Сериалы

Глория Перес: Жади останется с Саидом!

Опубликовано 07 Декабря 2004г.
СЦЕНАРИСТКА ЗА РАБОТОЙ: этот Коран - подарок шейха - Глория изучила от корки до корки

СЦЕНАРИСТКА ЗА РАБОТОЙ: этот Коран - подарок шейха - Глория изучила от корки до корки

Трагическая судьба этой женщины - лучшей сценаристки студии «Глобо» - никого не оставит равнодушным. Ее сын (один из двух) умер в 20 лет, дочь - восходящую звезду бразильских сериалов - убил сумасшедший актер, маниакально жаждущий славы. Но Глория ПЕРЕС не сломалась. Она нашла силы жить и творить. Ее сценарии, над которыми рыдают миллионы зрителей, - это социальные кампании, призывающие людей изменить себя и окружающий мир к лучшему.

Дверь нам открыла сама Глория. Очень худая, если не сказать, изможденная женщина с огромными грустными глазами.
- Девочки, проходите. Хотите кофе, сок, колу? - захлопотала хозяйка, усаживая нас в уютные кресла. Откуда-то из недр квартиры выплыла пожилая негритянка с подносом. Дом, куда мы приехали по приглашению Перес, стоит у самого океана - из окна ее апартаментов открывается великолепный вид на залив и старый форт.
- Глория, роскошная квартира! Давно тут живете?
- Я здесь работаю. Это офис, который мне арендовала студия «Глобо». (Она закуривает тоненькую ароматную сигаретеллу и все интервью смолит непрерывно. - О.М., А.Ч.) Здесь спокойно, даже телефона нет. Потому что, когда я сажусь писать, меня нельзя отвлекать. Работаю без перерывов до последней точки. Вообще-то здесь вполне можно жить: есть спальня, кухня, но для меня это рабочее место. Отдыхать я еду домой. У меня квартира недалеко отсюда - на Копакабане, тоже на берегу океана.
- Кто-нибудь ждет вас дома?
- Я живу совсем одна. Сын женился, у него своя семья. С мужем я развелась давно.
(Подробно расспрашивать Глорию о ее трагедии мы не стали: историю гибели ее дочери нам рассказал муж погибшей - Раул Газола, сыгравший Миру в сериале «Клон». Интервью с ним вы прочтете в ближайших номерах «ЭГ».)

Сериал на полке

- Ваш «Клон» имеет огромный успех во всем мире…
- …и что меня удивляет, у него великолепные рейтинги в Израиле! Стране, находящейся в состоянии войны с мусульманским миром!
- Сериал вышел на экраны одновременно с событиями 11 сентября. Как на этом фоне публика приняла историю девушки из Марокко?
- Дирекция «Глобо» некоторое время откладывала старт теленовеллы, боясь, что она вызовет отторжение зрителей. Тут еще нужно было учесть, что по давней традиции каждый наш сериал транслируется одновременно в Бразилии, Португалии и в Майами.
Но люди восприняли «Клон» правильно. Все-таки история эта не о политике или религии, а о трагической любви.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ: в доме Перес ими забиты несколько шкафов и полок

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ: в доме Перес ими забиты несколько шкафов и полок

- С чего вы вообще взялись за тему мусульманства?
- Это удивительный народ с богатейшей культурой. Их мир в корне отличается от нашего, и мне всегда хотелось изучить его подробнее. Особенно меня мучил вопрос, почему такая жесткая, суровая религия получила невероятное распространение в мире. В процессе работы над сериалом я поняла главное: мы в нашей христианской традиции живем в постоянном страхе перед неведомым. Мы мучаемся выбором правильного пути. У мусульман каждый знает, что его судьба определена еще до рождения. Где-то там у Всевышнего расписан каждый момент его жизни вплоть до последнего вздоха. Поэтому спорить с судьбой, пытаться что-то изменить бессмысленно и опасно. Это дает человеку спокойствие и уверенность.
- В «Клоне» очень много говорят о наркотиках и алкоголизме. Для Бразилии это актуальные темы?
- Увы, это действительно бедствие. Хотя должна признать, что социальная кампания, которую я развернула в сериале, имела огромный успех. Подростки сами начали обращаться в наркологические клиники за помощью. А все потому, что об этой проблеме в «Клоне» говорят не взрослые, а их же сверстники - юные наркоманы.
- У вас был хоть один сериал без социальной подоплеки?
- Нет. Именно я внедрила в жанр сериала полемику на злобу дня. Поначалу это ноу-хау принималось в штыки, в первую очередь критиками, но зрители были в восторге.
- А правительственные заказы когда-либо поступали? К примеру, поднять рейтинг политика?
- Нет-нет, мне не нужна указка свыше. Я сама выбираю темы, которые считаю острыми. Я уже рассказала про СПИД, искусственное оплодотворение, пересадку органов… Впрочем, если ко мне обратятся с заказом… Тут надо все взвесить. Заказ-то может оказаться правильным!
- Вы работаете только на «Глобо»?
- Одно время я сотрудничала с телекомпанией «Маншете», потом вернулась на «Глобо». По контракту я работаю только на свою студию и не могу писать сценарии на сторону.
- Все ваши сценарии были приняты?
- Все. Но не сразу. Один мой сериал пролежал семь лет в архиве, прежде чем его решились поставить. Да что говорить - тот же «Клон» откладывали год. Боссы боялись низких рейтингов.

