Интересное о Москве: чего не рассказывают на обычных экскурсиях по Коломенскому

Через овраг музея-заповедника можно попасть в эпоху Ивана Грозного

Через овраг музея-заповедника можно попасть в эпоху Ивана Грозного

Есть в Москве загадочное место, запечатлевшее самые судьбоносные и драматические события русской истории - музей-заповедник «Коломенское». Мы кратко коснемся лишь некоторых фактов, которые хранит этот удивительный уголок столицы. Но даже их, уверены, вполне хватит, чтобы у вас возникло желание хотя бы раз в жизни приехать сюда.

Cредневековая Москва видела себя Третьим Римом, прямой наследницей Византии и центром мирового православия. Архитекторы рассчитывали построить столицу, как икону в камне, символизирующую образ Града Божия из Откровения Иоанна Богослова. Коломенское в этой модели было символом иерусалимской Елеонской горы, где произошло Вознесение Господне и где ожидалось второе Его пришествие.

Расстояние от усадьбы до Кремля - это ровно такой же «дневной путь», как между Елеонской горой и Иерусалимом. По преданию, Господу даже уготовили трон в восточной части храма.

Очень символично, что именно в Коломенском с его многовековой историей 2(15) марта 1917-го, в день отречения от престола императора Николая II, была чудесно явлена Державная икона Богородицы.

1. Церковь Вознесения Господня; 2. Водовзводная башня; 3. Церковь Георгия Победоносца; 4. Комплекс передних ворот; 5. Храм Казанской иконы Божией Матери; 6. Сытный двор

В феврале 1917-го местная крестьянка увидела сон, в котором она стоит на горе и слышит слова: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать ее красною». Женщина отправилась в Вознесенскую церковь. Священник Николай Лихачев вместе с крестьянкой и очевидцами после долгих поисков спустился в подклет храма. Там и обнаружили темную икону, нижняя часть которой начала подгнивать.

Промыв икону, увидели, что это образ Богоматери «Державная». Явление иконы было воспринято как свидетельство особого попечительства Богоматери о России, как знак символической передачи ей верховной власти.

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны - храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам - в 17.00 и по воскресеньям - в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Эта церковь - уникальное архитектурное явление, самое древнее сооружение в Коломенском. Она стала первым каменным шатровым храмом в России

Крест Игоря Талькова

В жизни Талькова был удивительный случай, о котором он рассказал в книге «Монолог»: «В 1988 году я гулял в районе Коломенского и на территории деревни Дьяково городище увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он, видимо, был сброшен с купола церкви. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого». Оставить крест в разоренном храме было невозможно, и Игорь отнес его домой. «Это была не просто находка,- пишет он.- Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома. Возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побыв у меня в гостях, и что самое интересное: тот «друг», который был в ту ночь со мной, предал меня первым...»

 

Мохнатые существа

Голосов овраг - одна из природных достопримечательностей музея-заповедника. Он породил городские легенды о том, что здесь проходит разлом во времени. Согласно легенде, в 1621 г. у государева дворца стрельцы арестовали отряд татарских всадников. На допросе пленные утверждали, что они воины Давлет Гирея - хана, который в 1571-м сжег Москву. Произведенное дознание и вещдоки (оружие полувековой давности) говорили о том, что они не лгут.

Если не боитесь встречи с таким вот «бигфутом»...

Другое происшествие. Двое крестьян, без вести пропавшие в 1810-м, вдруг явились в 1831 году. Они рассказали, что, возвращаясь ночью из соседней деревни, увидели в овраге коридор, залитый белесым светом, а в нем - каких-то мохнатых существ. Те указали им, в каком направлении двигаться. Когда мужчины добрались до деревни, выяснилось, что вернулись они 20 лет спустя!

Один из этих мужчин окончательно растворился в закоулках времени, когда полиция снова привезла их в Голосов овраг для проведения следственного эксперимента.

...можете спуститься в Голосов овраг по этой крутой лестнице

Казанский храм

Названный в честь Заступницы, спасшей Русь от смуты, храм Казанской иконы Божией Матери был освящен в 1651 г. Служба в нем прервалась лишь в 1941 - 42 гг.

В 1812-м, во время нашествия Наполеона, здесь хозяйничали войска маршала Мюрата. Они стояли лагерем и грабили окрестные храмы. Но этот собор не разграбили. Священник Афанасий Ипатьев так отчаянно защищал родную церковь, что даже получил саблей по голове. Но не побоялся пойти к маршалу с просьбой вернуть церковное имущество, отнятое солдатами.

