«Фокусы» с цифрами в магазинных чеках

Наше желание тратить деньги обычно совпадает с периодом пиковых цен. (ФОТО: Pixabay.com.)
Специалисты исследовательского холдинга РОМИР выяснили, как изменялся средний размер чека россиян за один поход в продуктовый магазин

Оказалось, что сумма "среднего чека" в российских супермаркетах  неуклонно сокращается с декабря 2016-го. Тогда мы платили по 591 рублю за раз. А уже в январе- по 533 руб. А потом 531, 528, 524...  К минувшему маю средняя стоимость единоразовой покупки продовольственных товаров упала до 512 рублей.

Стоит ли этому радоваться и как создается иллюзия ценового благополучия, разобрался обозреватель EG.RU.


КСТАТИ: Несмотря на падение к прошлому декабрю, в годовом исчислении сумма среднего чека в России выросла: в мае 2016-го она была на 15 руб. меньше, чем зафиксированная в тот же период 2017-го.


Такие дорогие декабри

Давайте разберемся, что происходит.

Начнем с того, что нормальный годичный экономический цикл всегда подразумевает наиболее высокие  цены в январе-мае. Затем происходит постепенное снижение цен с июня по август, а нижняя точка достигается в сентябре-октябре. Под конец года начинается новый рост. (Это связано с природной цикличностью сельского хозяйства в холодной стране, где по два урожая за год собирать не привыкли.)

Рекордные же показатели по ценам традиционно достигаются именно в декабре, причем  высокие цены всегда сочетаются с готовностью населения тратить деньги. По крайней мере,  в обществах с христианской культурой пик покупательской активности неизменно приходится на Рождество и Новый год.


ДЛЯ СПРАВКИ: Абсолютный рекорд по размеру чека был поставлен в декабре 2014 года – 670 рублей. Это было спровоцировано действиями Центрального банка России, в одночасье взвинтившего ключевую ставку рефинансирования до 17%, что поставило весь бизнес страны на грань краха и привело к дикому росту цен. Второе место – 643 руб. в декабре 2015-го; третье – 605 руб. в декабре 2013-го; четвертое – 591 руб. в декабре 2016-го.


Наконец, в холодное время года  человек по чисто биологическим причинам больше ест и покупает больше одежды. Соответственно, размер его трат растет.

Чек – это мы

Чтобы понять, какими причинами вызвано данное снижение, обратимся к данным Росстата об уровне доходов населения по итогам апреля 2017 (данные за май еще не опубликованы).

Если с дефолта 1998 года средние доходы работающих россиян  росли стабильно и, главное, быстрее инфляции (исключением стал лишь 2009-й), то начиная с 2013 года  наблюдалась обратная динамика. В итоге за восемь последних лет наши доходы в целом увеличились на столько же, насколько подросли цены в магазинах. А самое худшее – признаков перелома этой тенденции не видно.

Наряду с падением реальных доходов данные Росстата показывают стабильное подорожание фиксированного набора потребительских товаров и услуг: в 2016 году не было никакого летнего снижения, от месяца к месяцу корзина подешевела лишь однажды, в августе, и то всего на 28 рублей. Лишь дважды за эти полтора года подешевел и продовольственный список: в августе и сентябре.

В то же время галопирующего роста цен сейчас нет, а изменение среднего чека почти никак не зависит от этого показателя (скажем, в январе всегда сильно дорожают обе «корзины», но при этом снижается размер чека).

Сам себе инфляция

Иными словами, разгадка ситуации с чеком кроется в нашем поведении.

Мы просто-напросто стали чаще ходить в магазины. При этом один средний чек в огромных магазинах стал поменьше, а в небольших – побольше, потому что люди более сдержанно ведут себя в гипермаркетах, не хватают с полок все подряд, а вместо этого ходят по разным торговым точкам в поисках актуальных скидок.

За год средний чек в  гипермаркетах (вроде «Ашана») вырос всего на 3,7%, а вот в небольших дискаунтерах («Дикси» и проч.) – на 7,2%. То есть агрессивная ценовая политика сетевых магазинов у дома позволяет им увеличивать продажи, отбирая объемы покупок у конкурентов.

* * *

Сделаем вывод. Россияне не просто стали объективно беднее – они гораздо чаще стали чувствовать себя стесненными в средствах, научились считать деньги там, где раньше этого не делали. На скидки и акции обращают внимание уже не только пенсионеры и бедняки, но и наш «полусредний» класс – тот самый, для которого еще недавно «понты» были существенно дороже денег.