ЭКОНОМИКА

Retail Business Russia показала направления роста

XVI международный бизнес-саммит Retail Business Russia & EAEU 2016 прошел 22 и 23 сентября в новой концепции. Основу программы составили авторские фокус-сессии глав крупнейших розничных компаний. СЕО и основатели бизнеса рассказали о стратегиях роста в новой экономической реальности, о трансформации бизнеса и новых проектах. Во второй половине дня для каждого направления ритейла – модная одежда и обувь, DIY, e-commerce, продовольственный ритейл, розница производителя – на саммите была сформирована специальная программа практических сессий.

Главную тему саммита «Выживать надоело, будем расти!» спикеры раскрывали по-разному, предлагая свое видение направлений развития бизнеса. Генеральный директор сети «Пятерочка» Ольга Наумова поделилась опытом перезапуска формата экономичного магазина у дома X5 Retail Group. «Пятерочка» переходит на формат «гибридного дискаунтера», распространенный в Европе. Эта модель сочетает большой ассортимент с конкурентными ценами и широким спектром специальных предложений. Реорганизация сети продолжается три года, и на данный момент обновлено 89% магазинов «Пятерочка». Ключевой фактор успеха «Пятерочки» – большая команда профессионалов и качественный сервис. Сегодня «Пятерочка» открывает по 5 магазинов в день, что обеспечивает сети рост 30% в год. Сеть активно привлекает на свои площади комплементарные сервисы: аптеки, товары для детей, для животных, салоны сотовой связи. Рынок ожидает развитие партнерских отношений, особенно между сетями и поставщиками, - считает Ольга Наумова. По итогам года «Пятерочка» планирует увеличить долю прямого импорта до 50%. Это позволяет сокращать затраты, сроков поставки, а также обеспечивает рост ассортиментных позиций. Также сеть активно развивает поставки от локальных партнеров в городах присутствия.

Генеральный директор Ozon Дэнни Перекальски рассказал о стратегии развития интернет-магазина. Ozon делает ставку на универсальность ассортимента. Сегодня в ассортименте интернет-магазина около 4 млн наименований товаров. Покупатель должен найти на Ozon все, что придет ему в голову, считает Дэнни Перекальски. Ozon планирует включить в ассортимент лекарства, алкоголь, автозапчасти, расширить линейку продовольственных товаров и начать продавать фреш. Ключевые преимущества Ozon, по мнению генерального директора: универсальный ассортимент - «10 магазинов в одном», цена и доставка, удобство использования сайта. Эти три компонента и формируют ценность покупки на площадке. Чтобы обеспечить покупателю лучшую цену, зачастую приходится делать наценку всего 2% сверх закупочной цены, - отметил Дэнни Перекальски.

Президент «М.Видео» Александр Тынкован представил новый проект компании – торговую онлайн-площадку. Проект стартует уже в 2017 году под новым брендом. «М.Видео» планирует направить на развитие торговой площадки до 25% ежегодных капитальных затрат в течение первых трех лет. Более 50% ассортимента маркетплейса будет составлять потребительская электроника, также здесь будут продаваться товары для дома и ремонта, детские, спортивные и автотовары. Макретплейс рассчитывает объединить все преимущества разных форм интернет-торговли для нескольких тысяч партнеров и сотен товарных групп. Маркетплейс будет вести расчеты с партнерами по модели cost per sale (комиссии за выполненный заказ) и оказывать ряд дополнительных услуг по логистике, маркетингу,  аналитике, а также иные сервисы. 

На новом проекте пройдет проверку стратегии «Гарантия лучшей цены» - компания рассчитывает закрыть 99% поиска товаров самой низкой ценой. Если стратегия себя оправдает, ее могут реализовать и в магазинах «М.Видео».

