-непознанное
Михаил ВАСИЛЬЕВ
14 Марта 2016 23:50
К номеру: 11 (1099)

«Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера»

«Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера»

В чеченских войнах такие составы сыграли очень важную роль. Фото с сайта bodyguards.com.ua

* Поезд-крепость Троцкого имел электростанцию, баню и гараж
* Шойгу отменил приказ Сердюкова о списании бронепоездов из армии России

Идею «вооруженного до зубов» поезда разработали французские инженеры 190 лет назад. Воплотили ее австрийцы при осаде венграми Вены в 1848 году. 13 лет спустя во время войны Севера и Юга в США командир 19-го Иллинойского волонтерского полка Иван ТУРЧАНИНОВ, он же полковник Джон Бэзил ТУРЧИН, поставил пушки на платформы и покрошил растерявшихся южан в капусту. В англо-бурской войне на рубеже XX века британцы додумались защищать военные составы от «забуревших» партизан стальными канатами. Не спешат отказываться от бронепоездов и в наше время.

Они встретились в 1944 году под Ковелем. Один из лучших бронепоездов нацистской Германии «Адольф Гитлер» (абы что именем фюрера не назовут!) и наш богатырь на колесах «Илья Муромец».
Немец к рандеву не стремился - гадил исподтишка. Каждый день в течение двух-трех минут совершал обстрелы наших позиций и тут же исчезал. Разведка искала артиллерийскую батарею, но ничего не нашла - так вычислили, что это был именно бронепоезд. Супостату устроили засаду - его подвела немецкая педантичность: обстрелы проходили строго в определенное время. Сначала артиллерия отрезала противнику путь к отступлению, а затем началась дуэль. Это было единственное «лобовое» боестолкновение бронепоездов в Великой Отечественной. С первого выстрела пустить «Адольфа» под откос не удалось. Он успел огрызнуться всей своей мощью, но снаряды легли мимо цели. А затем «Муромец» пустил в ход реактивные снаряды с установленных на платформах «катюш», и все было кончено.

Легендарный «Илья Муромец». Фото с сайта pronews.gr
Легендарный «Илья Муромец». Фото с сайта pronews.gr

«Илья Муромец» - настоящая легенда. Был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. До Берлина не дотянул каких-то 50 км, да и то лишь потому, что мост через Одер был разрушен. За время войны уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 пулеметных гнезд, 875 солдат и офицеров противника.
Всего во время войны с фашистами сражалось около 200 бронепоездов. Типичный состоял из одетого в сталь до самых колес локомотива и нескольких закрытых бронеплощадок грузоподъемностью 60 тонн. Врагу угрожали башни от танка Т-34, которые могли вести круговой обстрел, другие орудия, пулеметы, в том числе зенитные, иногда «катюши». На отдельных платформах устанавливали дополнительные зенитные пулеметы. С собой чудо техники возило также запас необходимых для ремонта путей материалов и оборудования.
Все героические экипажи и не перечислишь. Среди них - бойцы поезда «Желязняков» из Севастополя, прозванного врагом «Зеленым призраком», «Козьмы Минина», построенного рабочими вагонного и паровозного депо станции Горький-Пассажирская на собственные средства в свободное время, а также «Литера А», который только под Киевом уничтожил 17 самолетов врага.

Британцы с помощью бронепоездов давили сопротивление свободолюбивых буров
Британцы с помощью бронепоездов давили сопротивление свободолюбивых буров

«Единую Россию» столкнули с «Георгием Победоносцем»

И все же звездный час для этого вида вооружений пробил раньше - во время Гражданской войны. Линии фронта подчас вообще не было. Белые, красные, батька Махно, атаман Шкуро - все перемешано, как в винегрете. При таких условиях быстро перемещать живую силу и технику было жизненно важно. Орудия бронепоездов уже тогда били на 16 км, поезда развивали скорость 45 - 50 км/ч и могли пройти за сутки до 500 верст.
Но существовали еще и персональные «бронники», как у создателя Красной Армии Льва Троцкого. Много писали, что нарком обороны разъезжал в царском поезде, но это не так. Состав, защищенный металлом, был собран в Британии, его называли летучей машиной управления. В нем имелись электростанция, баня, типография, ресторан, салон-вагон, гараж с несколькими автомобилями и запас горючего к ним. Кроме брони, от нападения защищали пулеметы. «Поезд был так тяжел, - писал о нем Троцкий, - что шел с двумя паровозами. Потом пришлось разбить его на два поезда». Имелся в караване наркома, естественно, и телеграф, с помощью которого он общался даже с агентами в США, которые ему «сливали» информацию о настроениях среди эмигрантов.
Белая армия тоже использовала крепости на колесах. Во многом благодаря им Врангелю удалось продержаться в Крыму до 1920 года. Когда разгром стал очевиден, два последних тяжелых бронесостава - «Георгий Победоносец» и «Единая Россия» - были пущены белогвардейцами навстречу друг другу, чтобы не достались пролетариям-победителям.

Гравюра из американской газеты времен гражданской войны Севера и Юга с изображением первого «Рельсового монитора» - защищенного металлом вагона с оружием
Гравюра из американской газеты времен гражданской войны Севера и Юга с изображением первого «Рельсового монитора» - защищенного металлом вагона с оружием

Ветер, сдувающий города

В наше время, казалось бы, бронепоезд - анахронизм. Так думал и экс-министр обороны Анатолий Сердюков, распорядившийся «разоружить» их и законсервировать. Но его преемник Сергей Шойгу приказ отменил. В отличие от Сердюкова он был в Чечне во время военных действий в качестве министра МЧС. И видел, насколько они могут быть полезны. После того как 19 августа 2002 года боевики в районе аэропорта Ханкалы сбили вертолет МИ-26, в результате чего погибли 127 военнослужащих, был отдан приказ о перемещении живой силы только по земле. И вот здесь бронепоезда стали незаменимы. Они прикрывали мотострелков, десантников, саперов, сопровождали грузы. Сейчас в составе Железнодорожных войск числятся четыре современных спецпоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон».

Личный состав БП № 12 Красной Армии, 20-е годы
Личный состав БП № 12 Красной Армии, 20-е годы

Но есть у России оружие на колесах и другого класса. Идея - чисто русская: супербронепоезд, вооруженный баллистическими ракетами. Подобные боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) были приняты на вооружение в конце 80-х. И до полусмерти перепугали американцев. Ведь такой состав постоянно меняет дислокацию, проходя по «железке» до тысячи километров в день. БЖРК выглядит как обычный поезд из рефрижераторных и пассажирских вагонов, только в его голове стоит не один, а три локомотива. Три из этих «рефрижераторов» имеют по восемь колесных пар. Именно там находятся термоядерные ракеты. В остальных вагонах размещаются командный пункт, системы техобеспечения, персонал.
По договору СНВ-2 этот вид вооружения был практически уничтожен. Но теперь активно возрождается. Вскоре на боевое дежурство заступит подвижной комплекс «Баргузин» (название ветра на озере Байкал) с межконтинентальными баллистическими ракетами «Ярс» или «Ярс-М». Информация о нем строго засекречена. Но ясно, что лишь один пуск способен уничтожить как минимум город. Наш бронепоезд XXI века уже не «стоит на запасном пути», как поется в знаменитой песне. Теперь он все время будет в движении. 

Бронедрезина «Красная Звезда» обходилась без паровоза. Фото с сайта elgrancapitan.org
Бронедрезина «Красная Звезда» обходилась без паровоза. Фото с сайта elgrancapitan.org

МАРШАЛ НЕПОБЕДЫ
САМЫЙ несчастливый бронепоезд был собран на Сормовском заводе в начале революции. Не успел он получить название, как его в 1920 году захватили поляки, которые назвали трофей «Первый маршал». В 1939-м его вернули обратно: состав №77 передали полку НКВД. Но ненадолго - его пленили немцы, дав название «Panzer Zug №10». В 1943 году горемыка подорвался на мине, после чего был разделен надвое. Обе части были уничтожены в 1945 году советскими штурмовиками на территории Польши.

МАЛЕНЬКИЙ, ДА УДАЛЕНЬКИЙ
САМЫЙ миниатюрный бронепоезд был создан в британском графстве Кент, он ездил по колее в 15 дюймов (37,5 см). Сейчас в мини-вагонах по этой дороге катаются дети.

Фото с сайта smolbattle.ru
Фото с сайта smolbattle.ru

СИГНАЛ К ВОЙНЕ
ПЕРВЫЙ выстрел Второй мировой войны был сделан артиллеристами фашистского бронепоезда «Panzer Zug № 3», атаковавшего в ночь на 1 сентября 1939 года приграничную польскую железнодорожную станцию Хойнице.

Фото с сайта smolbattle.ru
Фото с сайта smolbattle.ru
Фото с сайта smolbattle.ru
Фото с сайта smolbattle.ru
Фото с сайта smolbattle.ru
Фото с сайта smolbattle.ru
Лев ТРОЦКИЙ толкает речь с крыши своего бронепоезда. Фото с сайта cyclowiki.org
Лев ТРОЦКИЙ толкает речь с крыши своего бронепоезда. Фото с сайта cyclowiki.org
В фильмах о «крепостях на колёсах» снимались самые популярные актёры
В фильмах о «крепостях на колёсах» снимались самые популярные актёры
 
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите "Ctrl+Enter"!
Вернуться на главную Вернуться в раздел Версия для печати




Загрузка...

Еще в этом разделе

ЦРУ рассекретило сведения о пирамидах пришельцев на Марсе

Уфологи поделились уникальной информацией из рассекреченного архива американской разведки
Трагедия на перевале Дятлова до сих пор остается засекреченной
Экс-губернатор Свердловской области объяснил, почему ученых не допускают к архивам
Ванга предрекла, что Америка признает силу России
Близкие знаменитой ясновидящей озвучили ее неизвестные пророчества, о которых они молчали больше 20 лет
Животные

«Волосатое чудище» перепугало филиппинцев

На местный пляж вынесло неизвестного «монстра»
Животные

Толстые тигры напали на шпионивший за ними квадрокоптер

Животные удачно поохотились за дроном
Вокруг света

В США сняли с рейса пассажиров за вопрос о бомбе в ручной клади

Представители авиакомпании заявили, что те заставили других пассажиров чувствовать себя не в безопасности
Животные

Собака президента Финляндии стала популярнее его самого

Бостон-терьер Ленну оказался звездой соцсетей
Животные

Погладивший крокодила мужчина остался без ноги

Несчастный случай произошел на крокодиловой ферме в Малайзии
Животные

Подмосковных животных свезут в Подольск

Новый центр содержания и реабилитации попытается улучшить репутацию официальных зоологических служб
Редакция: ООО «Экспресс газета» ©
127287, г. Москва, Петровско-Разумовский Старый проезд, д. 1/23, стр.1
Зарегистрировано Роскомнадзором 15.06.2012, свидетельство Эл № ФС77-50167
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 18+
   
Размещенные в сетевом издании «Экспресс газета Online» www.eg.ru материалы не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя ООО «Экспресс газета» ©.