Народное восстание

НА ПРАЗДНИКЕ В ЧЕСТЬ ОКОНЧАНИЯ СЕРИАЛА "КЛОН": Глория Перес в окружении актеров теленовеллы

НА ПРАЗДНИКЕ В ЧЕСТЬ ОКОНЧАНИЯ СЕРИАЛА "КЛОН": Глория Перес в окружении актеров теленовеллы

- Вы должны ежегодно сдавать по сериалу?
- Нет, что вы! Долгоиграющий сериал - это жанр, который страшно изматывает, высасывает все соки. Сначала ты около года ведешь предварительную работу, собираешь материал. Потом, после премьеры, новелла идет в эфире месяцев восемь, на протяжении которых ты беспрерывно строчишь сценарий. Мне каждый день нужно написать 36 страниц.
- Зверство какое! Так написано в контракте?
- Там записано, что я должна сдать сериал. Но если я не напишу положенное количество страниц в день, серии не смогут отснять вовремя, они не выйдут в эфир. И тогда… Как минимум народное восстание.
- До какого года у вас контракт с «Глобо»?
- До 2005-го.
- Будете его продлевать?
- Пока не знаю. Я должна сдать еще один сериал, который стартует в начале следующего года.
- О чем он?
- О нелегальной иммиграции в США (это сериал «Америка». - О.М., А.Ч.). В этом году как раз огромное количество латиноамериканцев депортировали из Штатов. Так что актуальнее некуда. Есть еще задумки написать о родео, корриде, защите животных.
- Одна из проблем Рио - фавелы, барачные районы, где живут миллионы людей без работы, образования. Почему вы не пишете о них? Или это не актуально для всей Бразилии?
- Фавелы есть во всех крупных городах страны. В принципе вы правы. Надо подумать. (На днях стало известно, что Глория действительно ввела эту тему в «Америку». - О.М., А.Ч.)

«Утка» для прессы

- Мы слышали, что для «Клона» отсняли три разных финала. Это правда?
- Ха! Вы тоже купились! Это мы с режиссером запустили «утку», будто в «Клоне» есть несколько финалов. Беда с этими журналистами: под конец любого сериала они пытаются рассекретить финал, а мы всеми силами стараемся сохранить интригу. Обычно мы запускаем в прессу байку: будто бы вариантов окончания у нас много, или случайно «выдаем» часть сюжета. Но все это - выдумки. Хотя пару раз было и так, что режиссерам действительно приходилось переснимать финал, когда журналисты публиковали развязку теленовеллы до показа.
- И какими «утками» вы кормили прессу по поводу «Клона»?
- Что Жади наконец оценит Саида и останется с ним. Что Лукас женится на другой мусульманке или вернется в семью, даже погибнет… Всем журналистам говорили разное. Главное, что даже актеры не знали развязки, потому что последнюю серию снимали по-хитрому. Ближе к концу теленовеллы я, отправляя режиссеру сценарий на грядущую неделю, вставляла туда пару сцен для финала. В общей суете они проходили незамеченными. А потом уже, когда все было готово, режиссер Жайме Монжардин сам смонтировал материал. Причем пленки и сценарий держал в личном сейфе.
- Вы участвуете в подборе актеров?
- Да, обязательно.
- Никто из актеров «Клона» вас не разочаровал?
- Мы попали в точку с каждым. Я не могу представить ни один персонаж в другом исполнении.
- А вот Далтон Виг после «Клона» фактически исчез с экранов, сейчас снимается в подростковом сериале «Кружево». Не значит ли это, что он провалил роль Саида?
- Ни в коем случае. Просто в «Клоне» у него была очень важная роль, а по традиции «Глобо» после такого яркого образа актер должен пару лет держаться в тени, чтобы зрители успели его забыть.
- Но главные звезды сериала - Мурилу Бенисиу и Джованна Антонелли продолжают активно сниматься.
- Они тоже отсутствовали на экранах год. И вообще, вы слишком пренебрежительны к «Кружеву». На самом деле это один из самых успешных многолетних проектов «Глобо», и телекомпания ставит на него все больше с каждым годом.
- Алкоголики, наркоманы, клон, мусульмане, обреченная любовь - ужасно запутанный клубок! Какова все-таки основная идея сериала?
- Думаю, каждый зритель определит это сам. Неожиданно для меня из сериала прямо-таки библейская притча вышла. Говоря о клонировании, вы сталкиваетесь с понятием Бога-творца. Доктор Альбьери тоже творец, и вроде бы выходит, что клон - это первый шаг человека к равенству с Создателем. Но так ли это? Действительно ли доктор победил? На протяжении всей теленовеллы я пытаюсь исследовать психологию клона. Понять, допустимы ли подобные эксперименты. В сериале у Лео нет никого, кто бы его воспринимал как человека, как равного себе. Для Альбьери он лишь результат эксперимента. Для Леонидаса - воскресший сын, призрак Диого. Для суррогатной матери Деузы - страшное разочарование, потому что она мечтала о сыне, похожем на нее и любимого ею Эдвалду. И даже для брата Лукаса, копией которого он является, Лео всего лишь отражение в зеркале. Получается, что парень сам по себе не имеет связи с миром. Он как бы первое существо новой жизни. И чтобы иметь возможность жить дальше, ему необходимо такое же, как он, существо. Как нужна была Ева Адаму.
***
В конце интервью Глория провела нас по квартире. Показала Коран, исчерканный ее пометками на полях, - подарок шейха, главы мусульманской бразильской общины, который консультировал «Клон».

