ПОЛИТИКА

Мост в Крым могли возвести ещё в 1949 году

В 70-х проект тоже не реализовали - вместо него воздвигли дамбу в Ленинграде


В середине января начнется сооружение автомобильного моста через Керченский пролив. Об этом сообщил глава Росавтодора Роман СТАРОВОЙТ. На полуостров завезли материалы, металлоконструкции, технику. Оборудовали строительные городки на пять тысяч мест. По расчетам, уже в 2018-м первые машины помчатся по мосту.






Идеи инженера Бориса КОНСТАНТИНОВА актуальны и сегодня

Идеи инженера Бориса КОНСТАНТИНОВА актуальны и сегодня

Параллельно автомобильному пути пройдет железнодорожный - за его возведение строители возьмутся в середине этого года. Длина конструкции составит 19 километров. Кстати, следить за тем, что происходит на стратегически важном объекте, можно онлайн на официальном сайте most.life.
Мало кто знает, что это и по нынешним временам сложнейшее техническое сооружение, проект которого разработали специалисты института «Гипростроймост - Санкт-Петербург», могло появиться намного раньше - вскоре после войны. До нас дошли эскизы проекта, до 2002 года хранившиеся в архивах под грифом «секретно». Его автор, известный инженер Борис Константинов, - создатель Крымского моста в Москве. Транспортный путь протяженностью четыре километра должен был соединить косу Чушка и берег Крыма. Уже тогда он был задуман двухуровневым - для 40-х годов это было очень круто.
Рассказывают, что когда замминистра путей сообщения Гоцеридзе доложил о проекте Иосифу Виссарионовичу: «Это, товарищ Сталин, будет царь-мост», тот едко заметил: «Царя мы свергли в 1917 году».
Тем не менее «вождь народов» лично участвовал в обсуждении транспортного пути в Крым. Кое-что даже успели сделать, но добро на завершение работ генералиссимус не дал: расходы, которых требовал этот проект, после войны казались неподъемными.






Эскизы проекта моста, созданные в 1949 году, поражают воображение. Прибывающих в Крым граждан должен был встречать товарищ СТАЛИН

Эскизы проекта моста, созданные в 1949 году, поражают воображение. Прибывающих в Крым граждан должен был встречать товарищ СТАЛИН

Ветеран войны и труда Григорий Сирота в конце 40-х был комсоргом в коллективе «2 К» - так называлась стройка моста через пролив. Он вспоминал:
- По обоим берегам Керченского пролива располагались мостопоезда, которые не только возводили временные сооружения и базу, но и приступили к основному объекту. В связи со сложностью геологического строения дна пролива и слабых грунтов до утверждения проекта был построен «бык» - одна из десятков промежуточных опор моста. На его возведение ушла огромная сумма. В разговорах назывался один миллиард рублей в масштабе послевоенных цен.






Мост должен быть двухуровневым - для автомобилей и поездов

Мост должен быть двухуровневым - для автомобилей и поездов

Решение о продолжении строительства принималось на Политбюро. Рассказывают, что после доклада автора проекта Сталин спросил об общей стоимости моста и альтернативного варианта с паромной переправой. Получив ответ, он сухо произнес: «Будем строить переправу». Докладчик попытался сказать еще что-то в пользу моста, но последовал невозмутимый ответ: «Будем строить переправу». После этого всем стало ясно окончательное решение.
В начале 50-х годов морская паромная переправа вступила в эксплуатацию. А могучий «бык» - опора непостроенного моста - стоит на Крымском побережье по сей день, омываясь солеными волнами пролива.






Так выглядела бы станция «Кавказ»...

Так выглядела бы станция «Кавказ»...


Туннель под Леной: нельзя тревожить подземных духов


До недавнего времени на самом верху любили обсуждать идею автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена, за который долго билась команда экс-президента Якутии Вячеслава Штырова. Стартовая стоимость проектирования и строительства транспортного пути длиной 2870 метров составляла 64 миллиарда рублей (для сравнения: мост во Владивостоке на остров Русский обошелся в 34 миллиарда). Однако дальше замыслов дело не пошло. После отставки Штырова - кстати, одного из самых богатых руководителей субъектов РФ - проект, на который ухлопали 240 миллионов бюджетных рублей, отправили пылиться на полку.






