«Мы не сможем вырастить добрых и отзывчивых детей, если будем развлекаться в траур»

Детям очень трудно объяснить, что такое смерть, трагедия, траур. Но не объяснять этого нельзя

Мы с ребятишками ждали этого понедельника целую неделю. С утра у Илариона в детском саду утренник, а после утренника мы собирались с Колей и Петей поехать в кино на «Звездный войны», которых ждали целый год.

Поход в кино был запланирован еще на позапрошлой неделе. Дети просто изнывали от нетерпения. Коля (ему 8 лет) считал дни до понедельника, а Петя (ему 6) пока не ориентируется в днях недели, поэтому по нескольку раз на дню спрашивал, когда уже этот понедельник наступит.

Назначая день похода, я оговорился: «Если не случится какого-нибудь форс-мажора».  И тут же пришлось объяснять, что такое форс-мажор и что такое обстоятельства непреодолимой силы. Приводил примеры. Мол мы не сможем пойти в кино, если прорвет трубу или случится метель и нашу деревню завалит снегом… Таких обстоятельств, как траур, мне даже в голову не пришло.

Невозможно понять

А в воскресенье случилась трагедия.

С утра с тревогой ждали известий. А вдруг самолет сумел сесть на воду или хотя бы кому-то удалось спастись?.. Потом надежды растаяли. Жена не стесняясь плакала, у меня тоже поступали слезы. Все это так нелепо и тяжело.

Дети не особо поняли, что произошло, только  Петя уловил наше настроение и целый день с тревогой заглядывал в глаза. Коля грустил. Он уже знает, что такое смерть. Год назад он схоронил любимого дедушку, которого вообще не вспоминает, потому что, как он сам однажды сознался, ему очень больно его вспоминать.

Понедельник объявили траурным днем. Возник вопрос: должны ли мы отказаться от долгожданных "Звездных войн" и детского праздника? Кинотеатры работают в обычном режиме. Елку у Ларика тоже никто отменять не стал.  Никто ведь не узнает, если мы тихонько сходим в кино и не станем писать об этом в соцсетях... С одной стороны. Но с другой стороны – как я буду чувствовать себя, сидя в кинотеатре, когда вся страна скорбит?..

- Я думаю, что им полезно будет принести эту жертву, - сказала мне жена, когда  спросил совета. – Как мы сумеем воспитать добрых и отзывчивых людей, если будем развлекать их в день траура?

Сложно объяснить

О решении я объявил за ужином. Начал со слов о том, что поездка в кино отменяется. Коля с Петей вскочили с мест с отчаянными криками: «Почему?», «За что?». Я рассказал им о том, что в стране случилось большое горе. Трагически погибли 92 человека. Сотни детей осиротели. Можем ли мы в такой день веселиться? «Нет!» ответили в один голос ребятишки, грустно повесив носы.

А вот елку Ларику решили не отменять. В три года ребенок еще не понимает, что такое траур и не способен скорбеть. Ради чего лишать его долгожданного праздника?

Утренник получился хороший. У нас самый лучший в мире деревенский детский сад. Воспитатели вкладывают в наших детей всю свою душу до последней капельки. Детки радовались и веселились от всей души. Взрослые тоже радовались, но как будто вопреки. Ни одним словом никто не обмолвился о вчерашнем происшествии. Может быть оттого, что тема очень больная и никому не хотелось омрачать праздник деткам. А может быть – от того, что каждый в душе стыдится того, что привел ребенка на праздник в такой день. Совершенно точно могу сказать, что этот утренник был не похож на все остальные утренники.

* * *

Люди погибли. Их уже не вернуть . Мы будем помнить и скорбить о них всю нашу жизнь, как помним тот ужас, который переживали во время землетрясений в Спитаке и Нефтегорске, после взрывов в Москве и Волгограде. Но жизнь наша продолжается и в ней должно быть место не только скорби, но и радости.

Завтра пойдем с ребятами в кино.