Виктор Сюй, президент LeRee (LeEco Russia and Eastern Europe), рассказал о планах развития бренда в России. На 8 октября запланировано открытие первого флагманского офлайн-магазина LeEco в нашей стране. К 2018 году LeEco рассчитывает открыть до 500 торговых точек в России по системе взаимодействия с партнерами LePar. Кроме того, компания в сотрудничестве с крупными торговыми сетями, супермаркетами, абонентскими центрами телекоммуникационных компаний и другими партнерами планирует открыть до 20 тысяч брендированных шоу-румов или «shop in shop» в различных точках продаж по всей стране. Также Виктор Сюй рассказал и о планах компании экспортировать из России в Китай бутилированную воду из озера Байкал. Глава LeRee считает, что у российских товаров за рубежом хороший потенциал, хотя у российских производителей пока не хватает опыта продвижения на внешних рынках.

Генеральный директор и сооснователь Lamoda Нильс Тонзен отметил, что один важнейших трендов в ритейле сегодня – это персонализация. Lamoda стремится персонализировать рекламу и контекстные предложения на основании покупательской активности на сайте при прошлых посещениях. Покупатели масс-маркета стали еще более требовательны к скидкам и ценам, но покупателям премиум-сегмента бренд по-прежнему важен. При этом нельзя объединять разные бренды из разных сегментов, как это делает Amazon, - считает Нильс Тонзен. Ибо тогда контекст бренда меняется, и позиционирование самого интернет-магазина размывается. Нильс Тонзен полагает, что с точки зрения представительства модных брендов у Lamoda более рациональная стратегия, нежели у универсальных онлайн-магазинов.

СЕО «Леруа Мерлен» Венсан Жанти считает, что рынок DIY в России еще не насыщен. В ближайшие 10 лет компания рассчитывает открыть более 200 гипермаркетов. Инвестиции в открытие новых магазинов в течение следующих 5 лет – по 400 млн евро в год. Факторы успеха «Леруа Мерлен» в России: концепция НЦКД («низкие цены каждый день»), структура ассортимента (обновление каждый год примерно на 20%), постоянное наличие товара в нужном месте в нужном количестве, ассортимент адаптирован к целям и потребностям целевых клиентов плюс вовлеченные и лояльные сотрудники (высокий показатель удовлетворенности сотрудников и стабильность персонала порядка 90%). Кроме того компания не экономит на качестве участков под строительство магазинов, независимо от роста курса рубля или других проблем.

Из всех DIY сетей у «Леруа Мерлен» самый высокий уровень конверсии и узнаваемости бренда, считает Венсан Жанти. В этом году почти не растет количество покупателей, но второй квартал 2016 года показал лучшие результаты по сравнению с первым.

Директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов рассказал про изменение советской парадигмы – АЗС стала не только местом, где покупается бензин, а точкой коммуникации. Перепланировка АЗС и выделение зоны под Drive Cafe позволило компании поднять продажи на станциях. Брендированное топливо – главный способ выделиться для нефтяной компании. У «Газпрома нефти» это топливо G-Drive. Первый кобрендинговый продукт - энергетик G-Drive – компания запустила с Red Bull. Александр Крылов считает, что на автозаправках можно реализовать формат c-store (convenience store), который пока в России не развит.

Александр Крылов подчеркнул, что перспективным альтернативным топливом в России является газ, а не электричество. Через 2-3 года технологии позволят использовать газ как массовое топливо, что значительно повысит его популярность и закупки – как в промышленности (поезда, корабли и пр.), так и на потребительском рынке (частные автомобили).

«Сегодня мы наблюдаем сразу два важных тренда. Сложная экономическая ситуация, когда, действительно, уже выживать надоело, и гигантское изменение в самой природе розничного бизнеса: в форматах, в технологиях, в том как компании продают, в том, как потребители покупают. Одни из самых интересных сессий на саммите были вокруг больших движений в e-commerce, в интернет-бизнесе. Посмотрите, многомиллиардные инвестиции «М.Видео», выход на российский рынок китайской компании LeEco. Представить такое еще совсем недавно было сложно, это ведь совсем новый бизнес, принципиально новый ритейл, - отметил председатель совета директоров BBCG Алексей Филатов, подводя итоги саммита. -

Даже голосования во время пленарной сессии показали что наибольший интерес, востребованность у бизнеса у ритейла и производителя вызывает направление технологических инноваций. И с этой точки зрения я понимаю, что самый интересный проект, который у нас впереди - это осенний конгресс и выставка технологий для современного ритейла Retexpo 23-25 ноября».