Меньшиков кормил Хабенского и Михалкова мясом животных из Красной книги

За шашлык из рыси и котлеты из марала можно получить до семи лет заключения

За шашлык из рыси и котлеты из марала можно получить до семи лет заключения


Любители изысканной кухни облюбовали это место на столичном Гоголевском бульваре с момента его открытия в 2011 году. В Гастрономический театр Олега МЕНЬШИКОВА ресторан «Чемодан» многих привлекало имя его основателя - искрометный и интеллигентный народный артист сам нередко заглядывал сюда перекусить. Тут очень уютно: приглушенный свет, множество милых безделушек, задушевные песни Марка БЕРНЕСА из динамиков, расторопные официанты... И кормят отменно: посетителям предлагают «Великосветское меню Енисейской губернии XIX века» - так обозначили свой маркетинговый ход рестораторы. Но вот незадача: если в XIX веке животные, блюдами из которых потчуют в заведении, массово бегали, плавали и летали по просторам Сибири, то сегодня многие из них оказались на грани вымирания.






Олег МЕНЬШИКОВ с женой Настей на фоне ресторана его имени. Фото: РИА «Новости»

Олег МЕНЬШИКОВ с женой Настей на фоне ресторана его имени. Фото: РИА «Новости»

Список представителей фауны, которых повара «Чемодана» пускают на котлетки и шницели, выглядит точно выписка из Красной книги. Бурый медведь, горноалтайский як, сибирская кабарга, марал, рысь, нельма, таймень, сибирский осетр... На это обратили внимание посетители и позвонили защитникам животных.
А как хорошо все начиналось! Говорят, Олег Меньшиков загорелся идеей открыть заведение с сибирской кухней в Москве после поездки в Красноярск, где был очарован гостеприимством местного ресторатора Дмитрия Степанова. «У нас есть собственные поставщики рыбы и дичи из Сибири!» - хвастались сотрудники новой столичной «едальни» на гастрономических сайтах.




Впрочем, в «Чемодан» посетители приходили не только поесть - не зря он назывался «Гастрономическим театром». Здесь устраивали литературные чтения, давали концерты, отмечали юбилеи. На открытие ресторана Олег Евгеньевич созвал друзей: в интимном полумраке теснились Дмитрий Быков** и Михаил Ефремов, ожидая горячее, нетерпеливо посмеивались Константин Хабенский и Юрий Башмет, расточала улыбки Татьяна Лазарева**, задумчиво пускал колечки дыма Максим Виторган.
Для многих звезд в ресторане были постоянно зарезервированы именные столики, за которые людей с улицы не сажали - ждали, что в любой момент может пожаловать дорогой гость.






В меню «Чемодана» блюда из марала, бурого медведя и прочих редких животных - обычное дело

В меню «Чемодана» блюда из марала, бурого медведя и прочих редких животных - обычное дело


Сибирская язва


- Изучив меню, вывешенное на сайте ресторана, мы убедились, что там действительно кормят запрещенными к употреблению видами мяса и рыбы, - рассказывает президент Центра защиты прав животных Ирина Новожилова. - Первая наша реакция была мгновенной: решили вручить рестораторам антипремию имени Эллочки-людоедки - есть у нас такая. Подписали диплом, купили ситечко в подарок и поехали на Гоголевский. С собой взяли эксперта из Общества защиты прав потребителей: он должен был проверить документы на продукты. Олега Евгеньевича мы не застали - поговорили с директором и менеджером. Оказалось, многие документы не отвечают требованиям. Декларации соответствия качеству просрочены на два месяца, ветеринарные документы - на четыре.






Константин ХАБЕНСКИЙ и Филипп ЯНКОВСКИЙ живо обсуждают с хозяином заведения особенности местной кухни. Фото: РИА «Новости»

Константин ХАБЕНСКИЙ и Филипп ЯНКОВСКИЙ живо обсуждают с хозяином заведения особенности местной кухни. Фото: РИА «Новости»




Охотничьи талоны на некоторые виды были датированы 2011 - 2012 годами. Нас стали уверять, что это просто старые бланки, а разрешение на них свежее, но эксперт им разъяснил: каждый бланк выдается только на тот период, который в нем обозначен. Было ясно: животные добыты незаконно. В тот же день было направлено заявление в Департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы и в природоохранную прокуратуру. Глава департамента Антон Кубальчевский пообещал оперативно отреагировать. Прошло три месяца, а ответа нет. Мы намерены обратиться в международные природоохранные организации.






Дмитрий БЫКОВ и Михаил ЕФРЕМОВ без ума от накрытой «поляны». Фото: РИА «Новости»

Дмитрий БЫКОВ и Михаил ЕФРЕМОВ без ума от накрытой «поляны». Фото: РИА «Новости»



Медвежья болезнь


Буквально через несколько дней после визита волонтеров на сайте заведения появилось объявление о его ребрендинге. Из меню исчез шашлык из рыси, а из списка учредителей - Олег Меньшиков, что сразу отметили защитники животных.
- Меньшиков не мог не знать, что будет включено в меню ресторана, - рассуждает Ирина Новожилова. - По всей видимости, в ресторане все делалось, чтобы подчеркнуть особый статус и престиж заведения. 
- Есть еще один тонкий момент, - продолжает Ирина. - Неподалеку от ресторана на Гоголевском бульваре находится Фонд Никиты Михалкова. Никита Сергеевич - заядлый охотник и активно пропагандирует этот способ досуга. Пресса в свое время пестрела статьями об охоте мэтра на Вологодчине в нерестовый период. Могу предположить, что вся эта охотничья команда захаживала в ресторан к Олегу Евгеньевичу. Возможно, именно эта тема их объединяет.






Татьяне ЛАЗАРЕВОЙ Олег Евгеньевич указал на лучшее место. Фото: РИА «Новости»

Татьяне ЛАЗАРЕВОЙ Олег Евгеньевич указал на лучшее место. Фото: РИА «Новости»

Несмотря на некоторые проблемы, «Чемодан» продолжает принимать посетителей. Я позвонила, чтобы забронировать стол для скромного семейного торжества. В меню обнаружила почти все знакомые позиции: на месте и медвежьи котлеты, и таймень гриль, и мясо сибирской кабарги. Сделав заказ, попросила сотрудников посадить нашу компанию рядом со столиком Хабенского. Но оказалось, что «именные» места в ресторане больше не держат: осталась всего одна «бронь», закрепленная за Михаилом Ефремовым. Другие почетные гости предпочитают больше не светиться в ресторане с сомнительной кухней.






Никита МИХАЛКОВ, Константин ХАБЕНСКИЙ

Никита МИХАЛКОВ, Константин ХАБЕНСКИЙ


Безбожный промысел


На сайте Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН я изучила содержание Красной книги РФ и нескольких региональных и вот что узнала. Сибирский осетр, подаваемый в «Чемодане» с лемонграссом, относится к редчайшему на территории Республики Алтай виду с быстро сокращающейся численностью. То же происходит с популяциями нельмы и сибирской кабарги (занесены в Красную книгу России), марала, горноалтайского яка, тайменя (занесены в Красный список Международной Красной книги, как находящиеся под угрозой исчезновения). Сибирскую косулю можно увидеть в Красной книге Красноярского края и Томской области, рысь фигурирует в аналогичном документе Московской, Рязанской и Тульской областей, бурых мишек особо берегут в Калужской и Рязанской областях, в Подмосковье и на Брянщине. Незаконная добыча редких и исчезающих видов животных, а также их приобретение, хранение и пересылка предполагают уголовную ответственность и наказание до трех лет лишения свободы и штраф до миллиона рублей. Члены организованной преступной группы могут получить семь лет со штрафом до двух миллионов рублей.











автор

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов