Битые тузы Люфтваффе

Почему хвалёные фашистские асы проиграли «обычным» советским лётчикам

Почему хвалёные фашистские асы проиграли «обычным» советским лётчикам


Накануне 12 августа, Дня Военно-воздушных сил России, вспомнилась мне публикация в «Огоньке» конца 80-х. Согласно тогдашнему тренду - «открывать глаза людей на проклятое прошлое» - в статье отыгрались на наших военных летчиках 40-х годов. Общий смысл: по всем показателям они уступали немецким асам. И действительно - считается, что «белокурый рыцарь рейха» Эрих ХАРТМАНН уничтожил аж 352 боевые машины противника. А трижды Герой Советского Союза Иван КОЖЕДУБ «всего» 64. В год 70-летия Победы хотелось бы поставить все точки над «i».






Сбитый немецкий истребитель. Воспитанники ГЕРИНГА любили малевать на борту всяческие эмблемы. И неудивительно: основная масса пилотов была в возрасте 18 - 25 лет

Сбитый немецкий истребитель. Воспитанники ГЕРИНГА любили малевать на борту всяческие эмблемы. И неудивительно: основная масса пилотов была в возрасте 18 - 25 лет

- Вы свинья, обер-лейтенант!
Перед полковником, бордовым от ярости, стоял навытяжку юноша в голубой форме люфтваффе, испуганно моргая глазами. 
На столе зазвонил телефон. Полковник схватил трубку:
- Что? Журналисты из Берлина к летчику-герою Фогелю?!
Лицо старика перекосило, а рука потянулась к кобуре.
- Да я его сейчас лично пристрелю, как собаку!
Парень вжал голову в плечи и крепко зажмурился...
Так подошло к финалу разбирательство над командиром четвертой группы 27-й истребительной эскадры немецкого воздушного флота в Северной Африке в 1942 году. Выяснилось, что звено молодого офицера, вылетая на задание, расстреливало боезапас в песок, а по возвращении докладывало об одержанных победах. Таким образом за месяц оказались «сбиты» 65 вражеских самолетов!
Дело пахло трибуналом. Но сверху была дана команда - скандал замять. Злосчастную группу расформировали, однако Фогеля не тронули. Нации нужны были герои. Все дутые победы остались в истории Второй мировой войны как реальные.






Иван КОЖЕДУБ, пройдя Великую Отечественную, командовал истребительной дивизией в Корее. С апреля 1951-го по январь 1952 года его лётчики сбили 216 самолётов. Фото: englishrussia.com

Иван КОЖЕДУБ, пройдя Великую Отечественную, командовал истребительной дивизией в Корее. С апреля 1951-го по январь 1952 года его лётчики сбили 216 самолётов. Фото: englishrussia.com


Врунишка Хартманн


Справедливости ради, приписки существовали во всех армиях мира. Еще в 1939 году на Халхин-Голе развернулось крупнейшее воздушное сражение между советскими и японскими летчиками. Тогда самураи сильно потрепали наш воздушный флот. При этом командование Красной Армии объявило об уничтожении 588 машин в воздухе и 58 - на земле. В реальности было сбито всего 88 и 74 - на аэродромах. Японцы же отрапортовали о 1162 победах в воздухе и 98 - на земле. Разгром! На самом деле наших подбито всего 207 и 42 - небоевые потери. Таким образом, мы преувеличили количество побед в 4 раза, а японцы - в 6.
Часто приписки делались не по злому умыслу. Попробуй в горячке боя уследить, куда делась машина врага, которую ты зацепил! Советское командование понимало специфику отчетности и довольно скептически к ней относилось. Периодически сверху доносился грозный окрик: мол, вы, ребята, совсем заврались - и цифры в приказном порядке снижались.






Ас Вальтер КРУПИНСКИ (197 побед) с бывшим учеником Эрихом ХАРТМАННОМ. Первый после войны стал командующим эскадрильей ФРГ в Техасе, а второй тренировал американских лётчиков. Фото: militaryimages.net

Ас Вальтер КРУПИНСКИ (197 побед) с бывшим учеником Эрихом ХАРТМАННОМ. Первый после войны стал командующим эскадрильей ФРГ в Техасе, а второй тренировал американских лётчиков. Фото: militaryimages.net

А вот у немцев было по-другому. Они переняли у презираемых ими французов систему асов (as с французского - туз). Считалось, что пилоты-звезды скорее привлекут молодежь в летное училище. А потому к вдохновенному вранью питомцев Геринга относились лояльно. 
В книге о лучшем военном летчике Германии Хартманне есть эпизод, когда авиамеханик объявляет, что на три сбитых советских самолета кумир рейха потратил всего 120 выстрелов. «Браво, Эрих!» - кричат его соратники, наливая шнапс. Проблема в том, что противниками Хартманна были не фанерные кукурузники, а ИЛ-2, которых за прочность прозвали летающими танками. Учитывая скорострельность истребителя Bfl09G, на котором летал Хартманн, 120 выстрелов он произвел примерно за девять секунд. И подбил при этом три бронированные машины?! Lu..gner - лжец!
У немцев и система подсчета была запутанной. Параллельно за победы начислялись баллы - за одноместный истребитель давался один бал, за четырехмоторный - четыре. Но их тоже корректировали в зависимости от вклада каждого самолета в уничтожение врага. А победителем считал себя каждый. И поди в этом разберись!