...а так - «Крым»

...а так - «Крым»

Альтернативный вариант - туннель под руслом реки - тоже не «прокатил»: никто в мире не строит подводные тоннели в условиях вечномерзлых грунтов. В народе объяснили это по-своему: дескать, старожилы запретили тревожить подземных духов.
К слову, тема строительства моста через Лену неожиданно всплыла в конце прошлого года. Глава Минвостокразвития Александр Галушка сообщил, что будет добиваться включения объекта в госпрограмму развития транспортной системы РФ.






Стела с гербом СССР возвышалась бы со стороны Керчи

Стела с гербом СССР возвышалась бы со стороны Керчи








Послевоенный проект должен был соединить косу Чушка и берег Крыма

Послевоенный проект должен был соединить косу Чушка и берег Крыма








Таким в 2018 году мы увидим мост через Керченский пролив

Таким в 2018 году мы увидим мост через Керченский пролив


Опоры смыло натиском льдин


* Идея перемычки в Керченском проливе возникла еще в конце XIX века. Эта тема очень интересовала Владимира Дмитриевича Менделеева, сына великого русского ученого-химика.
* Разработка проекта продолжилась при Николае II, однако планы нарушила Первая мировая война. В 30-х годах в Германии для будущей переправы были заказаны металлоконструкции, но тут началась Вторая мировая.
* Захватив Крым в 1942-м, немцы сразу начали строить мост из завезенного до войны металла. Таким образом Гитлер рассчитывал проложить путь на Кавказ, планируя захват нефтеносных районов на Каспии. Важность этого перехода осознавал и Сталин, отдавая приказы не бомбить Керченский мост и сохранить его для наступления советских войск.
* В 1944 году, когда наша армия освободила Керчь, строительство моста продолжилось. В кратчайшие сроки в жутких условиях люди возвели четырехкилометровую переправу из подручных материалов. Однако 20 февраля 1945 года часть моста была снесена сильнейшим ледоходом. Учитывая, что причиной разрушения стала стихия, быстрый на расправу Верховный Главнокомандующий обошелся без репрессий. Кроме того, было понятно, что строился мост из чего придется.






Жизненно важная переправа 1942 - 1944 гг. Кадр: youtube.com

Жизненно важная переправа 1942 - 1944 гг. Кадр: youtube.com

* Во второй половине 70-х годов идея перемычки между Крымом и Кавказом возникла снова. До войны Азовское море давало стране до 30 процентов добычи рыбы. Однако после строительства Волго-Донского канала и Кубанского водохранилища сброс пресных вод из Дона и Кубани в Азов сократился, и экология моря стала гибнуть.
Тогда и был разработан проект плотины, которая ограничивала бы поступление более соленой воды из Черного моря в Азовское. По верху плотины предусматривалось строительство двухпутной железной и четырехрядной автомобильной дорог.
Однако проект тоже завернули: в переводе на цены наших дней на него требовалось около $400 миллионов. Перед правительством стоял выбор: строить дамбу в Ленинграде или заниматься Азовом.
Проект Керченской перемычки выдержал все проверки экспертизы, но в правительственном протоколе было записано: «...временно отложить...» А в Ленинграде, интересы которого активно отстаивал член Политбюро Романов, приступили к сооружению защитной дамбы.


Прикинь!
Проект моста через Керченский пролив, который должен к 2018 году соединить Кубань с Крымом, по сравнению с первоначальными оценками подорожал в шесть раз и приблизился к абсолютным мировым рекордам стоимости таких строек. Он обойдется в 283 миллиарда рублей, 70 процентов из которых выделит государство. Окупаться проект будет как минимум 20 лет, но для этого мост придется сделать платным не только для грузовиков.