Русскому народу моя любовь и восхищение

Русскому народу моя любовь и восхищение

Одна комната в доме переоборудована под библиотеку: здесь сценаристка достала с полки том своего любимого Достоевского, прочитала отрывок, запнувшись на слове «мамочка». Мы даже слегка поспорили, уверяя, что в России XIX века это слово не употребляли - в обиходе было «матушка». Выслушала с недоверием.
Особая гордость Перес - бразильские и международные премии «Клона», которыми под завязку набиты несколько шкафов и полок. Стоило открыть дверцу, хлынул водопад дипломов, статуэток, сувениров, каких-то табличек. Тут даже есть премия от ФБР.
- Глория, за что это вас наградило Федеральное бюро?
- Опять-таки за «Клон». Так получилось, что моя кампания против наркозависимости оказалась лучшей из всех, что прежде доводилось видеть отделу по борьбе с наркотиками.
За этим дипломом я ездила в штат Юта, где состоялась торжественная церемония вручения.
- А почему вы эти премии на стенку не вешаете?
- Девочки, то, что вы видите, - малая толика! У меня просто нет столько стен, чтобы все это вывесить!

Рио-де-Жанейро - Москва, 2004

Досье
* Глория ПЕРЕС родилась 25 сентября (год рождения скрывает) в Рио-Бранко. Ее отец, Мигел Жеронимо Ферранте, в то время занимал пост министра Высшего суда Бразилии.
* Начала писать (вернее ассистировать сценаристке Жанет Клер) в 1975 г. Ее самостоятельная проба пера - сериал «Я обещаю» 1984 года, где Глория значится в качестве соавтора. Первый собственный сериал - «Кармен» 1988 года, снятый телекомпанией «Маншете».
* Сериалы на «Глобо»: «Желание» (1990), «Живот напрокат» (1991), «Душой и телом» (1993, именно в нем снималась дочь сценаристки Даниэла на пару со своим будущим убийцей Гильерме де Падуа), «Взрыв сердца» (1996), «Женщина» (1998), «Неукротимая Хильда» (1998), «Шальные деньги» (1999), «Клон» (2002), «Америка» (2005).

СЕРИАЛЫ СПАСАЮТ МИР

- Теленовелла - одно из мощнейших средств пропаганды. Хорошая мыльная опера способна затронуть умы и сердца людей порой гораздо действеннее, чем самые дорогостоящие рекламные кампании, - сказала в интервью «ЭГ» Глория ПЕРЕС.
Люди постоянно обращаются к ней со своими проблемами. И очень часто сценаристке действительно удается им помочь.

* Так в 1984 году жители одного из окраинных районов Рио пожаловались Глории на отсутствие автобусной линии. Перес как раз работала над сценарием нового сериала «Высокие цели». Вскоре в нем появились симпатичные герои, живущие в том самом проблемном районе, а еще жадные до денег бюрократы, тормозившие строительство нового автопарка. Стоит ли говорить, что вскоре после премьеры сериала общественное негодование вынудило мэрию заняться окраинными районами Рио.
* Огромные плоды принесла и социальная кампания, начатая Перес в новелле «Взрыв сердца». Речь шла о пропавших детях. В сюжет сериала были введены реальные интервью с безутешными родителями, постоянно демонстрировались фото объявленных в розыск детей. В результате до конца сериала 79 ребят были возвращены в семьи.