В музее Коломенского можно увидеть потир (чашу для Святых Даров), на котором написано: «Сей потир был украден французами, а потом испрошен священником Афанасием Ипатьевым лично у Мюрата».

До наших дней дошла легенда о полёте Никиты-Икара, который смастерил крылышки и спрыгнул с колокольни. По одной из версий, Никита летел именно с верхушки этой церкви. Возможно, дело происходило при постановке религиозной мистерии, в присутствии Ивана Грозного, свиты и зрителей, а сам полёт символизировал Вознесение

Камень Иисуса

В Казанском храме хранится панагия (небольшая икона) с необычной историей. 1948-м в Москву на торжества по поводу 500 лет автокефалии Русской церкви съехались иерархи со всего мира. Приехал и митрополит Гор Ливанских Илья Карам. Он и подарил образок, на обороте которого написано: «В эту панагию вмонтирован камень, на котором молился Господь, когда его предал Иуда». Видимо, это камень из Гефсиманского сада.

Домик Петра

Первый в историии музей под открытым небом создал Петр Барановский, известный тем, что спас от разрушения сотни шедевров архитектуры, в том числе собор Василия Блаженного. В 1933-м он был арестован прямо на рабочем месте, в Коломенском, на сборке деревянной башни, которую привезли из Беломорья. Перед арестом Петр Дмитриевич составил список объектов, которые надо перенести в музей-заповедник, и включил туда домик Петра I, который для убедительности назвал дворцом. Благодаря чему дом, привезенный из Архангельска, дожил до наших дней.


Потешные полки ПЕТРА I стали основой русской армии

Иван Грозный. В Коломенском он формировал полки перед походом на Казань и получил известие о взятии Астрахани.

Алексей Михайлович, второй русский царь из династии Романовых, приказал возвести в усадьбе великолепный деревянный дворец. Уже в наши дни дворец был воссоздан заново - по чертежам, сделать которые повелела Екатерина II.

Петр I собирал здесь потешные полки. Следуя традициям русских государей, возвращаясь с победой после взятия Азова и Полтавской битвы, он останавливался в Коломенском перед торжественным въездом в Москву.

Дворец АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА восстановили в 2010 году

Еще один храм Коломенского, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, по древнему преданию, возводили Барма и Постник. Знаменитые зодчие, которые построили храм Василия Блаженного, а потом якобы были ослеплены. Предтеченская церковь опровергла эту гнусную легенду, сочиненную европейскими «историками».


Ученые предполагают: не исключено, что именно здесь надо искать легендарную библиотеку Ивана Грозного. Называют даже перспективные места для поиска - подземелье Вознесенского храма или Голосов овраг. И напоминают кладоискателям, что Грозный наложил проклятие: кто приблизится к его «Либерии», тот ослепнет.

 

* Уже в каменном веке, в V - III тыс. до н.э., здесь жили люди. Древнейшее поселение на территории Москвы, Дьяково городище, дало название всей археологической культуре раннего железного века. Ее так и называют - Дьяковская культура.

* По преданию, село Коломенское основали жители Коломны, сбежавшие от хана Батыя, который напал на город в 1237 г., разорив дотла.

* Первое письменное упоминание о Коломенском оставил Иван Калита, когда в 1336 г. перед поездкой в Орду завещал село сыну Андрею.

* Дмитрий Донской останавливался в Коломенском на отдых со своим войском, когда тяжело раненный возвращался с Куликовской битвы. Здесь встречали его хлебом-солью, «медами и соболями».


* Храм был построен в 1529 - 32 гг. по повелению Василия III в честь рождения его сына, будущего царя Ивана Грозного.

ИВАНА ГРОЗНОГО отравили в 54-летнем возрасте, но нередко его изображают древним старцем

* Долгое время это было самое высокое сооружение в регионе - до тех пор, пока при Годунове не была построена колокольня Ивана Великого в Кремле.

* Вознесенский храм вместе с Московским Кремлем, Красной площадью, Троице-Сергиевой лаврой входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


* Французский композитор Берлиоз писал: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Я видел Страсбургский собор, который строился века, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, ничего не нашел. А тут передо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры и долго стоял ошеломленный».

 


автор



«Я вел себя именно так, как должен вести Пчела»: как Павел Майков стал заложником «Бригады»
«Это моя вина»: о чем жалел самый известный эстонец и легендарный телеведущий Урмас Отт