ЭКОНОМИКА

Как защитить свои деньги от обнаглевших банкиров

Тысяча и один способ развода наивных клиентов

Уж сколько раз твердили миру, что, несмотря на благие посулы, которыми доверчивых граждан завлекают банки, финансисты каждый раз находят новые методы нас надуть. Посему в который раз призываем: досконально, с лупой в руке читать условия и просить разъяснить каждую строчку договора. Конечно, и здесь нет гарантии от неприятных сюрпризов, но шанс сохранить деньги и нервы все-таки выше. Приводим несколько свежих историй, которыми с нами делятся обиженные клиенты банков.

 

«Восточный экспресс банк»: «Одобрили кредитную карту на один рубль»

- Заказала онлайн кредитную карту, назначили встречу. В день встречи забомбили звонками и SMS с утра пораньше. Ого, думаю, чтят клиентов, беспокоятся. Пришла в офис. И тут мне оператор радостно объявляет, что мне одобрена карта на - тадам!!!- ОДИН РУБЛЬ. Один! Рубль! Думала, шутка такая. Переспросила. Да, все так. Кредитная карта на 1 рубль. «Вы ее возьмите, пусть у вас лежит. Мы посмотрим, как вы по другим картам в других банках расплачиваетесь, может, и увеличим лимит». А может, и нет? А при активации сразу сдернем за обслуживание и на это будем процент наматывать? Зато, мол, вы будете нашим клиентом. Нет, неуважаемые, вашим клиентом я точно никогда не буду.

Рисунок Васи ЛОЖКИНА

Рисунок Васи ЛОЖКИНА

 

«Траст»: «Списали деньги за обслуживание карты, которую в глаза не видела»

- Открыла вклад, между прочим, приличный, шесть нулей. Выдали карту, хотя я в ней не нуждалась, для перечисления процентов по вкладу. Я десять раз переспрашивала, и мне говорили, что обслуживание карты бесплатное, в тарифах обводили маркером, что бесплатное обслуживание. На днях узнаю, что списали 1500 рублей за вторую карту, оказывается, именную, которую они выпустили. И эту карту я в глаза не видела, она у них в отделении. Или вторую версию мне озвучили: за ту карту, которую выдали, банк в одностороннем порядке принял решение снять комиссию. Что-то им доказывать бесполезно. Срочно прерываю все отношения с этой шарашкиной конторой.

 

«Русфинанс Банк»: «Шубка оказалась «золотой»

- Решила купить шубу в «Снежной королеве», но денег не хватало - пришлось воспользоваться услугами банка и взять шубу в кредит. Шубка моя со скидкой вышла в 57 500 рублей. Перед оформлением договора девушка из банка просчитала, какая переплата и на сколько. Стали оформлять договор на год. С переплатой в 12 тысяч рублей, но при досрочном погашении делают перерасчет, что меня и успокоило. Через десять минут кредит был одобрен. И каково было мое удивление, когда вместо 12 тысяч сумма переплаты была уже 18 500. На мой вопрос «почему?» девушка сказала о страховке, которую я не заказывала и ничего про нее не слышала. Я попросила переделать договор, но она после десятиминутного мучения сказала, что ничего не получается, и стала объяснять, что перерасчет страхового взноса будет, если я досрочно погашу кредит. В итоге я купилась на эти уговоры и подписала договор. Приложив все усилия, кредит я закрыла за два месяца. И когда обратилась в страховую компанию «Сосьете женераль», мне было отказано в возврате, пусть не всей суммы, но все же. Вот тут я окончательно поняла, что меня развели, как лохушку. В итоге за два месяца переплатила 10 700 рублей.

В «Хопер-инвест», который в 90-е лихо рекламировали ЛОЛИТА и Александр ЦЕКАЛО, бесследно сгинули накопления миллионов незадачливых граждан. Теперь методы отъёма денег у населения стали более изощрёнными. Фото Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ

В «Хопер-инвест», который в 90-е лихо рекламировали ЛОЛИТА и Александр ЦЕКАЛО, бесследно сгинули накопления миллионов незадачливых граждан. Теперь методы отъёма денег у населения стали более изощрёнными. Фото Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ

 

«Росбанк»: «Забыл» предупредить, что срок действия карты истек»

- Около восьми лет я являюсь клиентом данного банка. На руках были кредитная карта, автокредит, потребительский кредит. Платил все вовремя. Но, оказывается, надо каждый день читать договор с банком, а то, не дай бог, запамятуете, что кредитная карта имеет срок действия - как кредит. У меня оказалось три года. В один прекрасный день раздался звонок из банка, о том, что я должен 50 тысяч по кредитке, которая у меня закончилась (накануне звонили в банк, уточняли сумму платежа - ни сном ни духом не предупредили, что надо срочно ее погашать). Вот такая лояльность банка к постоянным клиентам.

 

«Хоум Кредит Банк»: «Десять лет молчали, а потом выставили долг»

- Брал кредит в 2005 году, сумма копеечная. Все выплатил, оплату производил строго по квитанциям банка. Через десять лет случайно узнаю, что в 2016 году банк вносит меня в черные списки как злостного неплательщика и сумма долга составляет 0,99 копейки. Оплатил всю сумму, даже с лишним. Сотрудники банка обещали все исправить, но и на сегодняшний день все по-прежнему. В течение десяти лет банк не имел претензий, а сейчас вдруг активизировался. При этом сам шлет горящие предложения и акции по кредитам.

 

«ОТП Банк»: «Работникам надо постоянно выкручиваться со скошенными от вранья глазами»

- Получила SMS с предварительно одобренным кредитом. На сайте по предлагаемому расчету 15,9 процента годовых платеж составил 4700 в месяц. Приехала в банк. Сказали, что для добросовестных клиентов льготные проценты - от 13. Но на деле меньше 18,9 не дают. При оформлении оказалось, что фактическая сумма переплаты 29,9 процента! Ежемесячный платеж 6700 рублей! На 100 тысяч кредита страховка 19 тысяч! Теперь я понимаю, почему работники банка должны быть стрессоустойчивыми. Им надо постоянно выкручиваться со скошенными от вранья глазами. Желаю искренне руководству долгих, очень долгих лет жизни. Но в таких условиях, чтобы и им пришлось обратиться в банк за кредитом.

Кадр: Youtube.com

Убеждая «купить себе немножко «Олби», ВАЛЕРИЯ ещё не знает, что воспетая ею компания обанкротится, а выплаченную вкладчикам компенсацию съест инфляция. Сегодня государство обещает защитить наши сбережения, но при этом не избавляет от хамства и издевательства банковских клерков. Кадр: Youtube.com

 

«Русский Стандарт»: «Из-за двух рублей начислили больше двух тысяч»

- В конце прошлого года у меня с карты списалось около 60 рублей. Как мне сказали потом в отделении банка, «за обслуживание». Хотя в договоре четко написано, что плата за обслуживание счета не взымается. Карта студенческая, которой я год не пользовался. Списали так, что образовалась задолженность 1,72 рубля, а потом на нее насчитали штраф за просрочку платежа 700 рублей, а затем еще 700, а затем еще 700 рублей. Мало того что списали непонятно за что, так еще и огромные штрафы насчитали. Банк что, понес такие убытки из-за двух рублей?

 


 

А эти истории пришли от наших читателей, которые не указали названия банков, которые их обидели. Может быть, кто-то их узнал и тоже столкнулся с подобным безобразием? Пишите в редакцию!

 

«Повеситесь от безысходности? Тогда долг перейдет по наследству вашим детям»

