лет. К созданию собственных автомобилей с автопилотом подключились IT-гиганты, такие как Google, а на днях стало известно, что и крупнейшая российская IT-компания «Яндекс» ищет разработчиков, разбирающихся в беспилотных технологиях. 

Однако представления людей о возможностях искусственного интеллекта чаще всего весьма туманны. Красочные картины, создаваемые в воображении людей маркетологами, имеют мало общего с реальностью. В связи с этим развеиваем главные заблуждения, связанные с беспилотными автомобилями.

 

Заблуждение №1

Беспилотный автомобиль не требует участия человека

Рекламные ролики и постеры беспилотных автомобилей от компаний Tesla и Mercedes, пионеров в этой области, не совсем честны с клиентами. На этот факт обратила внимание Федерация потребителей Америки. Из этих рекламных материалов складывается впечатление, что автомобили, называемые беспилотными, полностью автономны. Впечатление, что, находясь за рулем, владелец может спокойно заниматься своими, не глядя на происходящее на дороге. Впечатление, что находиться за рулем такого автомобиля может даже человек без водительских прав и навыков вождения, поскольку компьютер делает все сам.

На самом деле технология автопилота требует постоянного контроля со стороны водителя — это указано в любой рекламе, но только в самом низу и очень мелким шрифтом, поэтому никто не замечает эту запись или же не обращает на нее внимания. Полностью автономного автомобиля же пока не создал никто и даже близко к воплощению такой технологии в реальность не подобрался.

— Если компания говорит: «Мы можем обеспечить полную автономию в рамках размеченной области», то это еще не высший пятый уровень автономии. Это только четвертый уровень, - рассказывает в интервью изданию IEEE Spectrum гендиректор Toyota Research Institute Гилл Прат. - А если не останавливаться на этом и спросить: «Действует ли это для любого времени суток, любой погоды и уровня загруженности дорог?», то скорее всего там будет куча уточнений.

Все существующие на данный момент автопилоты работают только в светлое время суток, при отсутствии осадков и только на свободных дорогах, что в условиях Москвы и большинства современных мегаполисов значит — никогда. Во всяком случае большую часть времени водителю придется самому управлять автомобилем. И даже если условия благоприятны для автопилота, то при возникновении любой внештатной ситуации, для которой компьютер не знает верного решения, он будет уводить автомобиль к краю проезжей части и останавливаться, требуя, чтобы вы приняли решение за него.

Беспилотный Mercedes-Benz. Фото: производитель
Беспилотный Mercedes-Benz. Фото: производитель

 

Заблуждение №2

Автопилот всегда принимает правильное решение

Все автопроизводители обещают выкатить свои первые беспилотные автомобили в течение ближайших трех-пяти лет, но прежде чем машины без водителей заполонят дороги, инженерам предстоит решить еще несколько важных проблем.

Больше всего вопросов у общественности вызывает так называемая этическая дилемма, впервые поднятая учеными Массачусетского технологического института в журнале Science. Представьте себе, что на дорогу перед беспилотным автомобилем внезапно выскакивают маленькие дети. На торможение времени уже нет, и компьютеру надо делать выбор — либо сворачивать в сторону, подвергая смертельной опасности пассажиров авто, либо сбить детей.

Разработчики Mercedes-Benz сделали свой выбор, запрограммировав автопилот на спасение пассажиров. Таким образом автопроизводитель защищает своих клиентов, и это вроде бы логично, но представители различных общественных организаций тут же набросились на  Mercedes с критикой и обвинениями в аморальности.

Есть и другие ситуации, в которых инженеры не могут прийти к консенсусу. Например, разрешенная скорость движения по дороге составляет 60 км/ч, но поток едет со скоростью 80-90 км/ч. По закону разработчики не могут запрограммировать компьютер на нарушение правил дорожного движения, но если автомобиль будет ехать заметно медленнее потока, это может спровоцировать аварийную ситуацию. Вопрос о том, как программировать автопилот на случай таких ситуаций, должен решаться на высшем уровне, пока однозначного ответа на эти вопросы нет ни у кого.

Waymo - беспилотный автомобиль компании Google. Фото: производитель
Waymo - беспилотный автомобиль компании Google. Фото: производитель

 

Заблуждение №3

Автопилот водит лучше, чем человек

Казалось бы, компьютер работает точнее и быстрее, чем человеческий мозг, поэтому должен меньше попадать в аварии. Однако в аварии беспилотные автомобили попадают и довольно часто. Так, исследование ученых из Мичиганского университета США, опубликованное в 2015 году, показало, что на миллион миль пробега «беспилотников» приходится около 9 аварий. В то же время среди обычных автомобилей аварийность составляет около двух ДТП в расчете на миллион миль.

Как же это объяснить? Да, компьютер лучше человека справляется с рутинными ситуациями, но в случае экстренной ситуации человек чисто интуитивно принимает более верное решение. 

— Без сомнения беспилотные автомобили будут попадать в аварии, но при этом все обстоятельства аварии будут записаны. Благодаря этому в следующем обновлении автопилота автопроизводитель учтет ошибки и исключит возможность повторения подобной аварии, - говорит Гилл Прат.

Конечно, благодаря постоянному улучшению алгоритмов аварий по вине автопилотов будет происходить все меньше и меньше, но должны пройти годы, чтобы искусственный интеллект смог хотя бы близко подойти к человеку в плане водительских навыков.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите "Ctrl+Enter"!