Они считали себя непобедимыми...

Они считали себя непобедимыми...


Самые усталые


Но будем объективны. Даже учитывая все мистификации, на счету лучших немецких летчиков действительно больше побед. Значит ли это, что мастерство самого результативного нашего летчика-истребителя - Ивана Кожедуба (64 победы) в 5,5 раза ниже, чем у Хартманна? Ничего подобного.
Обратимся к фактам. За время войны «белокурый рыцарь рейха» сделал 1425 боевых вылетов. Тогда как Иван Никитич - всего 330. Выходит, в процентном отношении показатель у них примерно одинаков – 4 - 5 вылетов на одну победу. Кожедуб, к примеру, очень переживал, что ему не дали поучаствовать в боях на Курской дуге. Там бы он, без сомнения, улучшил свой показатель. Но эскадрилья Кожедуба воевала на другом фронте, хоть и находилась неподалеку.
Дело в том, что советское командование не делало ставку на звезд. Если для решения конкретной задачи требовалось 60 самолето-вылетов, то наши и посылали 60 самолетов: по одному вылету в день на пилота. А вот немцы по полной загружали именно асов, которые делали до шести вылетов в день. И постоянно гоняли с одного фронта на другой. Их называли самыми усталыми людьми войны.
О том, как себя чувствовали немцы и их союзники, можно судить по мемуарам японского летчика Ивори Сакаи. Он, правда, воевал в Халхин-Голе, но с похожими нагрузками:
«Я совершал по 4 - 6 вылетов в день и под вечер уставал так, что, заходя на посадку, почти ничего не видел. Вражеские самолеты налетали на нас, подобно огромной туче, и наши потери были очень тяжелы».






ГЕРИНГ времён Первой мировой. Фото: pl.wikipedia.org

ГЕРИНГ времён Первой мировой. Фото: pl.wikipedia.org


Геринг не хотел войны


Западные историки люфтваффе часто умалчивают о потерях немцев, чтобы принизить вклад СССР в Победу. Вот несколько примеров. Ганс Бейсвенгер, сбивший 152 самолета, погиб в марте 1943 г. на Восточном фронте, но об этом «забыли».
Леопольд Штейнбатц (99 побед) назван пропавшим без вести. На самом деле его сбили наши зенитчики 15 июля 1942 г.
Германа Графа (212 побед) завалил над Сталинградом дважды Герой Советского Союза Виталий Попков. Об этом в западных источниках также ни слова.
Бой со штурмовиком ИЛ-2 стал последним для Отто Киттеля (267 побед).
Также погибли на Восточном фронте Макс Штотц (189 побед), Гейнц Шмидт (173), Хорст Адемейт (166), Генрих Штурм (157) и многие другие асы.
А те, кто уцелел, должны благодарить судьбу за свое везение. Второй по результативности в люфтваффе - Герхард Бартхорн (301 победа) был сбит 9 раз и остался жив лишь чудом. А сам великий Хартманн сбивался 14 (!) раз и под Курском был взят в плен, но сумел сбежать.
При этом Кожедуб не был сбит ни разу, а Александр Покрышкин (59 личных побед) только однажды, да и то зениткой.
Очевидно, что ставка фашистского командования на асов не сработала. И господство в воздухе немецкой авиации в начале войны было со временем безнадежно утрачено.
- Я всегда был против войны с Россией, я считал ее нецелесообразной! - заявил создатель люфтваффе Герман Геринг во время допроса советскими офицерами 17 июля 1945 года.






Наградной позолоченный пистолет лётчика люфтваффе

Наградной позолоченный пистолет лётчика люфтваффе

Юлиан Семенов ошибся
В фильме по книге Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» утверждается, что генерал-фельдмаршал авиации (это звание было введено специально для него) Герман Геринг имел всего лишь среднее образование. Это не так: «летающий боров» окончил военную академию в Карлсруэ и престижный кадетский корпус Грос-Лихтенфельд в Берлине.
Он был отважным летчиком - в Первую мировую войну Геринг сбил 22 самолета. Именно поэтому Гитлер доверил ему создание люфтваффе. 
В 40-м году Геринг убедил фюрера, что с помощью авианалетов быстро поставит на колени Великобританию. Но жестоко просчитался. Англия не только нанесла тяжелый урон воздушному флоту рейха, но, озлобившись потерями, начала бомбить города Германии. В феврале 1945 года вместе с американцами около 800 британских бомбардировщиков «Ланкастер» стерли с лица земли половину Дрездена. Тогда погибло 25 тыс. человек. В конечном итоге это привело к потере влияния Геринга на Гитлера и его опале.



автор

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов