«Нас на церемонию не пустили». Какой ценой доставались «Оскары» советским режиссёрам

40 лет назад советский фильм «Дерсу Узала» получил знаменитую награду

40 лет назад советский фильм «Дерсу Узала» получил знаменитую награду

В этом году съемочная группа и актеры отмечают 40-летие награждения фильма «Дерсу Узала» самой почетной наградой мирового кинематографа. Помощником японского классика Акиры КУРОСАВЫ и вторым режиссером на картине стал Владимир ВАСИЛЬЕВ. Накануне юбилея мы встретились с Владимиром Николаевичем в Доме кино и узнали, какой ценой достаются награды и премии.

- В 1976 году никого из нас не пустили на церемонию вручения «Оскара», потому что не верили, что «Дерсу Узала» получит награду, - вспоминает Владимир Васильев. - Куросава не поехал, потому что был в контрах с американцами. В итоге статуэтку забрал Георгий Данелия, который был на вручении. Мы ее потом спецпочтой полгода ждали. Хранится «Оскар» на «Мосфильме». Десять лет назад, когда я собирал съемочную группу, пришел Карен Шахназаров со статуэткой и дал ее подержать Юрию Соломину, сыгравшему этнографа Арсеньева. Вот так, через 30 лет, Юра дотронулся до статуэтки.

- А у нас фильм приняли?

- Реакция была разной. Драматург и киновед Александр Мачерет после премьеры подошел ко мне и поблагодарил: «Фильм сделали на века!» А секретарь Бюро режиссеров Союза кинематографистов Джанета Танбиева сказала: «Никому не говори, что ты с Куросавой работал. Такое дерьмо сделали». Понятно, фильм о «лесном человеке» в 1976 году не воспринимался серьезно. Это сейчас слово «экология» звучит на каждом углу.

Картина в пику Америке

- Расскажите, как вы стали работать с Куросавой?

- В прошлом генерал милиции и убежденный сталинист, а на тот момент первый заместитель председателя Госкино, Николай Сизов любил японского классика Куросаву и как-то пригласил меня к себе: «Акира должен приехать снимать картину. Что ты о нем знаешь?» Я, до этого работавший помощником режиссера на картине Абрама Роома «Гранатовый браслет», выпалил: «Я вообще не люблю японские картины!» Но с Сизовым спорить было невозможно: «А теперь будешь каждый день смотреть картины Куросавы, а то он приедет, а ты и фильмы его не видел». И я стал ездить в Госфильмофонд. Помню, поэт и режиссер Григорий Поженян, узнавший о моих просмотрах, посоветовал: «Плюнь на него, картина никому не нужна, кроме Куросавы».

- Зачем нашей стране было давать деньги на фильм, который ставит японец?

- Политика. СССР спас Куросаву. Он в Голливуде взялся снимать фильм о нападении японцев на Перл-Харбор - «Тора! Тора! Тора!», но ему американцы навязали свои взгляды, и он расторг контракт, выплатил большую неустойку. Был в отчаянии. Мы его спасли - дали возможность сделать кино. Получается, он «перешел» от американцев к нам.

ВАСИЛЬЕВ на могиле КУРОСАВЫ в пригороде Токио

ВАСИЛЬЕВ на могиле КУРОСАВЫ в пригороде Токио

- КГБ «принимал участие» в съемках?

- На площадке дежурили агенты. Помню, меня вызвал первый заместитель председателя Госкино Борис Павленок и сказал: «Почему у вас в фильме китайские названия? Убрать!» Я тогда оправдывался, ссылался на сценариста, писателя Юрия Нагибина и дневники автора книги Арсеньева. Весь отснятый материал просматривали «компетентные» люди. Куросава писал в дневниках: «Пленки не дают, в группе работают одни стукачи и идиоты». Мне пришлось половину съемочной группы поменять.

- Куросава сам выбрал сценарий?

- Сначала он хотел сделать «Тараса Бульбу», потом стал писать сценарий по повести Достоевского «Записки из мертвого дома», но он не получился. А тут его тема природы сильно зацепила. У нас в 1961 году фильм «Дерсу Узала» уже был снят режиссером Бабаяном, однако глава Союза кинематографистов СССР Лев Кулиджанов решил: «Пусть Куросава снимает. Все равно хуже не сделает». На проект отпустили большие деньги. В среднем фильм стоил 400 тысяч рублей, а тут дали 2 миллиона. Пять режиссеров по вине этой картины остались без работы, потому что их проекты отложили.

Куросава подходил к делу ответственно: с нашими барышнями не крутил, в гулянках не участвовал… Помню, 22 апреля 1974 года, перед отъездом в экспедицию на Дальний Восток, на «Мосфильме» устроили субботник. Вдруг Куросава говорит: «Мы тоже хотим участвовать». Мы согласились. Но нас через час вызвал узнавший директор киностудии и говорит: «Вы представляете, что в заграничных газетах появится фото и подписью «Куросава в Союзе работает дворником». Чтобы японцы на территории «Мосфильма» с ведрами не появлялись!»

Встреча Леонида БРЕЖНЕВА с американским президентом Джеральдом ФОРДОМ прошла на высшем уровне: с водочкой, икоркой и охотой

Встреча Леонида БРЕЖНЕВА с американским президентом Джеральдом ФОРДОМ прошла на высшем уровне: с водочкой, икоркой и охотой. Фото с сайта imgur.com

Умер от зависти

- Расскажите, что вам запомнилось со съемок?

- Есть персонаж у Арсеньева - Ли Цунбин, пожилой китаец из богатой семьи, который ушел в тайгу и жил один. Куросава меня попросил найти настоящего китайца. Я откопал в Москве одного, договорился. Но через месяц он умер. Нашли другого китайца, уже ехать в экспедицию, а тот умирает. Третьего еду уже искать в Приморский край, город Арсеньев. Нашли старика, сторожа Дядю Гришу, зарплата 15 рублей. Жил он в комнатке шесть квадратных метров. Объяснили: «На «Волге» ездить будем, питание бесплатно». Привезли. И тут с ним знакомится актер Максим Мунзук. И рассказал ему, что получает в день аж 40 рублей! И дядя Гриша бегом ко мне: «Почему мне только 5 рублей? Не буду сниматься. И мне платите по 40 рублей в день». Никакие объяснения, что Мунзук - народный артист, депутат, самый известный человек в Туве, не действовали. Еле уговорил. Снялся у нас дядя Гриша, вернулся домой и через три дня умер.

- Вам-то, наверное, после «Оскара» считать копейки не пришлось?

- Когда все узнали, моей жене Светлане стали звонить: «Ты теперь не будешь работать!» Но дали только премию мне, оператору Федору Добронравову - 400 рублей и художнику Юрию Ракше - 250. Я и Добронравов купили холодильники, а Ракша - краски. Остальные ничего не получили.

- Вы дружили с Мунзуком. Книгу о нем написали…

- Его со съемок мог любой увести, и я следил, чтобы он не выпил лишнего. Помню, Мунзук должен был прыгать на сук утонувшего дерева в таежной речке. Он боится, отпрашивается у Куросавы, мол, заболел. Я это дело пресек. Едем в машине, а Мунзук говорит: «Ты не любишь актеров. Вот Куросава не поехал, потому что не хотел видеть, как умирает актер». Оказалось, он плавать не умел. В общем, сцену снимали несколько раз, потому что Мунзук тонул в кадре, а не прыгал на сук.

Косуля Катя - артистка, а не трофей генсека БРЕЖНЕВА

Косуля Катя - артистка, а не трофей генсека БРЕЖНЕВА

Медведица подвела

- Медведя и тигра для съемок взяли из цирка?

- Нет, их поймали охотники в тайге, а мы их год выращивали. Медведица Рита стала ручной, а нам нужен дикий зверь. Наступил день съемок. Мы понимали, что Рита рванет - неизвестно, в какую сторону, поэтому поставили четыре камеры. Снимаем одним дублем, потому что второго уже не будет. Только наша медведица не в сторону рванула, а бросилась к самой высокой ели. Залезла наверх и весь день качается - аж ель ходуном ходит. Мы с камерами до вечера ждали, когда Рита спустится. А она вместо того, чтобы убежать, бросилась в родную клетку. Сдали Риту в зоопарк.

- Косулю тоже пришлось в зоопарк отдать?

- Косулю Катю тоже взяли маленькой. Однажды на съемки приехали «ответственные» товарищи: «По поручению Политбюро мы заберем эту косулю для одного мероприятия». Я возмутился: «Как это вы заберете косулю?! Она - артистка». А мне объясняют доходчиво: «Мы ведь можем и вас вместе с косулей выпустить в вольер…» Оказывается, у Леонида Брежнева в 1974 году была запланирована встреча с американским президентом Джеральдом Фордом и генсек хотел развлечь гостя охотой. Забрали нашу Катю, мы ее уже вечером поминаем, слезы льем. Однако через две недели нам вернули косулю. А еще привезли из США журнал: на одной странице Брежнев целится в Катю, а на другой - Форд закрывает дуло карабина ладонью. Заголовок такой: «Вот о чем мечтает генеральный секретарь Леонид Брежнев!» В советское время, если бы рассказал об этом, меня бы отправили в Магадан.

Прикинь!

В честь Дерсу Узала названы астероид, село, жук и фонд развития экотуризма.

Имей в виду

«Лесной человек» Дерсу одно время жил у Арсеньева в городе, но решил вернуться в тайгу. На память от Арсеньева он получил ружье, из-за которого и был убит недалеко от железной дороги бывшим каторжником. На этом месте в память о Дерсу посадили ель.


- У меня украли звездный час, - сожалеет Юрий Соломин

- Куросава сделал лучший фильм о человеке и природе, - считает народный артист России Юрий Соломин. - Меня пригласили в гостиницу «Москва», где были накрыты столики и на экране показывали прямой эфир церемонии награждения. Но я не досмотрел и ушел. О том, что наша картина получила «Оскар», я узнал от жены. Я редко плачу, но у меня потекли слезы. Жена не поняла, и я объяснил: «Пойми, у нас с Мунзуком украли наш звездный час». В Госкино никто нас не поздравил… А выбрал меня на роль Арсеньева режиссер по сериалу «Адъютант его превосходительства», который он посмотрел. Проб не было. На съемках отмечали мой день рождения. Куросава, по первому образованию художник, нарисовал для меня картину - тигра. Она хранится у меня в театре.

СОЛОМИН, КУРОСАВА и МУНЗУК создали фильм-легенду

СОЛОМИН, КУРОСАВА и МУНЗУК создали фильм-легенду

Кстати

- Как мне рассказали, Соломина не пустили в США из-за одного сотрудника ФБР, который сказал: «Вы сошли с ума? Вы не видели его в «Адъютанте его превосходительства». Он матерый разведчик», - поделилась актриса Ирина Линдт.


 

Все наши «Оскары»

* 1942 г. - документальный фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»»

* 1968 г. - художественный фильм Сергея Бондарчука «Война и мир»

* 1976 г. - художественный фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала»

* 1980 г. - художественный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»

* 1994 г.- художественный фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»

* 2000 г. - мультфильм Александра Петрова «Старик и море»

Режиссёр Владимир ВАСИЛЬЕВ с заветным «Оскаром»

Режиссёр Владимир ВАСИЛЬЕВ с заветным «Оскаром»





Родила от Янковского, верила в сглаз и умерла в забвении: печальная судьба актрисы цыганки Сони Тимофеевой
Ядреный атом. Мир пугали Чернобылем, замалчивая масштабную аварию в США