- В августе 2016 года я попала на презентацию в туристическую компанию. Оказавшись под гипнозом ее сотрудников, я заключила с ними договор на бронирование туров в ближайшие три года, а также через эту компанию заключила договор (точнее, оформила кредит) с банком. По условиям договора банк перечисляет турфирме в день его подписания 126 тысяч рублей, а я в течение 1,5 года выплачиваю банку этот кредит в размере 160 тысяч рублей. Подписание договора произошло в 19.30 вечера, и это была пятница. Придя домой, я поняла, что сглупила. Утром в субботу звоню в банк и говорю: вчера заключила с вами договор через турфирму, сегодня хочу его расторгнуть, тем более, вы еще не перечислили туда деньги, так как движения денежных средств по расчетным счетам заканчивается в 18.00. Мне отвечают: расторгнуть договор мы с вами можем только после того, как вы погасите кредит. Я говорю: деньги еще у вас, почему я должна его гасить? Скиньте мне бланки на расторжение договора, я их заполню, перешлю вам, а вы не переводите деньги в турфирму. Мне говорят: это невозможно, верните товар, который вы приобрели, а турфирма уже пусть вам вернет деньги. Я возражаю: мне нечего возвращать, я купила воздух! Позвоните и спросите у них сами. Мне отвечают: мы не звоним. Я говорю: так загляните в мой с вами кредитный договор. Мне говорят: тогда расторгайте договор с турфирмой, и, если вы ей ничего не должны, она нам вернет деньги. Я им говорю: а когда она вам их вернет?! Может, через полгода, а может, и еще дольше, а в это время ваши коллекторы будут мне звонить и напоминать о долге?! Они мне отвечают: да, свой кредит вы должны платить согласно графику. Я им говорю: так зачем доводить дело до «выбивания денег», если вы можете их просто не переводить в понедельник, так как я сама об этом прошу! Мне говорят: ни один человек в банке не может прекратить выдачу кредита. Что за бред? Значит, выдать кредит банк мне может, даже не увидев меня, не убедившись, была ли я в своем уме, подписывая бумаги, не проверив мой истинный доход, который я указала в анкете, а расторгнуть договор на следующий день (когда еще не перечислены деньги) он не может!

В этот же день я съездила в турфирму, отвезла требование, в котором попросила расторгнуть договор и вернуть деньги в банк в течение десяти дней. Менеджер рассмеялся, увидев цифру десять, и пояснил, что они сами решат, когда их вернут. А также сказал, что ответит письменно на мое требование в течение десяти дней по почте. После очередного визита в турфирму снова делаю попытку позвонить в банк, прошу их не переводить деньги, говорю, что могу скинуть копию моего требования в турфирму, на котором они поставили свою подпись и печать, что приняли. Но разговор опять не имеет логического конца. Мне твердят: договор расторгнуть нельзя! Я даже предлагала банку такой вариант: кредит же мой, давайте я приду в ваш офис, вы мне его выдадите, и я тут же его погашу. Мне говорят: нет, деньги мы можем перевести только турфирме. Я даже пыталась надавить на жалость и задала вопрос: а если я повешусь от безысходности, вы тоже не сможете расторгнуть договор? И девушка ответила безжалостным тоном: тогда ваш долг перейдет по наследству вашим детям.

 

«Отказали в отказе от кредита»

- Случайно обнаружила на своей банковской карте «прибавочку». Думаю: ошиблась, наверное, банк, одумается и заберет денежки взад. Зашла в личный кабинет. Действительно, денег до фига. Ниже мелким шрифтом вижу: в том числе личных средств хххххх рублей, а еще ниже, развернув информацию, - кредитный лимит 88 тысяч рублей. Честно говоря, офигела. При оформлении карты они впаривали мне кредитный лимит. Говорили, что мне нужно на всякий случай. Я категорически отказалась.

Звоню в банк. Из меня долго перло на тему: «Я у вас кредит не просила, зачем вы мне дали? Мне не надо ваших денег. Мало того что подкинули, еще сделали это по-тихому, не предупредив. Могла не заметить и потратить».

В банке мне ответили, перевожу коротко: «Вы можете сколько угодно орать, но банк имеет право одобрить вам кредит в одностроннем порядке. SMS- информирование эта услуга не предусматривает. Можете написать заявление об отказе, в течение месяца банк рассмотрит ваше заявление и примет положительное или отрицательное решение». Они еще могут мне отказать в отказе от кредита! Товарищи! Будьте бдительны! Вам могут незаметно, без вашего на то желания и одобрения, подкинуть денежек под 36,5 процента годовых.

На горячей линии мне сказали, что банк действует согласно договору. Там сказано, что я согласна со всем, что написано у них на сайте. Нашла на сайте лимитный кредит. Действительно, банк в одностороннем порядке может «увеличить» (у них так это называется, хотя что значит «увеличить», если у меня его не было, я кредит у банка не просила) лимитный кредит. И сообщить мне одним из нижеперечисленных способов, удобным для банка: например «информирование на информационном стенде в офисе банка». К тому же мне не придет в голову навострить лыжи в ближайший офис банка и изучить информационный стенд на предмет того, что взбрело в голову банку - дать мне кредитный лимит или нет. Я порадовалась тому, что теоретически такая информация могла висеть в офисе банка Владивостока, например. В завершение истории: через неделю примерно деньги свои с моей карты они убрали.

Кстати, еще история с тем же банком: когда я оформляла карту, меня заманивали кучей преимуществ этой карты, среди которых значилось бесплатное SMS-информирование. Через два-три месяца пользования картой вдруг стали списываться деньги за данную услугу. Я позвонила в банк, спросила: как так? Ответ: банк изменил условия. Мне всегда интересно было, почему я не могу изменить условия «лежания» моих денег в банке. Положила под 7 процентов. Через два месяца пришла и сказала, что хочу 10 процентов. Или хочу снять годовой вклад без потери процентов и т.д. Решение принято мною в одностороннем порядке. Банк информирую на стенде по адресу (далее адрес офиса, где работаю).

 

«Набирают телефонную базу, а кредит не дают»

- Обратилась в банк для оформления кредита, собрала все документы. Сотрудник банка спросила телефоны трех человек, через десять минут пришел отказ - якобы по кредитной истории у меня была просрочка. Мне стали предлагать программу, где я долгое время вношу деньги банку, а потом только он сможет дать мне кредит. На следующий день на телефоны моих знакомых, которые я оставляла для своей заявки, стали названивать, предлагать кредиты и т.д. Это значит, что я тратила время, надеясь на получение кредита, а оказывается, сотрудникам банка только база телефонная нужна для рекламы.

 


 

Жалуемся правильно

Если вы недовольны работой банка, составьте письменную претензию, где четко изложите суть проблемы, и направьте ее куда следует.

 

Адресат № 1: собственно банк

Жалобу пишем в двух экземплярах (один оставляем себе) и несем в отделение, где возник конфликт. В письме указываем:

- название и точный адрес банка или филиала, в котором произошел инцидент;

- ФИО сотрудника, виновного в произошедшем, если такой имеется;

- дату и время случившегося;

- точно и кратко описываем проблему;

- излагаем требования и указываем, что хотим получить по результатам рассмотрения жалобы;

- указываем свои ФИО, телефоны, адрес;

- фиксируем факт подачи жалобы, к примеру, с помощью свидетелей - других клиентов банка, находящихся в офисе.

 

Адресат № 2: регуляторы

- Оставляем жалобу на сайте Ассоциации российских банков (arb.ru/banks/claim/).

- Подаем жалобу в Роспотребнадзор по своему региону - ее форма указана на сайте ведомства.

- При обмане в рекламе банка, к примеру, на плакате была указана одна ставка по вкладу, а в отделении озвучили другую, - стучимся в Федеральную антимонопольную службу. Подать жалобу в ФАС можно на сайте fas.gov.ru/ (туда же по возможности приложите фото, подтверждающее ваши слова).

 

Адресат № 3: Центробанк

- Обратитесь в интернет-приемную Банка России (www.cbr.ru) либо в региональное отделение ЦБ. Здесь рассматривать жалобу будут долго, так что, если нужно срочно вернуть деньги или разобраться по не прошедшей операции по оплате кредита, этот способ не подходит.

 


 

Интернет-форум: по секрету всему свету

Выступите с рассказом о том, что вам не понравилось, на интернет-форумах и площадках, где оставляют отзывы о банке (например, bankireview.ru). Банкиры дорожат репутацией. Крупные кредитные организации часто имеют службы, отслеживающие все упоминания о них.

 


 

Пять самых известных обманных схем

1. Банк меняет условия договора в одностороннем порядке.

2. Навязывает кредитную карту.

3. Изменяет ее лимит без уведомления клиента.

4. Впаривает страховку.

5. Включает в кредит дополнительные платные услуги, о чем при заключении договора не информирует.

 


 

А с вами, уважаемые читатели, случались подобные истории? Расскажите о своем опыте общения с банками, поделитесь, в каких из них вы чаще всего сталкиваетесь с хамством и произволом. Пишите на eg@eg.ru или присылайте бумажные письма по адресу: 127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1. На конверте сделайте пометку «Глухо, как в банке».