ЭКОНОМИКА

Атака ботов: кого накроет волной безработицы из-за развития онлайн-сервисов

Искусственный разум в очередной раз одержал победу над разумом естественным, человеческим. Сервис Habito, предназначенный для поиска лучших  предложений по ипотеке, обслужил уже более 20 тысяч клиентов и привлек свыше 10 млн долларов инвестиций.

Как это принято в последнее десятилетие, британский сервис Habito существует отчасти и на российские деньги: одним из инвесторов является удачно присосавшийся когда-то к Михаилу Ходорковскому Юрий Мильнер. А вот для кого удачей это не назвать, так это для старых добрых живых ипотечных консультантов, которые не могут соревноваться с искусственным интеллектом ни по качеству, ни, особенно, по скорости работы. И поэтому становятся безработными.

Впрочем, есть и другие профессии - и даже целые виды некогда прибыльного бизнеса, - которым грозит полное уничтожение из-за наступления ботов и онлайн-сервисов.

 

Они везде

Банковская деятельность  – идеальный пример системы, в которой боты (специализированные программы, взаимодействующие с людьми) всегда будут эффективнее живых специалистов. По меньшей мере, при выборе наиболее выгодного предложения - кредита, вклада, обслуживания - с заданными клиентом параметрами. Число параметров здесь конечно, а каждый из них четко формализован. Впрочем, и с переменными, неопределенными параметрами современные боты работают всё лучше и лучше.

Мало чем отличаются от ипотечного мудреца сервисы поиска и бронирования авиабилетов: за долю малую они мониторят сайты авиакомпаний, подбирая клиенту оптимальный по заданным параметрам перелёт и более дешёвые варианты на соседние даты. При этом не забывая подкинуть рекламу гостиниц и служб такси на заданном направлении - правда уже не факт, что дешёвых.

Из телефонных служб технической поддержки живых людей тоже постепенно вытесняет искусственный интеллект. По меньшей мере, на этапе выяснения, с каким вопросом обратился клиент и куда его надо перенаправить. У нас это пока что представлено в допотопной форме «Нажмите 7, если хотите узнать о новых предложениях», а вот в США говорящие роботы экономят банкам и страховым уже примерно 20% расходов на колл-центры.

Технически несложные онлайн-сервисы заказа такси уже обанкротили массу небольших агентств и таксопарков. Правда, «по ту сторону интернета» перед компьютерами все равно, как правило, сидят живые операторы, распределяющие заказы; однако можно предсказать, что с развитием беспилотного движения появятся службы такси, целиком контролируемые искусственным интеллектом.

В такой извращенной области человеческой деятельности, как торговля ценными бумагами, роботы давно уже сильнее людей – биржам пришлось даже ввести ограничения на число операций в единицу времени, чтобы программный трейдинг не менял стоимость предприятий миллионы раз на дню. Хотя все равно меняет.

О том, как роботы наступают на пятки живым работникам на производстве и какие профессии скоро исчезнут, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ >>>

Как ни странно, ушли в прошлое такие «человеческие» учреждения, как брачные агентства, полностью замененные сайтами знакомств. Об искусственном интеллекте в этой сфере говорить пока рано (партнера там ищут либо по введенным параметрам, либо – в платном, элитном сегменте – вручную), но вообще-то мы стоим на грани точного компьютерного подбора спутника жизни. К счастью для противников роботизации, в семейной жизни слишком много труднопредсказуемых параметров. Так, потенциальная жена может в точности подходить вам по 12 784 пунктам, включая манеру разбивать яйцо с острого конца, но неучтенная компьютером ее привычка задумавшись, царапать ногтем на обоях слово «Петя» – способна уничтожить на корню все семейное счастье, особенно если вас зовут не Петром.

КСТАТИ: Интересно, что уже и сам искусственный интеллект веб-сервисов все чаще вынужден общаться не с людьми, а с такими же ботами, работающими на мобильных устройствах пользователей. В самом деле, зачем человеку идти на какой-то сайт, если у него на смартфоне есть Siri, Cortana, Google Now или какой-то менее известный их аналог? Человек голосом задает интересующий его вопрос, бот-помощник обращается к известным ему сайтам – и голосом же выдает нужную информацию. Которая является результатом взаимодействия уже целой цепочки программных роботов.

 

Их проблемы

Впрочем, вопрос полной победы искусственного интеллекта над человеческим в тех сферах розничных продаж, которые ему пока не покорились, - не технологический. Он временной. В любой стране – а тем более в нашей –  многим людям крайне важен личный контакт, возможность «просто поговорить»; а в старшем поколении большинство и вовсе предпочитают не связываться с технологиями.

Именно на этом держится живучесть, скажем, офлайновых туристических агентств – их основными клиентами в развитых странах являются люди в возрасте за 50, и когда их сменят нынешние 30-летние, данная отрасль целиком переместится в интернет.

То же относится к розничной торговле: привычка потрогать товар руками перед его приобретением очень живуча, но все равно постепенно уйдет в прошлое.

Даже в государственных структурах небольших, но развитых стран – от Норвегии до Новой Зеландии – постепенно пробивается искусственный интеллект, который формирует практически все необходимые документы и сводит к минимуму (если не к нулю) физическое общение граждан с чиновниками. Впрочем, в этой сфере нам с вами бояться нечего: человеческий интеллект разросшейся российской бюрократии с легкостью удушит в зародыше любые поползновения искусственных конкурентов.

 

* * *

А что же люди? Человека-то забыли. Того самого, который потерял работу консультанта, брокера, продавца-кассира. Куда ему пойти?

На этот вопрос готового ответа у цивилизации до сих пор нет. Безработица в развитых странах растет – и будет расти нарастающими темпами; скоро 3D-принтеры и роботы-сборщики приведут к тому же в «третьем мире», а сфера услуг, как мы видим, находится под ударом искусственного интеллекта. Будущее наступает, и умная техника сможет обеспечивать основные потребности как минимум «золотого миллиарда» уже при жизни нынешних поколений. Все больше людей становятся дизайнерами, пиарщиками, маркетологами, журналистами, продавцами друг другу азиатских товаров – то есть имитируют полезную деятельность, чтобы получить хоть какой-то доход. Но так долго продолжаться не сможет.

В конце концов земляне неизбежно придут к введению небольшого гарантированного безусловного дохода (первые ростки этой идеи уже пробиваются то тут, то там) выше прожиточного минимума при одновременном ограничении рождаемости. Но на пути к этому их ожидают страшные потрясения.

Мир, в котором людям становится нечем себя занять, обречен на войну.