Что произойдет с нашими пенсиями и налогами

Дом правительства России
Дом правительства России хранит тяжелую память о тех днях, когда здесь заседал парламент, разогнанный в 1993 году. Фото: Wikimedia.org / Источник: Дом правительства России
Известный предприниматель Дмитрий Потапенко начинает публиковать на EG.RU еженедельные колонки о реальном состоянии российской экономики.

Сейчас многие друг у друга спрашивают про новое правительство. Ну начнем с главного: у нас старое новое правительство, вернее даже старое старое правительство. Назначения министров – это, по-моему, превосходит даже КВН с его шутками-прибаутками. Смеялись все, до нервных коликов.

Что изменится в правительстве

Эта перестановка чиновников показывает, что никакой задачи изменить что-то перед правительством не стоит. Дело в том, что наши властители – очень разумные люди. Они понимают, что впереди достаточно серьезная турбулентность в экономике, где у нас очень слабые позиции в международных отношениях. И президент ставит не тех людей, кто может что-то сделать, нет – он ставит людей, про которых точно знает, как они поведут себя в ситуации, если экономика затрещит по швам. Случится это примерно в 2021 году. Эти люди назначены удерживать ситуацию, удерживать власть, и никакой другой задачи перед ними не стоит. И мечтать о каких-то прорывах бессмысленно.

Войти в пятерку крупнейших экономик мира мы пытаемся уже в который раз. Это было в 2007 году, в 2011-м, 2015-м… Я еще в 1980 году должен был жить при коммунизме, и все эти обещания воспринимаю, как говорили тогда, с чувством глубокого удовлетворения. Для меня принципиально ничего не поменялось – с 1980 года я должен был жить при коммунизме, потому что вождь обещал, а с 2007-го – в пятой экономике мира.

Сколько жителей в России?

Конечно, совсем ничего не делать эти люди не смогут. Говорят, что сейчас будут непопулярные меры – увеличение пенсионного возраста и рост налоговой нагрузки. Это неизбежные вещи, потому что у нас установилась такая картина мира в стиле «мы и они», что в ней население – издержка. А издержки нужно сокращать. Можно, например, сэкономить на пенсионном попечении. В любой стране мира пенсию формирует гражданин, но у нас это не совсем так: налогоплательщиками являемся только мы, предприниматели, платим за граждан налоги. А все остальные по сути дела являются такими налоговыми иждивенцами. И власть хочет на этих иждивенцах сэкономить: повысить пенсионный возраст, уменьшить расходы на пенсионное содержание.

Правительство действует очень прагматично. Вот ООН спрогнозировала, что к 2050 году у нас в России останется 132 миллиона жителей. А у нас сейчас, даже с присоединением территорий и с иммиграцией, сохраняется 146 миллионов, фактически это убыль. Еще один подсчет: к 2025 году, как раз когда мы в очередной раз переизберем нашего президента, мы потеряем 14,7% работоспособного населения по сравнению с сегодняшним днем. Есть указы о необходимости увеличить за это время продолжительность жизни за шесть лет, но демографию, простите, никаким указом вывести невозможно. Люди не могут перестать умирать вдруг ни с того ни с сего. Все, что можно сделать – это переписать цифры. Мы много раз это делали, перепишем еще раз.

Как изменится налоговая система

Вообще, на неисполнение каждой стратегии мы реагируем тем, что пишем новую стратегию. Мы не анализируем ошибки, не пытаемся понять, почему что-то не получилось. У нас была когда-то программа «500 дней», были Стратегия–2010, Стратегия-2020, и эти документы все время меняются, а жизнь не меняется. С точки зрения механики управления власть все делает верно, но гражданину, который воспринимается как издержка, от этого не легче.

У руководителей страны очень непростые задачи. Они живут, повторюсь, в турбулентной среде – не то чтобы мы на них влияли, но там и своих крокодилов хватает. Нет никакого монолита власти, есть множество крокодилов. И задача удержаться во главе стаи непроста. Вот сказал премьер-министр про мораторий на рост налогов – крокодилы взяли под козырек и исполнили. А вместо налогов стали вводить сборы: система «Платон», система «Меркурий», электронные кассы и многое другое, порядка 70 новых сборов. Шутка на грани шутки: я бы на их месте обложил налогом бесплатные парковки. Это можно совершенно спокойно можно сделать, даже не надо менять Налоговый кодекс, вот вы бесплатно сейчас паркуетесь, а значит, получаете выгоду, которую можно обложить налогом на доходы физических лиц. И так можно поступить абсолютно с любой бесплатной услугой: вот это ваша нематериальная выгода, внесите тринадцать процентов в кассу. Так, в принципе, можно и воздух продавать. В фильме «Через тернии к звездам» Туранчокс так и делал.

Насколько я знаю, все двигается в сторону введения прогрессивной шкалы налогообложения, только введена она будет, конечно, не для каких-то там сирых и убогих олигархов, она будет введена для зарплат в районе 75 тысяч рублей в месяц. В самом деле, поставьте себя на место министров и помните, что ваша задача – максимально наполнить свою кубышку и сократить расходную часть. То здесь рост налогов для всех сколько-нибудь поднявших голову людей, потому что 75 тысяч по России – далеко не самая большая зарплата, потом отмена льгот по НДС, ну и плюс ко всему социальные сборы можно повысить, раз собираемость очень плохая. В конце концов, мы пенсионную систему уже 25 лет реформируем: реформировали-реформировали, да не выреформировали.

* * *

Таким образом, наше старое, в лучшем случае новое старое правительство будет и дальше работать исключительно на удержание стабильности, то есть на собственную безопасность. Не забывая при этом сокращать издержки.






Бывшая жена-пенсионерка требует от умирающей матери Гогена Солнцева переписать на нее наследство
Сергей Миронов: «Государство должно вернуть справедливость пенсионерам»