ПОЛИТИКА

Баба Шура отдыхает

БЭБИ ОЛИГАРХ: Николай Смоленский кинул британских рабочих

БЭБИ ОЛИГАРХ: Николай Смоленский кинул британских рабочих

В Великобритании крупный скандал. Страна лишилась фирмы «TVR» - крупнейшего производителя спортивных автомобилей. Хитроумную операцию провернул Николай СМОЛЕНСКИЙ - сын экс-банкира Александра СМОЛЕНСКОГО, разорившего миллионы россиян, доверивших сбережения «СБС-Агро».
Сергей МАЛЫШЕНКО

Николая Смоленского британцы ласково прозвали «беби-олигарх», а его папе Александру Смоленскому на зоне в советские времена дали кликуху Баба Шура. Добрая старая Англия приютила обоих, считая их состоятельными людьми. Сегодня британцы гадают: Николай сам или с помощью своего авторитетного папы провернул сделку, лишившую 260 человек работы, а страну и казну - автомобильной фирмы «TVR» и налоговых поступлений. Рабочие бастуют, профсоюзы и члены парламента их поддерживают, а в министерстве торговли решают, нужно ли проводить расследование или лучше срочно найти компромисс между русским бэби, его жертвами и правительством.

Златые горы

А начиналось все радостно. В 2004 году покупка Николаем Смоленским за 15 млн. ф.ст. ($27 млн.) фирмы «TVR» наделала много шума. Нового владельца встретили на заводе в Блэкпуле как спасителя. Даже несмотря на его сомнительный внешний вид: блэкпульцы окрестили Смоленского «беби-олигархом», так как он был похож на «15-летнего школьника в роскошном костюме и начищенных до блеска ботинках».

КРАСАВЦЫ ОТ "TVR": теперь ими будут гордиться итальянцы

КРАСАВЦЫ ОТ "TVR": теперь ими будут гордиться итальянцы

А спасать было что: фирма представляла собой скопление старых сараев и ангаров, в которых не было компьютеров.
На первой встрече с рабочими Николай Смоленский заявил, что покупка «TVR» для него едва ли «не дело всей жизни» и он намерен сделать фирму конкурентом «ламборгини» и «феррари».
Первые шаги нового владельца внушали оптимизм. Он каждую неделю прилетал на своем самолете из Лондона на планерку. Большой поклонник здорового образа жизни, Николай бесплатно кормил рабочих фруктами и овощами. И даже пообещал ввести новую систему пенсионного страхования. В общем, казался «родным отцом», неустанно пекущимся о благополучии подчиненных.

Допотопные тележки

Спустя полгода отношение Смоленского-младшего к «TVR» начало меняться: продажи автомобилей падали, производство сокращалось.

"SAGARIS": его называют "дикой лошадкой"

"SAGARIS": его называют "дикой лошадкой"

Смоленский все реже бывал на заводе. Еженедельные планерки канули в Лету. Обещания провести модернизацию были забыты. Так же, как полвека назад, детали и узлы возили по цехам на тележках, а компьютеры можно было пересчитать по пальцам.
В апреле после первого крупного сокращения штатов Смоленский объявил о планах начать строительство современных цехов в районе аэропорта. Однако осенью он заявил, что переговоры с городскими властями зашли в тупик и производство придется переносить в другой город. В октябре он сообщил, что сборка автомобилей будет проходить на континенте.
Все шло к ликвидации предприятия. Всем стало очевидно, что Смоленский готовился к ней заранее. Еще летом он продал за 7,7 млн. ф.ст. лондонский дом и уехал с семьей в Вену. При этом он разделил фирму на несколько небольших компаний. Сборка велась на «Blackpool Automotive». Права на торговую марку перешли к «TVR Motors», а комплектующие делала «TVR Power».

Русский бизнес

В ноябре Смоленский объявил о продаже «Blackpool Automotive» и «TVR Power». 13 декабря он сложил с себя полномочия директора этих компаний, а через 10 дней на заводе было введено внешнее управление.

ЦЕХ: так собираются авто известной марки

ЦЕХ: так собираются авто известной марки

После новогодних праздников рабочие получили уведомления об увольнении. Последние сомнения в том, что их «кинули», исчезли даже у самых доверчивых. Правда, еще теплилась надежда на нового владельца завода. Кто он - никто не знал, но все считали, что хуже «варяга» Смоленского быть не может. В конце февраля стало известно, что самую высокую цену за предприятие, около 2 млн. ф. ст., предложила фирма из Лихтенштейна. Возмущению не было предела, когда жители городка, которых кормят порт да завод, узнали, что покупатель… Николай Смоленский, успешно разваливший предприятие и продавший его два месяца назад.

Глобализация, блин!

Новый-старый владелец пообещал открыть завод не позже чем через шесть месяцев, скорее всего, в Милане. В год «TVR» намерен собирать рекордные пять тысяч автомобилей - две тысячи для США, заказы на которые уже якобы есть, и еще три тысячи - для остальных стран.

ПИСАТЕЛЬ: старается предстать в глазах людей заложником укрепрайона "Рублевка"

ПИСАТЕЛЬ: старается предстать в глазах людей заложником укрепрайона "Рублевка"

Комбинация, проведенная Смоленским, впечатляет. Ему удалось с минимальными затратами сохранить за собой известную торговую марку и перенести производство из «дорогой» Великобритании в «дешевую» Италию.
Россиянам Смоленского-младшего легко узнать по «почерку». В 2003 году отец передал ему управление крупным банком «Первый ОВК». Николай пообещал сотрудникам увеличить втрое число филиалов, но спустя несколько месяцев неожиданно продал банк. А вот для британцев происшедшее стало сюрпризом. Разгневанные блэкпульцы вышли на митинг, требуя от правительства признать подозрительную сделку недействительной. Профсоюз транспортных и неквалифицированных рабочих и член парламента от Блэкпула требуют, чтобы Смоленский или правительство выплатили всем уволенным пособие по увольнению и отпускные.
Смоленский уверен, что законов не нарушал, и обвиняет во всем правительство, которое, дескать, не поддерживает автомобильную промышленность. Он утверждает, что вложил в «TVR» 40 млн. ф.ст. и готов пойти на маленькую уступку: оставить в Великобритании производство двигателей, но не в Блэкпуле.

ДОСЬЕ
* СМОЛЕНСКИЙ Николай Александрович. Родился 11 июня 1980 года, президент международного банка «Investbank AD», расположенного в Скопье, Македония. Имеет греческое и британское гражданство. Николай учился в Австрии и Великобритании. Женат, имеет ребенка.

ЭКС-ОЛИГАРХ АЛЕКСАНДР СМОЛЕНСКИЙ: раздел российских пенсионеров

ЭКС-ОЛИГАРХ АЛЕКСАНДР СМОЛЕНСКИЙ: раздел российских пенсионеров

* СМОЛЕНСКИЙ Александр Павлович. Родился 6 июля 1956 г. Его дед был генсеком Компартии Австрии, за что отца отправили в среднеазиатскую ссылку, где и появился на свет Александр. По данным компетентных органов, будущий олигарх окончил два курса технического вуза, а дипломы, позволяющие величать себя строителем и полиграфистом по образованию, банально купил. Реально же прошел другие «университеты»: три «ходки» в зону по статьям, связанным с мошенничеством. Профинансировав начальный этап деятельности Бориса Ельцина, а затем и его перевыборы в 1996 г., герой перестройки и глава банка «Столичный» вошел в пятерку самых богатых людей на постсоветском пространстве. Все уголовные дела, которые заводились на него в то время, таинственным образом рассыпались. Благодаря мощным связям «Столичный» стал уполномоченным банком по агропроектам при правительстве России и был переименован в «СБС-Агро». В августе 98-го миллионы вкладчиков оказались разорены, так как Смоленский был одним из самых активных участников создания государственной финансовой «пирамиды» ГКО. Сейчас в России бизнеса не имеет. Его семья: жена Галина Николаевна и сын Николай постоянно проживают в Вене. Основная часть собственности оформлена на жену.

СПРАВКА
Фирма «TVR» организована в 1947 году. Накануне ее покупки Николаем Смоленским компания наладила выпуск новой модели «sagaris». Машина разгоняется до 100 км в час за 3,7 с, максимальная скорость - 320 км в час.